Образование как система

Образование как система — это совокупность преем­ственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

2000.

Современная система образования в Российской Федерации строится на основании Закона РФ «Об образовании», принятого в 1992 г. (существенные поправки в него

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.,


внесены в 1996 г.) Закон определил следующие принципы государственной политики в области образования:

гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих, ценностей. жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданствен­ности и любви к Родине;

единство федерального культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подго­товки обучающихся, воспитанников;

светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;

• свобода и плюрализм в образовании;

• демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.

Закон определил структуру образовательных учреждений, отличающихся по самым различным характеристикам, прежде всего по уровню и профессиональному направлению.

В сложившейся системе образования выделяют следующие типы образовательных учреждений:

• дошкольные: ясли, детские сады;

• общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, гимназии, лицеи и пр.;

• учреждения начального профессионального (учили­ща), среднего профессионального (техникумы, колледжи), высшего профессионального (институты, университеты, академии) и послевузовского профессионального (аспиран­тура и докторантура, курсы, институты повышения квали­фикации и переподготовки) образования;

• специальные (коррекционные) учреждения для обуча­ющихся с отклонениями в развитии: школы для слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухих, школы для детей с проблемами интеллектуального развития, с проявления­ми олигофрении и пр.;

• учреждения дополнительного образования: музыкаль­ные, художественные, спортивные школы, центры творче­ства, станции юных техников, туристов и пр.;


• учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: интернаты, детские дома;

• другие учреждения, осуществляющие образователь­ный процесс.

Образовательные учреждения по организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).

С учетом потребностей и возможностей личности используются разные формы получения образования: в образовательном учреждении (очные, очно-заочные (вечерние), заочные формы) В форме семейного образования, самообразования, экстерната.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» в систе­му образования наряду с учреждениями входят реализуемые ими образовательные программы и стандарты. Образова­тельная программа устанавливает содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Фе­дерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и до­полнительные) и профессиональные (основные и дополни­тельные).

Общеобразовательные программы направлены на реше­ние задач формирования общей культуры личности, адап­тации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных об­разовательных программ.

Профессиональные образовательные программы на­правлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня, под­готовку специалистов соответствующей квалификации.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно-обшественному управлению образованием. Сущ­ность государственно-общественного управления заключается в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования.

Государственный характер образования состоит в том, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, определяемая Законом РФ «Об об­разовании». Организационной основой государственной политики в


области образования является федеральная программа развития образования, которая принимается высшим органом законодательной власти на конкретный промежуток времени. Ее содержание определяется как общими принципами государственной политики, так и объективными дан­ными анализа состояния системы образования с учетом тен­денций и перспектив ее развития.

Для последовательного проведения государственной по­литики в сфере образования создаются государственные органы управления образованием: федеральные, респуб­ликанские, краевые, областные, автономных регионов, му­ниципальные. Общее руководство осуществляется Мини­стерством образования и науки Российской Федерации. В регионах управленческие структуры имеют различные названия: министерство, департамент, управление образо­вания.

К компетенции государственных органов управления системой образования относятся:

• разработка образовательных программ и стандартов. Стандарты определяют обязательный минимум содержа­ния основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уров­ню подготовки выпускников;

• аккредитация и аттестация учреждений и преподава­телей;

• формирование образовательной инфраструктуры;

• формирование и прогнозирование развития сети обра­зовательных учреждений;

• контроль за исполнением законодательства РФ в бюд­жетной и финансовой сферах в системе образования.

Для современного состояния управления системой обра­зования характерен процесс децентрализации, в рамках" ко­торого федеральные органы разрабатывают стратегические направления развития, а региональные и местные органы решают конкретные организационные, финансовые, кадро­вые, материальные проблемы.

Наряду с государственными создаются общественные органы управления системой образования, состоящие из представителей учительского и ученического коллективов, родителей и общественности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: