А) Западные подходы

Деление экономики на первичный (с/х, рыболовство, лесное хозяйство), вторичный (добывающая и обрабатывающая пр-сть, строительство, газо-, энерго-, водоснабжение) и третичный сектора. Сектор услуг рассматривается в более широких рамках, включая услуги населению (образование, здравоохранение, туризм и др.), услуги, обслуживающие производство - деловые, финансовые, НИОКР, транспорт (иногда рассматривается обособленно) и связь; услуги госуправления. В последнее время выделяют четвертичный сектор экономики - информационные услуги (СМИ, компьютерные сети), но это неустоявшееся деление.

В международной статистике весь сектор услуг разбит на пять групп. Такая группировка сводит в одну группу разные отрасли и неудобна для анализа.

1. Оптовая и розничная торговля, отели и рестораны

2. Транспорт, связь, хранение

3. Финансовые, деловые услуги, страхование, недвижимость

4. Сфера отдыха и развлечений, образование, здравоохранение, бытовые услуги

5. Госуправление, оборона, НИОКР

Адаптируя западные подходы, А.В. Сивицкий предложил более дробное деление:

торговля (оптовая, розничная) НИОКР

бытовое обслуживание и городской транспорт образование

банковские, финансовые услуги здравоохранение

деловые услуги социальные услуги

госаппарат, включая армию

Чаще всего используется классификация, разделяющая сектор услуг на две группы:

а) производственные услуги - финансы, страхование, недвижимость, деловые услуги и НИОКР.

б) потребительские услуги: все, что связано с обслуживанием населения.

При такой классификации легче группировать страны по уровню развития сферы услуг: там, где она развита слабо, в основном представлены потребительские услуги, в развитых странах больше доля производственных услуг (и по стоимости, и по числу занятых). Поэтому часто производственные услуги считают услугами более высокого порядка.

Кроме того, можно выделить услуги "верхних" и "нижних" этажей: финансовая деятельность может быть ограничена обменными пунктами (без крупных банков), бытовое обслуживание - чисткой ботинок на улице (без механизированных химчисток). При таком подходе можно различать страны, имеющие равную долю занятых в услугах - в Бразилии развиты в основном нижние этажи, в Японии - верхние.

б) Отечественные подходы.

Отечественные географы делали основной упор на обслуживание населения (других полноценных услуг в условиях плановой экономики не было). Не было и нормальной статистической базы.

Статистика услуг. Госкомстат СССР делил всю экономику на производственную (материальное производство) и непроизводственную сферу, считая, что нац. доход создается только в производственной сфере (промышленность, с/х, строительство, грузовой транспорт, произв. связь, мат.-тех. снабжение и оптовая торговля).

К непроизводств. сфере относились: ЖКХ и быт. обслуживание, пасс. транспорт и связь (для населения и непроизв.сферы), здравоохранение, спорт, соц. обеспечение, просвещение, культура и искусство, наука и науч. обслуживание, кредитование и страхование, госуправление и обществ. организации, геология и разведка недр. Деятельность этих отраслей не учитывалась при расчетах нац. дохода.

Только с введением современной методики расчета ВВП Госкомстат стал считать его как сумму производства товаров (пр-сть, с/х, стр-во) и услуг, в т.ч. рыночных (транспорт, связь, вся торговля, общепит и заготовки) и нерыночных (в первую очередь услуги государства).

Классификации. В советских исследованиях они в первую очередь отбивали границу материальной и непроизводственной сферы. Пример: споры о торговле - какую часть включать в сферу услуг (розничную), о транспорте (только пассажирский).

Классификация отраслей непроизводственной сферы С.А. Ковалева максимальна широка, но она также сделана с точки зрения обслуживания населения (потребителя):

Обслуживание населения *   Производство духовных ценностей (наука и искусство)   Подготовка ква-лифицир. кадров   Госаппарат   СМИ

* жилищное, розничная торговля и общепит, бытовое обслуживание, пассажирский транспорт, общее образование и ДДУ, медобслуживание, соцобеспечение, обеспечение безопасности.

Исходя из потребностей населения, выделяются три типа услуг:
1. Отрасли, обслуживающие потребление материальных благ (ЖКХ, торговля, пасс. транспорт, связь)
2. Отрасли, обеспечивающие производство услуг для личного потребления (здравоохранение, просвещение, соц. обеспечение, культура, часть бытовых услуг)
3. Отрасли, непосредственно не производящие услуг населению (наука, финансовые услуги, страхование, госуправление)

Первые две группы и образуют сферу обслуживания в отечественном понимании (потребительские услуги). Это часть сферы услуг и будет в основном рассматриваться в данном курсе (кроме разделов о зарубежном опыте).

Синонимом сферы обслуживания является социальная инфраструктура. Это комплекс отраслей, функциональное назначение которых в воспроизводственном процессе - удовлетворение потребностей населения в услугах.

Производственная инфраструктура (в советской терминологии) - сооружения, сети, здания, системы, прямо не относящиеся к производству материальных благ, но необходимые для процесса производства (транспорт, связь, энерго-, газо- и водоснабжение).

Инфраструктура (в западном понимании) - общие условия организации производства, она включает все эти части и еще инфраструктуру рынка - банковские, биржевые сети и т.д.).

В современной экономической науке сфера услуг рассматривается в более западном понимании и включает в себя, помимо услуг населению, деловые, информационные услуги, науку, рекреацию. Сфера (услуги) государственного управления изучается отдельно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: