Стадии и элементы правового регулирования

Правовое регулирование как особая, целесообразная и постоянная системная юридическая деятельность выражается в его стадиях, выделяемых по характеру (назначению) праворегулирующих действий.

Так, проф. А.Ф.Черданцев, выделяя три стадии правового регулирования, указывает на первую стадию как на общенормативное регулирование, на вторую стадию – как на возникновение прав и обязанностей у конкретных субъектов, и, наконец, на третью стадию - как на реализацию этих прав и обязанностей.

На первой стадии, отмечает ученый, происходит формирование нормативного регулятора, т.е. норм права путем принятия нормативных актов (законов, постановлений и т.п.). И на этой стадии правовое регулирование имеет общий характер.

На второй стадии на основе норм права и юридических фактов возникают конкретные права и обязанности у конкретных субъектов права, в конкретных отношениях. На этой стадии происходит конкретизация норм права применительно к отдельной, казуально регулируемой ситуации, поскольку права и обязанности, предусмотренные нормой права, носят общий характер.

На третьей стадии, по мнению данного автора, осуществляется превращение созданной на второй стадии правовой возможности реального получения субъектами права каких-то результатов (благ и др.) в саму эту реальность путем необходимого совершения обязанным субъектом определенных действий, выражающих искомый результат. Это и будет, в представлении данного автора, третья, завершающая стадия реализации субъективных прав и обязанностей, следовательно, реализация самих норм права, заключительный этап их действий.[264]

Из этих суждений следует, что, по существу, правовое регулирование имеет два этапа: правотворческий и правореализующий (лишь с логически сомнительным делением последнего на два самостоятельных этапа).

Однако, в двухэтапной структуре правового регулирования отсутствует стадия применения санкций правовых норм в случаях нарушения последних субъектами права.

В связи с этим представляется наиболее убедительным другое деление правового регулирования на три стадии, которые отражены, как сказано, в данном ранее определении: 1) стадию правотворчества (правоустановления), 2) стадию реализации норм права и 3) стадию применения государственного принуждения, означающего правозащиту (т.е. стадию применения мер юридической ответственности, выраженных в санкциях норм права). Это значит, что под реализацией норм права понимается реализация их гипотез и диспозиций (в правильном и добровольном порядке), а под применением государственного принуждения – применение санкций правовых норм (в случаях нарушений субъектами права правил диспозиций этих норм, что бывает не всегда и не во всех случаях реализации данных правил – диспозиций и, кроме того, требует особых процедур).

При таком делении начальной стадией является стадия правотворчества, которую, с точки зрения социологического, материалистического (а не сугубо позитивистского) правопонимания и юридической техники, теоретически правильнее все же именовать правоустановлением, как это определительно выразил проф. В.С. Нерсесянц,[265] либо правозакреплением, исходя из понимания права как формы общественных отношений.

Действительно, прежде чем начать что-либо регулировать, нужно иметь то, посредством чего можно осуществлять регулирование, т.е. нужно иметь в наличии определенные правовые средства. Для появления этих правовых средств, называемых в теории нормативными правовыми регуляторами, и необходима в первую очередь стадия правотворчества.

На этой стадии определенные правовые средства появляются и утверждаются в виде установления, изменения или отмены соответствующими субъектами правового регулирования действия позитивных норм права, выраженных в нормативных правовых актах, а также иных источниках права – нормативных правовых регуляторах в виде правил судебных прецедентов, правовых обычаев, регулятивных условий (положений) нормативных договоров, доктринально-правовых положений, религиозных догматов (соответственно, во многих или в некоторых национальных правовых системах). Они и создают, в целом, «право в потенциале и статике».

На второй стадии - реализации позитивных норм права и иных нормативно-правовыхрегуляторов - происходит перевод «права в потенциале» в фактически действующее право, т.е. в нормативно-фактическое регулирование конкретных общественных отношений с участием конкретных субъектов права. Это регулирование осуществляется в четырех общепризнанных в теории права формах реализации права: - соблюдении, исполнении, использовании и применении норм права. Первые из этих трех форм (соблюдение, исполнение и использование) определяются как непосредственные формы реализации норм права, а применение норм права – как особая, опосредованная (необходимым участием уполномоченных на это органов и должностных лиц) форма реализации норм права и иных правовых регуляторов.[266]

На третьей стадии - применение мер юридической ответственности за нарушение субъектами норм права (неисполнение возложенных на них нормой права обязанностей, нарушение субъективных прав иных субъектов, а также запретов) - осуществляется государственное принуждение в виде применения уполномоченными на это государственными и иными органами и должностными лицами соответствующих санкций, предусмотренных нарушенными нормами права. По своему функциональному смыслу, означающему защиту от нарушения как самих норм права, так и субъективных прав и свобод, выраженных в них, данная стадия правового регулирования означает правозащитную деятельность. В связи с этим она кратко и именуется правозащитой, подобно краткому названию двух предыдущих стадий – правотворчеству и правореализации.

Все стадии взаимосвязаны, взаимообусловлены и находятся в отношении корреляции, поскольку с учетом результатов правореализации и правозащиты ведется совершенствование законодательства, отменяются малоэффективные нормы права, а также устраняются пробелы, противоречия и иные несовершенные нормы права.

Все стадии правового регулирования имеют сложное строение и состоят из той или иной совокупности элементов.Такими элементами в теории права, во-первых, считаются: нормы права и иные правовые регуляторы, акты самореализации норм права (субъективных прав и обязанностей), акты применения норм права (включая судебные акты), правоотношения и, наконец, связанное со всеми ими правосознание как некий субъективно детерминирующий элемент всего правового регулирования.. Во-вторых, к этим правовым средствам добавляются в качестве элемента правового регулирования ещё и его субъекты.

Однако, как представляется, неправильно ограничивать перечень элементов правового регулирования только правовыми средствами, правосознанием и его субъектами. Правовое регулирование как деятельность включает в себя также предмет, цели и способы регулирования, поскольку в целом его можно представить формулой: регулирование чего-то, кем-то, в связи счем-то, каким-то образом, посредством чего-то и для чего-то.

Правовое регулирование является функциональным единством определенно необходимых элементов в процессе их целевого взаимодействия.

В функциональном единстве стадий и элементов правовое регулирование в теории права нередко обозначают термином «механизм правового регулирования».[267] Последний, тем не менее, имеет (хотя для некоторых теоретиков права спорное) определенное отличие от понятия «система правового регулирования». В связи с этим категорию «механизм правового регулирования» можно считать в качестве самостоятельной и реальной категории теории права. Она наиболее полно и точно отражает сложный функциональный характер правового регулирования как особого, структурированного вида человеческой деятельности.

В механизме (системе) правового регулирования осуществляется целевая взаимосвязь правовых средств (норм права, актов их применения и самореализации, других их видов), способов, а также субъектов и объектов правового регулирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: