Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности, ее разви­тия, формирования и социализации. Данная проблема име­ет различные аспекты, поэтому рассматривается многими науками: философией, социологией, физиологией, анато­мией, психологией и др.

Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации лич­ности в процессе обучения и воспитания.

Но прежде чем рассматривать эти условия, обратимся к основным понятиям по теме. Таковыми являются человек, личность, индивид, индивидуальность. Какой смысл вкла­дывается в каждое из них?

Человек — это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, он представляет собой единство физического и духовного, природного и социаль­ного, наследственного и приобретенного.

Личностью принято считать человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.

Понятие индивид предполагает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных соци­альных или психологических характеристик. В то же время


понятие индивидуальность обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных. Проявляется индиви­дуальность в чертах характера и темперамента, в эмоцио­нальной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека.

Сопоставляя понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», ученые утверждают, что индивидом рождаются, личностью становятся, а собственную индиви­дуальность отстаивают.

Следует также различать утвердившиеся в философии, психологии, педагогике понятия «развитие», «формирова­ние» и «социализация» личности. Что же понимают под развитием?

Прежде всего следует отметить, что развитие — это универсальное общее свойство природы, общества и чело­века. В природе происходит постепенное и скачкообразное развитие, в обществе — эволюционное и революционное. В развитии, свойственном человеку, выделяют филогенез (историческое развитие человека) и онтогенез (развитие от рождения до смерти индивида).

В философской, психологической, педагогической лите­ратуре даются разные дефиниции этого понятия. В «Фило­софской энциклопедии» развитие определяется как высший тип движения, изменения материи и сознания, переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому.

В психологии термин «развитие» традиционно употреб­ляется тогда, когда речь идет о каком-либо изменении: про­грессивном (усложнение структуры) или регрессивном (упрощение структуры). Например, развитие памяти, вни­мания, чувственной сферы и др.

В педагогике под развитием подразумевают количе­ственно-качественные изменения личности при переходе от одной возрастной ступени к другой.

В течение жизни человека происходит его биологиче­ское и социальное развитие.

Таким образом, развитие — это процесс количествен­ных и качественных изменений в организме, психике, ин­теллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный


влиянием внешних и внутренних, управляемых и не­управляемых факторов.

Биологическое развитие связано с изменениями:

— морфологическими (роста, веса, объема);

— биохимическими (состава крови, костей, мышц);

— физиологическими (пищеварения, кровообращения полового развития и созревания).

Социальное развитие связано с изменениями:

— психическими (совершенствованием памяти, мышле­ния, воли, характера);

— духовными (нравственным становлением, изменени­ем сознания);

— интеллектуальными (углублением и расширением знаний, интеллектуальным ростом).

Обычно, если происходит морфологическое, физиологи­ческое, психическое изменение, то употребляется термин «развитие», если нравственное, духовное — термин «фор­мирование».

Таким образом, человек, появляясь на свет существом почти исключительно биологическим, в процессе развития превращается в существо социальное, в личность как субъект отношений и общественной деятельности. При этом развитие не сводится к простому накоплению количе­ственных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего уровня организации к высшему. Ха­рактерная особенность этого процесса — диалектический переход количественных изменений в качественные преоб­разования физических, психических и духовных характе­ристик личности.

В последнее время в педагогике кроме понятий «разви­тие», «формирование» личности широкое распростране­ние получило понятие «социализация» личности. Под со­циализацией подразумевают взаимодействие человека с обществом, в процессе которого происходит интеграция личности в социальную среду, приспособление (адаптация) к ней. Социализацию определяют также как усвоение чело­веком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных свя­зей и социального опыта. Социализация длится на протя­жении всей жизни и происходит в условиях как стихийно-


так и целенаправленного взаимодействия человека со средой. Сознательно контролируемая социализация осуще­ствляется в процессе воспитания. Воспитание упорядочи­вает поток идущих на личность влияний и создает условия для ускорения социализации. (Более подробно процесс со­циализации будет раскрыт далее.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: