double arrow

Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен

При всей распространенности и, казалось бы, устойчивости понятия «образование» смысл, вкладываемый в него, не однозначен. Выделяют следующие аспекты содержательной трактовки понятия «образование» образование как общечеловеческая ценность; образование как социокультурный феномен; образование как система; образование как педагогический процесс; образование как результат.

В аспекте категории ценности как общечеловеческая ценность. Различают предметные и субъективные ценности. Все многообразие предметов чело­веческой деятельности, общественных отношений и вклю­ченных в их круг природных явлений выступает в качестве предметных ценностей. Субъективными ценностями явля­ются те критерии, образцы, социальные стандарты, которые выступают основаниями оценок.

Особую группу составляют педагогические ценности. Их суть определяется спецификой педагогической деятель­ности, ее социальной ролью и созидательными возможнос­тями. Педагогические ценности представляют собой нор­мы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, ко­торая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Общечеловеческой педагогической ценностью является образование.


Образование имеет государственную, общественную, личностную ценность. Государственная ценность образования состоит в том, что оно является нравственным, интеллектуальным, научно-техническим, духовно-культурным и экономическим потенциалом государства. Личностная ценность образования для каждого индивида своя.. Особенно это относится к собственному образованию, его уровню качеству.

Образование, являясь социокультурным феноменом, выполняет ряд функций. Н.В. Бордовская А. А. Реан выделяют следующие социокультурные функции образования:

• это один из оптимальных интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры;

• это способ социализации личности и преемственности поколений;

• это механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства;

• это процесс трансляции культурно-оформленных об­разцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни;

• это функция развития региональных систем и нацио­нальных традиций;

• это социальный институт, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели разви­тия общества;

• это активный ускоритель культурных перемен и преоб­разований в общественной жизни и в отдельном человеке1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: