Сущность -это смысл данной вещи данного явления.
Сущность процесса воспитания - это совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижение определенного результата.
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей. При этом сам человек не рассматривается как пассивное существо. Он выступает как субъект собственного формирования и развития.
Рассмотрим процесс воспитания с разных позиций.
1 позиция: Воспитание рассматривается как понятие в широком и узком смысле слова.
В широком - это воздействие общества на личность, т.е. влияние макросреды.
Уровень развития производства. Например. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Политика и идеология. Например.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Средства массовой информации государства. Например.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Явления общественной психологии (слухи, мода, вера). Например.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Воздействие направлено на всех членов общества, группу или личность.
Воспитание рассматривается и в узком смысле слова. Это влияние микросреды.
Организация воспитательной работы в учебных заведениях. Например.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Воспитательное влияние семьи. Например.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Детские объединения и клубы по месту жительства. Например.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Воздействие направлено на личность или на небольшую группу.
Воспитание - это широкое педагогическое понятие, включающее в себя обучение, формирование, развитие, активную деятельность самой личности.
|
|
2 позиция. Рассмотрим особенности воспитательного процесса.
Задание №3. Составьте таблицу «Особенности воспитательного процесса» используя учебники педагогики (И.П. Подласый Педагогика: в 3-х кн., кн.3: Теория и технология воспитания.- М., 2008.- с.12-17).
3 позиция. Обратимся к структуре воспитательного процесса.
Задание№ 4. Озвучьте схему.
Цель________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Содержание___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Деятельность воспитателя ( методы, приемы, средства взаимодействия) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Деятельность воспитанников ( мотивы, цели, формы, способы деятельности)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результат совместной деятельности.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 позиция. Какова же научная основа процесса воспитания, т.е. диалектика процесса воспитания. Процесс воспитания диалектичен. Это выражается в его непрерывном развитии, подвижности, изменчивости. Диалектика процесса воспитания раскрывается в его противоречиях, которые бывают внутренними и внешними.
Задание № 5. Приведите примеры по каждому противоречию.
Потребности личности и способы их удовлетворить. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Притязания школьника и его возможности их реализовать.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Расхождение между нормами и поведением окружающих людей. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод. Эффективность воспитательного процесса возрастет, если перечисленные противоречия будут своевременно решаться.
5 позиция. Нельзя обойти вниманием и психолого-педагогические основы процесса воспитания.
Задание №6. Расставьте стрелки, приведите примеры. (И.П.Подласый Педагогика: в 3-х кн., кн.3: Теория и технология воспитания.- М., 2008.- с.17-21).