Тема 3. Развитие взаимодействия педагога с другими участниками образовательного процесса, общественными организациями

Психологические основы организации совместной учебной деятельности. Сотрудничество как тип взаимодействия учителя и ученика. Анализ учебной деятельности как совместной познавательной и продуктивной активности. Развитие диалогических умений в учебном процессе. Возможности диалогического обучения. Формирование навыков диалогического общения. Типы взаимодействия личности и коллектива, ролевая дифференциация и статус личности ребенка в классном коллективе. Педагогическое взаимодействие с лидерами и аутсайдерами классного коллектива. Взаимодействие педагога с различными субъектами образовательного процесса. Особенности взаимодействия с родителями учащихся. Взаимодействие "педагог - психолог - администрация" как условие социально-психологического обеспечения деятельности учителя.

Тема 4. Учет в педагогическом взаимодействии особенностей учащихся, групп, условий среды. Учет в педагогическом взаимодействии индивидуальных,возрастных, гендерныхособенностей учащихся. Толерантность педагога.

Тема 5. Характеристика общения

Общение как обмен информацией (коммуникативный аспект). Коммуникативный компонент педагогической деятельности. Вербальные средства общения. Влияние личностных особенностей коммуникатора, реципиента, и особенностей информации на восприятие речевого сообщения. Речевые аспекты педагогической деятельности и культура речи учителя. Формирование навыков рефлексивного слушания.

Невербальные средства общения: мимика, пантомимика, интонация речи, организация пространства общения и т.д. Экспрессивный аспект педагогической деятельности. Характеристики имиджа и их роль в общении. Имидж современного учителя. Формирование навыков использования различных средств коммуникации в профессиональной педагогической деятельности.

Общение как взаимодействие (интерактивный аспект). Характеристики личности как участника взаимодействия: статус, позиция, функции, роли, уровень притязаний. Понятие совместной деятельности, ее структура и компоненты. Психологические регуляторы социального взаимодействия: ожидания, нормы, ценности, традиции, контроль, санкции.

Конструктивный компонент педагогической деятельности. Специфика взаимодействия в педагогическом процессе. Формирование навыков использования различных способов взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.

Общение как восприятие и понимание людьми друг друга (перцептивный аспект). Механизмы межличностного восприятия. Педагогическая социальная перцепция. Гностические и перцептивные умения учителя. Эмпатия в работе учителя. Формирование навыков эмпатического слушания. Способность эмоциональной идентификации учителя с классом. Способы повышения эффективности взаимопонимания педагога с учащимися.

Оценка человека человеком и факторы, влияющие на ее формирование. Стереотипы и установки учителя по отношению к учащимся. Установки учащихся в отношении учителей. Факторы оценки учителя учащимися. Развитие умений и навыков антиципации оценочных суждений учащихся.

Обратная связь как механизм педагогического общения, ее виды, функции и условия эффективности. Формирование навыков конструктивного восприятия и подачи обратной связи в учебно-воспитательном процессе. Функции педагогической оценки, ее образовательная и воспитательная роль. Субъективные оценочные ошибки учителя и формирование навыков их рефлексии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: