При всей распространенности и, казалось бы, устойчивости понятия «образование» смысл, вкладываемый в него, не однозначен. Выделяют следующие аспекты содержательной трактовки понятия «образование» образование как общечеловеческая ценность; образование как социокультурный феномен; образование как система; образование как педагогический процесс; образование как результат.
В аспекте категории ценности как общечеловеческая ценность. Различают предметные и субъективные ценности. Все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений выступает в качестве предметных ценностей. Субъективными ценностями являются те критерии, образцы, социальные стандарты, которые выступают основаниями оценок.
Особую группу составляют педагогические ценности. Их суть определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и созидательными возможностями. Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Общечеловеческой педагогической ценностью является образование.
|
|
Образование имеет государственную, общественную, личностную ценность. Государственная ценность образования состоит в том, что оно является нравственным, интеллектуальным, научно-техническим, духовно-культурным и экономическим потенциалом государства. Личностная ценность образования для каждого индивида своя.. Особенно это относится к собственному образованию, его уровню качеству.
Образование, являясь социокультурным феноменом, выполняет ряд функций. Н.В. Бордовская А. А. Реан выделяют следующие социокультурные функции образования:
• это один из оптимальных интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры;
• это способ социализации личности и преемственности поколений;
• это механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства;
• это процесс трансляции культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни;
• это функция развития региональных систем и национальных традиций;
• это социальный институт, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества;
• это активный ускоритель культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке1.