1. Синквейн. Это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет охарактеризовать суть явления или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Цель – отработка понятий, организация итогового повторения, резюме полученной информации, изложение сложных чувств и представлений в краткой форме.
1-я строка – Тема (существительное)
2-я строка – описание темы (два прилагательных)
3-я строка – действие (три глагола, относящихся к теме)
4-я строка – чувство (фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к теме, оценку)
5-я строка – повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное)
Иго
Страшное, кровавое
Убивает, сжигает, собирает дань
Татарское иго- тяжелая ноша
Страшно!
2. Прием «Общее - уникальное». Способствует развитию способности выделять и кратко представлять общее и особенное при сравнении явлений, фактов. Прием способствует развитию аналитических способностей, синтезу и сравнительной оценке. Работа может быть индивидуальной, парной и групповой.
|
|
Кольца Венна: по теме «Эпоха Просвещения» выписать общие взгляды просветителей и уникальные черты отдельных мыслителей (Дидро, Руссо, Вольтера и т.п.)
3. Перекрестная дискуссия. В технологиях, связанных с дискуссионными методами, большое внимание уделяется правилам ведения самой дискуссии. В данном случае ведущим является не это умение, а способность выдвигать и формулировать аргументы в защиту своей позиции, отбирать наиболее сильные доводы, предвосхищать аргументы оппонентов. Этот прием дает возможность работать с темой на уровне ее идеи и проблематики. Слово «перекрестная» предполагает наличие противоположных точек зрения. Вопрос или спорное утверждение могут быть предложены организатором дискуссии или самими ее участниками. В основе организации работы лежит таблица:
Аргументы «за» | Вопрос/утверждение | Аргументы «против» |
Вывод: |
Участники дискуссии заполняют таблицу. Они работают в парах, последовательно записывая несколько аргументов «за» и «против» (4-5 каждых). Затем аргументы последовательно озвучиваются. Дальнейшая работа может быть организована по-разному:
ü По ходу работы ученики дописывают в обе графы наиболее значимые из прозвучавших в классе аргументов, которые затронули их, укрепили или поколебали их первоначальное мнение. В итоге нужно сделать выбор «за» или «против» и записать аргументированный вывод в таблицу.
ü Высказывается тезис «за», затем заслушивается опровержение и высказывается тезис «против». Обмен тезисами продолжается до тех пор, пока не закончатся аргументы. Через 10-15 минут останавливаем работу и просим принять однозначное решение, записав его после таблицы. Возможно деление класса на две группы («за» и «против») с последующей дискуссией. Итог – написание эссе каждым участником дискуссии.
|
|
4. Стратегия «рамка» или «статья». Цель – собрать, систематизировать, отобрать и логически выстроить необходимую информацию на заданную тему. Группе дается тема будущей статьи, лекции, тезисов доклада и т.п. На первом этапе группа составляет план статьи и презентует его (например, на листе ватмана). На втором этапе группа получает разнообразные источники по заданной теме (набор текстов, фотографии, рисунки, схемы), ножницы, клей, маркеры. Задача – выбрать наиболее значимую информацию, раскрывающую заявленные пункты плана. Информация вклеивается и вписывается на ватман. По ходу работы ведется таблица:
Наиболее ценная информация | «Белые пятна» | «Корзина» |
Перечисляются наиболее ценные источники, факты, мнения, называются авторы | Фиксируется, каких сведений было недостаточно, почему некоторые пункты плана не раскрыты | Называются или наклеиваются источники, которые не понадобились в работе |
На третьем этапе идет презентация работы. При наличии времени можно прочитать получившуюся статью, а можно ограничиться комментариями, содержащимися в таблице.
Говоря о метакогнитивных умениях, формируемых в процессе работы в режиме технологии (самооценка, планирование деятельности, многоуровневая рефлексия), необходимо остановится на ряде приемов, позволяющих их сформировать.
«Двухрядный круглый стол». Цель – обмен мнениями по наиболее актуальной для участников проблеме. Участники делятся на две группы. «Внутренний круг» свободно высказывается по обсуждаемой проблеме, четко представляя собственную точку зрения и не критикуя других. «Внешний круг» фиксируют эти высказывания, готовя свои комментарии и вопросы. Комментарии могут касаться сути обсуждаемого вопроса, процесса обсуждения во внутреннем круге, закономерностей в высказываемых позициях, возможных причин подобных высказываний. Учитель координирует работу, не вмешиваясь в содержание высказываний, направляя диалог в рамки обсуждаемой проблемы, фиксируя точки зрения. В итоге учитель просит участников сформулировать основные выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии. Этот прием позволяет ученику осознать собственные мысли и действия, а на уровне вторичной рефлексии эта деятельность и мысли становятся предметом осмысления, анализа и оценки других людей, выступающих в роли своеобразных «наблюдателей». С учетом этих оценок ученик имеет возможность осознать собственные метакогнитивные качества и при необходимости их корректировать (открытость мышления, терпимость к другим мнениям, к критике, адекватность самооценки).