XYII век, или стремление удивить. Барокко и рококо между Городом и Двором

1. Общая характеристика эпохи.

2. Барокко – эпоха и барокко – стиль.

3. Барочная архитектура.

4. Барочное городское пространство.

5. Живопись и архитектура в Италии.

6. 17 век во Франции

7. Искусство Нидерландов в 17 веке. Фландрия. Голландия.

8. Испанская живопись 17 века.

9. 17 век в Англии и Скандинавии.

К концу ХУ1 века прежде всего в Италии эволюция маньеризма приводит к формированию стиля, выражающего новую концепцию природы и мира, отношений между людьми и предназначения искусства. Процесс этот охватывает как высшие сферы гражданских и церковных властей, так и частную жизнь человека, стремящегося отныне насладиться прекрасным.

На протяжении 17 века римская Церковь, которая упрочила свой авторитет после протестантского раскола и Тридентского Собора, использует искусство в своей деятельности по распространению новых идеалов и культовых ценностей. А великие монархи возлагают на художников задачу создания грандиозного, роскошного и убедительного образа королевской власти и государственного могущества.

Эпоха 17 века принято называть эпохой барокко. Она крайне разнообразна во всех проявлениях: политических, социальных, научных, культурных. Это период народных движений, первых революций, создания абсолютистских государств, возникновение значительных философских систем \Декарт и др.\, переворотов и открытий в науке. В искусстве складываются и развиваются национальные школы. Каждая из них имела свою специфику и достигла расцвета в творчестве великих мастеров.

Тридцатилетняя война между Габсбургами и Францией, Англией, Данией и др. привела Европу к разорению.

В Италии идет борьба отдельных итальянских государств. Испания борется против ига династии Габсбургов.

Непомерная роскошь и крайняя нищета – главные признаки эпохи.

Наличие сил противодействия существовавшему порядку нашли свое выражение в философии, литературе, науке, эстетике, изобразительном искусстве того времени. \ Утопия Томмазо Кампанеллы «Город Солнца»\.

Чтобы лучше понять эту эпоху следует обратиться к трудам академика Е. В. Тарле.

По всей Европе прокатывается волна народных восстаний: «армия страданий», «армия страдальцев», «восстание босоногих» и т.д.

Развитие естественных наук: Галилео Галилей, его ученик Э. Торричелли \1608-1647, открыл атмосферное давление, изобрел барометр \, У. Гарвей \изучает кровообращение, открыл «королевское Лондонское общество» для развития естественных наук \, Р. Бойль \ химик, естественник, астроном \, И. Ньютон.

Философы: Ф.Бекон \1561-1626\, Т. Гоббс \1588-1679\, Р. Декарт \1596-1650, «Мыслю, следовательно, существую», «Во всем сомневаюсь» \, Пьер Бейль \1647-1706\, Б. Спиноза \1632-1677, пантеизм\, Дж. Ф. Борри, Ф. Паллавичино \1618-1644\.

Барокко \ точное происхождение и значение этого слова неясны \ - эпоха, к которой принято относить прежде всего искусство Италии и которое отражает сложные явления того периода. Для официального направления характерны: аристократизация, обращение ко вкусам папского двора, крупного духовенства и дворянства. Основной функцией искусства становится контрреформационная пропаганда. Следовательно, перед искусством ставятся следующие задачи: поразить зрителя, возбудить его нервы. Это требует следующих средств: увеличение масштабов, грандиозности, пышности, экспрессивных форм, эффективности и декоративности; которые проявляются в необычных ракурсах и точках зрения, бурном движении, динамичной и асимметричной композиции, в преобладании свободного живописного мазка над рисунком.

Главное - выдумка, фантазия художника, необходимость выбирать из природы только прекрасное. Теоретик этого направления Томмазо Буони пишет: «Красота без грации лишена силы… Грация – дар неба, передаваемый через движение тела». Поэтому большое значение придается изображение сложного движения. В выборе сюжета следует руководствоваться стремлением изображать предметы возвышенные и благородные, трактовка сюжета должна быть «величественной и нежной», композиция – обдуманной и строгой, построенной на правильном расчете частей, контуры – грациозными, тела =прекрасными, драпировки – богатыми, исполнение – тщательным, колорит – гладким, переходы теней – мягкими. В изображении людей главное – передать их страсти, их переживания, для выражения которых предлагается определенный образец поверхностного и всегда одинакового изображения.

Лоренцо Бернини – наиболее яркий представитель этого течения. Его скульптуры «Давид», «Св. Лонгин», «Св. Иероним», «Экстаз св. Терезы» и др., папские гробницы в церкви Санта Мария Маджоре во Флоренции, Урбана У111 и Александра У11, рельефы «Вознесение Богоматери» изображают моменты стремительного движения, искажения лица для передачи болезненного или блаженного выражения, рассказывают о мука и подвигах. Бернини сочетает характерные черты официального искусства с большой жизненной конкретностью, реалистической трактовкой образа. Его портреты психологичны, они передают наиболее характерный аспект человека в непринужденной, живой, естественной форме. Архитектурные произведения Бернини отличаются пышностью и торжественностью \колоннада собора Святого Петра в Риме \.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: