Письмо для развития критического мышления

1. Письмо по правилам.

А) Для создания содержательного текста предлагается алгоритм, включающий пять шагов:

Стадия вызова:

1) Инвентаризация – работа по сбору информации и собиранию мыслей, актуализации собственного опыта по теме письма.

2) Составление чернового текста (свободный, фиксируются любые мысли и идеи).

Стадия осмысления

3) Правка – улучшение текста, грамотное и четкое изложение мыслей.

4) Редактирование – подготовка текста к изданию (проверка ошибок, переписывание набело).

Стадия рефлексии

5) Издание и публикация – возможность поделиться мыслями с другим, увидеть, как воспринимается произведение окружающими. Произведения других могут вызвать поток новых мыслей. Публикация может быть стендовой, в сборнике, «в писательском кресле».

Б) Социо-игровое занятие РАФТ: Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема)

Основная задача – описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа с учетом специфики аудитории, к которой он обращается. Тема: «Мой портфолио». Роль – директор, завуч, учитель, ученик, родители, само портфолио, ручка и т.п. Аудитория – сосед по парте, администрация школы, подруга, случайный попутчик. Форма – эссе, монолог, письмо, рассказ, фельетон, страдания, докладная записка, частушки и т.п. После выбора параметров происходит их обсуждение в группе, паре с целью услышать советы, предложения, выявить детали, факты, которые могут заинтересовать. За отведенный временной отрезок создается текст. Возможна дальнейшая помощь в парах или группах с целью совершенствования написанного. После читки в «писательском кресле» начинается работа в группах: познакомившись с текстами друг друга, необходимо выделить общие моменты, обсудить разницу в изложении одних и тех же фактов. Далее возможно переформирование групп, объединение участников по жанрам текста. Предметом разговора в группе будет специфика жанра и ее соблюдение в текстах. Прием может быть организован и на уровне индивидуальной работы. Данная стратегия формирует умения импровизировать, свободно взаимодействовать, т.е. общаться на том языке, на котором думает собеседник, анализировать свои поступки и происходящие события, осознать свое отношение к миру, понимать специфику жанра. Форма 3-го лица позволяет снять страх перед самостоятельным высказыванием.

2. Письмо без правил. Эссе. В течение 10 минут надо писать без остановки на конкретную тему, выделить основные идеи и написать новое сочинение, отметая все лишнее. Можно задать направление мысли вопросами: Что вы узнали по новой теме? Задайте вопрос, на который вы так и не получили ответа. Главное правило – отражение собственной позиции, умение донести ее до слушателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: