double arrow

Закономерности и принципы процесса воспитания

Задание № 2. Обратитесь к теме закономерности и принципы обучения и сравните определения, записанные в вашей тетради (обучения) и данные в учебнике или словаре о принципах и закономерностях воспитания. В чем разница? Что общего?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3. Заполните таблицу.

Название принципа воспитательного процесса Характеристика принципа Пример из художественной литературы или личного опыта
Общественная направленность воспитания      
     
     
     
Личностный подход    
       
Комплексный подход    

Задание № 4. Приведите примеры на предложенные ниже закономерности воспитания.

1.Чувство защищенности, уверенности в своей нужности и спокойствия у воспитанников зависит от атмосферы любви и общего положительного протекания педагогического взаимодействия.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Чем содержательнее и целесообразнее построена и организованна разнообразная деятельность воспитанников, в которой они все больше занимают субъективную позицию, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в воспитательном процессе.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Формирование личности будет происходить эффективнее, если в процессе воспитания постоянно обогащается и перестраивается потребностно - мотивационная сфера личности, развивается ее интеллектуальная и эмоциональная активность.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Чем сильнее положительное влияние воспитательного процесса на внутреннюю сферу личности, тем выше его результат.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Чем меньше видимой внешне деятельности педагога, при условии огромной скрытой педагогической работы, тем ощутимее позитивные процессы становления и развития личности воспитанника.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Чем целенаправленнее влияние на вербальные и сенсорно - двигательные процессы воспитанников, тем эффективнее осуществляется полноценное формирование личности. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Задание № 5. Ситуация 1. Изучите ситуацию. Определите, какой принцип воспитания здесь реализуется (или не реализуется).

Павел Сидоров живет в неблагополучной семье: родители алкоголики, которые постоянно кричат на ребенка. Воспитание Павлика занимается бабушка, которую мальчик любит, но абсолютно не уважает.

В школе учитель математики крайне негативно относится к мальчику. Когда он в очередной раз опоздал на урок, учитель сразу же стал кричать на него, мальчик ответил грубостью. Дав задание классу, учитель заметил, что Павлик ничего не делает. На резкое замечание учителя мальчик снова ответил грубостью. После приказа покинуть класс он опять нагрубил. Учитель в истерике побежала к директору. Когда они вернулись в класс, то увидели, что мальчик стоит на подоконнике и грозиться выброситься из окна. Директор ласково обратился к Павлику и сказал, что хочет с ним поговорить. Мальчик сразу же спрыгнул с подоконника и в слезах выбежал из класса.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 2. Изучите ситуацию. Определите, какой принцип воспитания здесь реализуется (или не реализуется).

Колония А. Макаренко. Ему потребовалось отвести очень крупную сумму денег в соседнюю деревню. Для выполнения этого тяжелого и ответственного задания А. Макаренко взял одного колониста. У подростка было тяжелое детство, он часто крал деньги, и именно за воровство он попал в колонию. Подросток испугался задания и попросил А. Макаренко выбрать кого-нибудь другого: подросток боялся не справиться с собой и взять эти деньги. После проведенной беседы ребенок взял деньги и довез их в целости и сохранности. Подросток был очень горд оказанным ему доверием, и с тех пор только он возил деньги.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 3. Изучите ситуацию. Определите, какой принцип воспитания здесь реализуется (или не реализуется).

Учитель заметил, что одного ученика нет в классе. Возвращаясь домой, он встретил этого ученика с очень необычной птицей. Учитель спросил ученика об этой птице. Смутившись, ребенок рассказал о том, что у него есть птицы, которых он подобрал в лесу, вылечил и оставил у себя. Учитель сказал, что было бы очень хорошо, если бы в школьном красном уголке появились такие птицы. Тогда мальчик сказал, что он может подарить часть своей коллекции школьному красному уголку. Поблагодарив ученика, учитель предложил ему взять шефство за школьным красным уголком. Мальчик выполнял свой новые обязанности с гордостью, умением и ответственностью. После этого его отметки значительно улучшились, мальчик стал проявлять интерес к учебе.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ситуация 4. Изучите ситуацию. Определите, какой принцип воспитания здесь реализуется (или не реализуется).

Идет урок истории. Учительница объясняет детям тему "Вторая мировая война". Во время объяснения учительница заметила, что один ученик не слушает ее и читает книгу. Учительница подошла к этому ученику и похвалила его за чтение дополнительной литературы. Затем учительница посоветовала всем ученикам класса прочитать эту книгу.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 5. Изучите ситуацию. Определите, какой принцип воспитания здесь реализуется (или не реализуется). Разыграйте данную ситуацию.

Колонисты хвастались друг перед другом своими "успехами" на уголовном поприще. После многочисленных бесед А. Макаренко объяснил им, что это не успехи: "Мы самым искренним образом перестали интересоваться прошлым преступников, их прошлыми преступлениями". И после колонисты забывали о них; уже новые колонисты стеснялись рассказывать о своих подвигах.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод по всей теме. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РЕФЛЕКСИЯ



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: