Движущие силы и основные закономерности развития личности

Движущими силами развития личности являются про­тиворечия, внутренне присущие этому процессу. Противо­речия — это столкнувшиеся в конфликте противоположные

начала.

Выделяют внутренние и внешние, общие и индивиду­альные противоречия.

Внутренние противоречия возникают на почве несогла­сия с собой и выражаются в индивидуальных побуждениях человека. Например, противоречие между возрастающими требованиями человека к себе, своему организму и тем по­тенциалом, которым человек располагает.

Внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой. Например, противоречие между требованием, предъявляемым учебным заведением, и желанием учаще­гося.

Общие (универсальные) противоречия обусловливают развитие каждого человека и всех людей. Например, противоречия между материальными и духовными по­требностями и реальными возможностями их удовлетво­рения, возникающими в результате воздействия объек­тивных факторов.

Индивидуальные противоречия характерны для отдель­но взятого человека.

 

Разрешение противоречий происходит через более вы­сокие уровни деятельности. Когда потребность удовлетво­ряется, противоречие снимается. В результате человек пе­реходит на более высокую ступень своего развития. Но Удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется Другим, и процесс продолжается.

- Педагогика


Изучая развитие человека, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с од­ной стороны, и причинами, влияющими на них, — с дру­гой. К числу основных относятся закономерности, опреде­ляющие, что развитие человека:

•/ детерминировано внутренними и внешними условиями;

^ обусловлено мерой его собственной активности, на­правленной на самосовершенствование, участие в деятель­ности и общении;

•^ детерминировано типом ведущей деятельности;

•^ зависит от содержания и мотивов деятельности, в ко­торой он участвует;

•^ обусловлено взаимодействием многих факторов: на­следственностью, средой (социальной, биогенной, абиогенной), воспитанием (большим количеством видов направлен­ного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельностью человека. Эти фак­торы действуют — не порознь, а вместе — на сложную структуру развития личности (Б.Г. Ананьев).

Рассмотрим более подробно влияние различных факто­ров на формирование личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: