Понятие о методологии педагогики

Наука может развиваться лишь в том случае, если она пополняется новыми знаниями, приобретаемыми в процессе исследований.

Научно-педагогические исследования по их направленности подразделяются на фундаментальные, прикладные исследования и разработки.

Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе.

Прикладные исследования – это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, раскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики.

Разработки ведутся с целью обоснования конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.

Объективность полученного знания зависит, прежде всего, от выбора методологии исследования.

Методология (от греч. mehodos — путь исследования или познания, теория, учение и 1оgоs — слово, понятие) — это: 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практически деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.


Методология педагогической науки — это учение о принципах; методах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.

В науке признано существование иерархии методоло­гий. В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существу­ет определенное соподчинение. Рассмотрим более подроб­но, чем характеризуется каждый уровень.

Философский уровень методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в це­лом. Он выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действи­тельности. В настоящее время одновременно сосуществу­ют различные философские учения, выступающие в каче­стве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, неопозитивизм и др.

Следующий уровень методологии — общенаучный. В его основе лежат концепции, научные подходы, применяе­мые во многих науках. Общенаучный уровень методологии характеризуется подходом к явлениям жизни как к систе­мам, имеющим определенное строение и свои законы функ­ционирования.

Третий уровень.методологии — конкретно-научный — представляет собой совокупность методов, принципов ис­следования и процедур, применяемых в той или иной науч­ной дисциплине.

Технологический уровень методологии составляют ме­тодика и техника исследования, т.е. набор процедур, обес­печивающих получение достоверного эмпирического мате­риала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне ме­тодологическое знание носит четко выраженный норматив­ный характер.

В целом методология указывает, как надо осуществлять научно-исследовательскую и практическую деятельность.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: