Приемы стадии рефлексии

1. Синквейн. Это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет охарактеризовать суть явления или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Цель – отработка понятий, организация итогового повторения, резюме полученной информации, изложение сложных чувств и представлений в краткой форме.

1-я строка – Тема (существительное)

2-я строка – описание темы (два прилагательных)

3-я строка – действие (три глагола, относящихся к теме)

4-я строка – чувство (фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к теме, оценку)

5-я строка – повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное)

Иго

Страшное, кровавое

Убивает, сжигает, собирает дань

Татарское иго- тяжелая ноша

Страшно!

2. Прием «Общее - уникальное». Способствует развитию способности выделять и кратко представлять общее и особенное при сравнении явлений, фактов. Прием способствует развитию аналитических способностей, синтезу и сравнительной оценке. Работа может быть индивидуальной, парной и групповой.

Кольца Венна: по теме «Эпоха Просвещения» выписать общие взгляды просветителей и уникальные черты отдельных мыслителей (Дидро, Руссо, Вольтера и т.п.)

3. Перекрестная дискуссия. В технологиях, связанных с дискуссионными методами, большое внимание уделяется правилам ведения самой дискуссии. В данном случае ведущим является не это умение, а способность выдвигать и формулировать аргументы в защиту своей позиции, отбирать наиболее сильные доводы, предвосхищать аргументы оппонентов. Этот прием дает возможность работать с темой на уровне ее идеи и проблематики. Слово «перекрестная» предполагает наличие противоположных точек зрения. Вопрос или спорное утверждение могут быть предложены организатором дискуссии или самими ее участниками. В основе организации работы лежит таблица:

Аргументы «за» Вопрос/утверждение Аргументы «против»
     
Вывод:

Участники дискуссии заполняют таблицу. Они работают в парах, последовательно записывая несколько аргументов «за» и «против» (4-5 каждых). Затем аргументы последовательно озвучиваются. Дальнейшая работа может быть организована по-разному:

ü По ходу работы ученики дописывают в обе графы наиболее значимые из прозвучавших в классе аргументов, которые затронули их, укрепили или поколебали их первоначальное мнение. В итоге нужно сделать выбор «за» или «против» и записать аргументированный вывод в таблицу.

ü Высказывается тезис «за», затем заслушивается опровержение и высказывается тезис «против». Обмен тезисами продолжается до тех пор, пока не закончатся аргументы. Через 10-15 минут останавливаем работу и просим принять однозначное решение, записав его после таблицы. Возможно деление класса на две группы («за» и «против») с последующей дискуссией. Итог – написание эссе каждым участником дискуссии.

4. Стратегия «рамка» или «статья». Цель – собрать, систематизировать, отобрать и логически выстроить необходимую информацию на заданную тему. Группе дается тема будущей статьи, лекции, тезисов доклада и т.п. На первом этапе группа составляет план статьи и презентует его (например, на листе ватмана). На втором этапе группа получает разнообразные источники по заданной теме (набор текстов, фотографии, рисунки, схемы), ножницы, клей, маркеры. Задача – выбрать наиболее значимую информацию, раскрывающую заявленные пункты плана. Информация вклеивается и вписывается на ватман. По ходу работы ведется таблица:

Наиболее ценная информация «Белые пятна» «Корзина»
Перечисляются наиболее ценные источники, факты, мнения, называются авторы Фиксируется, каких сведений было недостаточно, почему некоторые пункты плана не раскрыты Называются или наклеиваются источники, которые не понадобились в работе

На третьем этапе идет презентация работы. При наличии времени можно прочитать получившуюся статью, а можно ограничиться комментариями, содержащимися в таблице.

Говоря о метакогнитивных умениях, формируемых в процессе работы в режиме технологии (самооценка, планирование деятельности, многоуровневая рефлексия), необходимо остановится на ряде приемов, позволяющих их сформировать.

«Двухрядный круглый стол». Цель – обмен мнениями по наиболее актуальной для участников проблеме. Участники делятся на две группы. «Внутренний круг» свободно высказывается по обсуждаемой проблеме, четко представляя собственную точку зрения и не критикуя других. «Внешний круг» фиксируют эти высказывания, готовя свои комментарии и вопросы. Комментарии могут касаться сути обсуждаемого вопроса, процесса обсуждения во внутреннем круге, закономерностей в высказываемых позициях, возможных причин подобных высказываний. Учитель координирует работу, не вмешиваясь в содержание высказываний, направляя диалог в рамки обсуждаемой проблемы, фиксируя точки зрения. В итоге учитель просит участников сформулировать основные выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии. Этот прием позволяет ученику осознать собственные мысли и действия, а на уровне вторичной рефлексии эта деятельность и мысли становятся предметом осмысления, анализа и оценки других людей, выступающих в роли своеобразных «наблюдателей». С учетом этих оценок ученик имеет возможность осознать собственные метакогнитивные качества и при необходимости их корректировать (открытость мышления, терпимость к другим мнениям, к критике, адекватность самооценки).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow