Система педагогических наук

Педагогика, пройдя длительный путь развития и нако­пив информацию, превратилась в разветвленную систему педагогических наук.

Базовой научной дисциплиной, изучающей общие зако­номерности обучения и воспитания человека, разрабатыва-


ющей основы учебно-воспитательного процесса в образо­вательных и воспитательных учреждениях всех типов, яв­ляется общая педагогика. Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:

а) общие основы педагогики;

б) теория обучения (дидактика);

в) теория воспитания;

г) школоведение (управление образовательными систе­мами).

В последние десятилетия объем материала по этим раз­делам настолько увеличился, что их стали выделять в каче­стве отдельных самостоятельных научных дисциплин.

Особую группу педагогических наук, изучающих специ­фику учебно-воспитательной деятельности внутри опреде­ленных возрастных групп, составляет возрастная педаго­гика. Она включает в себя преддошкольную (ясельную) и дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, педагогику взрослых и андрогогику.

Преддошколъная (ясельная) педагогика изучает законо­мерности и условия воспитания детей до трех лет. Вес ее по мере проникновения научной мысли в секреты направ­ленного влияния на формирование интеллекта, эмоцио­нальной и чувственной сфер личности ребенка, его здоро­вья стремительно увеличивается. Особенностью ясельной педагогики является ее тесное взаимодействие с другими отраслями знаний: -психологией, физиологией, медициной.

Дошкольная педагогика — наука о закономерностях раз­вития, формирования личности ребенка дошкольного воз­раста. Существуют дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, технологии воспитания детей данного возраста в государственных, ча­стных, негосударственных учебно-воспитательных учреж­дениях, в условиях многодетных, полных, неполных семей, а также семей с одним или двумя детьми.

Педагогика школы изучает закономерности обучения и воспитания детей школьного возраста. Она относится к са­мым развитым разделам науки о воспитании.

Предметом педагогики высшей школы являются законо­мерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования.


Педагогика взрослых и андрогогика изучают особеннос­ти работы со взрослыми и пожилыми людьми.

Педагогические дисциплины также подразделяются в зависимости от того, какая сторона конкретного вида чело­веческой деятельности взята за основу классификации. Выделяют военную, инженерную, спортивную, театраль­ную, музейную, музыкальную, производственную педагоги­ку, педагогику исправительно-трудовых учреждений и т.д.

Каждая из этих педагогик также имеет свой предмет. Например, военная педагогика раскрывает закономернос­ти, обосновывает теоретические положения, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания воен­нослужащих всех рангов.

Закономерности обучения и воспитания работающих, повышения их квалификации, освоения новых профессий изучает производственная педагогика.

Педагогика профессионально-технического образования рассматривает закономерности подготовки рабочих высо­кой квалификации.

Исправительно-трудовая педагогика изучает особеннос­ти перевоспитания лиц, находящихся в заключении за со­вершенные преступления.

К педагогическим дисциплинам также относятся: исто­рия педагогики, сравнительная педагогика, этнопедагогика, философия воспитания, социальная педагогика, педаго­гическая психология, социология образования и др.

История педагогики исследует возникновение и разви­тие учебно-воспитательной практики, педагогических тео­рий, общих и частных методологических концепций в раз­личные исторические эпохи и периоды. Знание истории педагогики необходимо для того, чтобы глубже понимать решаемые в настоящее время вопросы.

Сравнительная педагогика занимается сравнительным анализом образования в разных странах.

Существует также специальная педагогика (дефектоло­гия). Она исследует закономерности воспитания и обуче­ния людей с физическими и психическими недостатками. В состав дефектологии входят следующие научные дис­циплины: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофрено-педагогика и логопедия.

Сурдопедагогика изучает закономерности обучения и воспитания слабослышащих и глухих людей; тифлопедаго-


гика — слепых и слабовидящих; олигофренопедагогика — умственно отсталых. Логопедия — наука о нарушениях речи, путях их преодоления и предупреждения.

Особую группу педагогических наук составляют так на­зываемые частные, или предметные, методики, исследу­ющие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.

Такова система педагогической науки, возникновение новых отраслей которой порождается развитием общества и научного знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: