Формирование новой модели образования в рамках Болонского процесса

Коренные преобразования в социально-экономической политике развитых стран вызывают необходимость изменений и в национальных системах.


 

образования. Современная политика относит образование к важнейшим источникам развития общества. Знаниями и образованием обеспечиваются от 40% до 70% прироста национального дохода развитого государства, поэтому в современных условия приоритетным считается решение задач, способствующие повышению эффективности и конкурентоспособности образования.

В Западной Европе структурные реформы образовательной сферы начались во второй половине прошлого столетия. Так, европейским странам удалось договориться о взаимном признании дипломов в странах, входящих в Общий рынок, равном доступе студентов разных стран в высшие учебные заведения, необходимости содействия свободному перемещению преподавателей, студентов и исследовате­лей, тесном сотрудничестве между институтами высшего образования.

I Знаменательным событием в формировании новой модели образования стала состоявшаяся в 1988 г. в г. Болонье встреча ректоров европейских университетов по случаю 900-летия Болонского университета. На встрече была при­нята Всеобщая хартия университетов, с которой начался процесс качественного преобразования высшей школы Ев­ропы, получивший название Болонского.

Во Всеобщей хартии университетов отмечалось в част­ности, что университет должен быть морально и интеллек­туально независим от политической и экономической власти, а учебный процесс в университете неотделим от исследо­вательской деятельности. Для обеспечения свободы иссле­дований и преподавания всем членам университетского со­общества должны предоставляться необходимые средства достижения этой цели. Должны осуществляться взаимный обмен информацией и документами, увеличение числа со­вместных вузовских проектов.

Эти процессы закрепила встреча в Маастрихте в 1992 г., поставившая вопрос не только о создании единого полити­ческого, экономического и валютного союза государств, но и о формировании единого образовательного пространства.

В 1999 г. министрами образования 29 европейских госу­дарств было подписано совместное заявление — Болонская декларация. Согласно этому общеевропейскому документу,


правительства Европейского союза объявили о своих о намерениях инициировать масштабную реформу интернационализации образования.

Болонская декларация является одним из определяю документов одноименного процесса. В сентябре 2003 г. состоялась Берлинская конференция министров образования стран — участниц Болонского процесса. По итогам конференции было принято коммюнике, в котором Россия провозглашалась полноправным членом Болонского процесса. В настоящее время в Болонском процессе участвуют 40 стран.

Болонский процесс как движение к единому европейскому образовательному пространству — явление многогранное и во многом неоднозначное, не сводящееся только к Болонской декларации.

Болонский процесс предполагает следующее:

1. Создание единой структуры высшего образования введение в масштабах всей Европы двухуровневой систе­мы высшего образования: бакалавр и магистр. Доступ ко второму уровню требует успешного завершения первого уровня обучения, продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая по окончании первого уровня, дол­жна отвечать требованиям европейского рынка труда как квалификация соответствующего уровня. Второй уровень, продолжительностью пять лет, завершается получением магистерской степени. Однако такая модель в образовательном сообществе Европы не является общепризнанной. На одноуровневой системе высшее образование базируется/ в Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Нидерландах и других странах.

Отношение в России к двухуровневой системе специалистов весьма противоречиво. Есть сторонники и противники такой системы. Сторонники двухуровневой системы утверждают, что она даст возможность студенту более верно определить траекторию последующего образования, тем более что в настоящее время первое высшее образование становится той базой, которая дает возможность человеку определить его профессиональные интере­сы. В России, как и в других странах, многие выпускники в последующем не работают по первому образованию. Так, в Великобритании только две трети выпускников за­няты по специальности, соответствующей диплому.


Для России степени бакалавр и магистр не являются новыми. Степень бакалавра присваивалась еще в ХуШ в. выпускникам учительского института при Московском университете. В соответствии с университетскими уставами разных лет лица, успешно окончившие полный курс рос­сийского университета, получали звание действительного студента, что давало им возможность при определенных условиях (окончание университета с отличными результа­тами и выполнение диссертации) претендовать на первую ученую степень — кандидата. Следующими степеням высшего образования были магистр и доктор.

Право присуждения ученой степени магистра было предусмотрено уставами первых трех российских университетов — Московского, Харьковского и Казанского. Эта ученая; степень следовала за ученой степенью кандидата. Порядок получения ученой степени магистра был закреплен в специ­альном Положении о производстве в ученые степени, утвержденном в 1819 г., которым была введена также ученая степень доктора наук.

2. Введение системы кредитных единиц. Кредитная система предполагает перевод аудиторных часов в кредитные1 единицы: одна кредитная единица соответствует 36 акаде­мическим часам общей трудоемкостью по 45 мин (или 27 астрономическим часам). За учебный год, при диапазоне работы от 34 до 40 недель, студентом может быть получе­но около 60 кредитов, свидетельствующих об освоении им определенных учебных программ. Статус студента будет определяться не курсом обучения, на котором он учится, а объемом изученных учебных дисциплин в кредитных ча­сах и полученным средним баллом на данном этапе обуче­ния. Кредиты могут быть получены также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни при условии признания университета ми соответствующих образовательных программ.

Переход к переводной и накопительной системам кре­дитных единиц должен привести к существенным измене­ниям в работе преподавателей и студентов, а также систе­мы высшего образования в целом. Изменятся организация и планирование учебного процесса. На первое место выд­винутся методическая работа кафедр, организация само­стоятельной работы студентов и формы контроля уровня! их знаний. Студенты окажутся в ситуации, когда придется


систематически работать в течение всего учебного года (модульная система обучения), но у них появится возмож­ность заниматься по другим направлениям, в разных вузах, осваивать смежные специализации.

3. Введение единого приложения к диплому о высшем образовании. Цель приложения — представить исчерпыва­ющие независимые данные для обеспечения международ­ной «прозрачности» и объективного академического и про­фессионального признания квалификаций (дипломов, степеней, сертификатов и т. д.). В приложении будут запи­саны те курсы, которые прослушал студент, и то количе­ство кредитных очков, которое он набрал.

Данные будут предоставлены по следующим разделам:

^ сведения о личности обладателя квалификации;

^ сведения о квалификации (указываются учебные за­ведения, где проводилось обучение, и их статус, а также то высшее учебное заведение, которое присвоило квалифика­цию: в условиях мобильности студентов это могут быть разные учебные заведения);

•^ сведения об уровне квалификации (указывается фак­тическая учебная нагрузка, включая данные о ее основных компонентах);

•^ сведения о содержании образования и полученных ре­зультатах (указываются баллы или оценки, полученные по каждому компоненту квалификации);

^ сведения о функциях квалификации (указывается обес­печивает ли квалификация возможность дальнейшего акаде­мического или профессионального обучения; является ли квалификация окончательным званием или представляет со­бой часть иерархии званий);

^ дополнительные сведения (приводится информация о высшем учебном заведении, где была приобретена квали­фикация);

^ сведения о национальной системе высшего образова­ния (характеризуются типы учебных заведений и структу­ра квалификаций).

Кроме того, Болонский процесс предполагает:

• обеспечение возможности студентам доступа к уни­верситетскому образованию на протяжении всей жизни, на любом этапе профессиональной карьеры и при любой под­готовке;


 



• создание во всех странах такой системы аттестации контроля, которой бы доверяло европейское сообществ (разработка сопоставимых критериев и методологий оценки качества образования);

• обеспечение преподавателям, исследователям и административному персоналу признания и зачета периодов времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском регионе;

• содействие мобильности студентов путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободно го передвижения;

• обеспечение возможности студентам, получивших высшее образование (как неполное, так и полное) в течение хотя бы одного семестра обучаться в европейских университетах за пределами своей страны. Преподаватели научно-исследовательский состав также должны иметь возможность работать за границей, в других европейски? странах.

Вместе с тем в Болонском процессе есть ряд проблем которые оказываются неразрешимыми в русле современной образовательной политики России. Прежде всего это заявленный участниками Болонского процесса подход к образованию как общественному благу. Это, по существу означает отказ от подхода к образованию, к образовательным услугам как к товару. Россия же в настоящее время рассматривает образование как товар, предлагаемый для «продажи». Сегодня в России на платной основе обучаются уже более половины студентов высших учебных заведений.

Реформа отечественной образовательной сфере — насущная необходимость. Включение России в Болонский процесс помогает сосредоточить внимание на проблемах укрепления позиций российской системы образования г мире. Создание структуры образования, совместимой ее структурами образования европейских стран, позволяет выстроить в России более совершенную систему образования. Однако нельзя сводить все реформы в образовании только к Болонскому процессу. Россия должна иметь свою национальную образовательную политику и параллельно с участием в Болонском процессе формировать свою специфическую систему образования, исходя из внутренних по­требностей и ориентируясь на мировые тенденции.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: