double arrow

Тема 1 «Экология как теоретическая база охраны природы и рационального природопользования»

Цель: Ознакомиться с теоретическими и историческими аспектами развития экологической науки; выявить основные закономерности экологии, как научной и теоретической базы охраны окружающей среды и устойчивого развития.

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет «Экология и устойчивое развитие», его цели, задачи.

2. Краткий обзор истории экологии.

3. Чем объясняется повышенный интерес к экологии в последние десятилетия?

4. Взаимосвязь экологии с другими науками и с выбранной Вами специальностью.

5. Экология – научная и теоретическая база охраны природы и рационального природопользования.

6. Понятие «устойчивое развитие». Почему экология является составной частью концепции Устойчивого развития.

При подготовке темы данного семинара студентам необходимо обратить внимание на определения экологии как науки, охраны природы и рационального природопользования, на причины возникновения интереса к прикладной экологии, экологическим проблемам и устойчивому развитию. Все это поможет правильно понять и ответить на вопросы данной темы.

Форма проведения занятия: Тестовый и устный опрос.

Задания:

1. Расположите названные виды деревьев в порядке возрастания числа семян, производимых ими за год: дуб черешчатый, береза повислая, кокосовая пальма. Как изменяется в выстроенном вами ряду деревьев размер семян (плодов)?

2. Расположите названные виды животных в порядке увеличения их плодовитости: шимпанзе, свинья, обыкновенная щука, озерная лягушка. Объясните, почему самки одних видов приносят за один раз 1–2 детеныша, а других – несколько сотен тысяч.

3. На территории, окружающей взрослую плодоносящую ель, число всходов маленьких елочек может достигать 700–900 штук на 10 м2. Через двадцать лет на этой площади останутся 2–3 молодые ели. Почему большая часть елочек погибнет? Объясните биологическое значение подобного явления.

4. Бактерии способны очень быстро размножаться. Каждые полчаса путем деления из одной клетки образуются две. Если одну бактерию поместить в идеальные условия с обилием пищи, то за сутки ее потомство должно составить 248= 281474976710 700 клеток. Такое количество бактерий заполнит 0,25-литровый стакан. Какое время должно пройти, чтобы бактерии заняли объем 0,5 л?

а) одни сутки;

б) двое суток;

в) один час;

г) полчаса.

5. Постройте график роста численности домовых мышей в течение 8 месяцев в одном амбаре. Исходная численность составляла две особи (самец и самка). Известно, что в благоприятных условиях пара мышей приносит 6 мышат каждые 2 месяца. Через два месяца после рождения мышата становятся половозрелыми и сами приступают к размножению. Отношение самцов и самок в потомстве 1:1.

6. Прочитайте приведенные ниже описания особенностей размножения некоторых видов рыб примерно одинакового размера. На основе этих данных сделайте заключение о плодовитости каждого вида и сопоставьте названия видов с числом откладываемых рыбами икринок: 10 000 000, 500 000, 3 000, 300, 20, 10. Почему в выстроенном вами ряду видов рыб наблюдается падение плодовитости?

Дальневосточный лосось кета откладывает относительно крупную икру в специально вырытую ямку на дне реки и засыпает ее галькой. Оплодотворение у этих рыб наружное. Треска откладывает мелкую, плавающую в толще воды, икру. Такая икра называется пелагической. Оплодотворение у трески наружное. Африканские тиляпии (из окунеобразных) собирают отложенную и оплодотворенную икру в ротовую полость, в которой вынашивают ее до вылупления молоди. Рыбы в это время не питаются. Оплодотворение у тиляпий наружное. У мелких кошачьих акул оплодотворение внутреннее, они откладывают крупные яйца, покрытые роговой капсулой и богатые желтком. Акулы маскируют их в укромных местах и некоторое время охраняют. У катранов, или колючих акул, живущих в Черном море, также внутреннее оплодотворение, но их зародыши развиваются не в воде, а в половых путях самок. Развитие происходит за счет питательных запасов яйца. У катранов рождаются зрелые, способные к самостоятельной жизни детеныши. Обыкновенная щука откладывает мелкую икру на водные растения. Оплодотворение у щук наружное.

7. Почему человек из птиц преимущественно разводит лишь представителей отряда курообразных и гусеобразных? Известно, что по качеству мяса, скорости роста, размерам, степени привыкания к человеку им не уступают ни дрофы, ни стрепеты, ни кулики, ни голуби.

8. Если любой вид способен к беспредельному росту численности, почему же существуют редкие и находящиеся под угрозой исчезновения организмы?

Рекомендуемая литература:

1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. М., 1998.

2. Бакин С.А. Введение в экологическую специальность: Юнита. УК, ВКГУ, 2007.

3. Бигалиев А.Б., Халилов М.Ф., Шарипова М.А. Основы общей экологии. Алматы, «Қазақ университеті», 2007.

4. Быков Б.А. Экологический словарь. Алма-Ата, 1983.

5. Колумбаева С.Ж., Бильдебаева Р.М. Общая экология. Алматы, «Қазақ университеті», 2006.

6. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М., «ФАИР-ПРЕСС»,2003.

7. Одум Ю. Экология в 2 т. М., 1986.

8. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М., 1990.

9. Шилов И.А. Экология. М., 1997.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: