Введение

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………….…………..….…..04

Тема 1 Экология как теоретическая база охраны природы и рационального природопользования …………………………………..………………...….…...06

Тема 2 Основные среды жизни и их характеристики ………………...….…..09

Тема 3 Популяция как форма существования вида и ее основные критерии.12

Тема 4 Основные среды жизни и их характеристики …………….….……….15

Тема 5 Экосистема, ее структура и функциональная организация...…….….18

Тема 6 Строение биосферы и ее границы …………………………...….…...22

Тема 7 Основополагающая роль учения о ноосфере В.И. Вернадского в разработке концепции устойчивого развития ……………………….….…….26

Тема 8 Проблема обеспеченности человеческого общества природными ресурсами ………………………………………………………………….…….28

Тема 9 Качество природной среды и здоровье населения ……………..….……32

Тема 10 Международные конвенции и договоры по глобальным экологическим проблемам современности ……………………………………………...………37

Тема 11 Заповедники на территории Республики Казахстан ………….………39

Тема 12 Человеческое развитие и цели развития тысячелетия ……………..….42

Вопросы для обсуждения на рубежном контроле ……………………………….47

Рекомендуемые темы рефератов по экологии и устойчивому развитию……..50

Ответы на задания по темам практических занятий…………………..……….53

Введение

Экология – это фундаментальная естественно-научная дисциплина, имеющая свои объекты, задачи и методы исследования. Экология тесно связана как с естественными, так и гуманитарными науками (химия, математика, физика, география, медицина, экономика, правоведение и др.).

Роль экологических знаний в жизни человека всегда была огромна. В период охоты и собирательства знания об образе жизни животных и растений передавались устно от родителей к детям и обогащались благодаря опыту и наблюдательности. Постепенно люди стали накапливать знания об оптимальных сроках посева и сбора урожая, о свойствах почв и удобрений, о влиянии растений друг на друга, о пищевых потребностях животных и.т.д. Когда экология сформировалась как наука (начало 20 века), ее роль для практики резко возросла. Появилась возможность предсказывать последствия хозяйственной деятельности и давать рекомендации, как развивать сельское хозяйство и промышленность, вести промысел, не истощая природные ресурсы и не нарушая природные сообщества.

Использование человеком природных богатств при полном незнании законов природы часто приводит к тяжелым, непоправимым последствиям. В качестве яркого примера можно привести Аральский кризис. Если государства имеют границы, то у природы их нет. Воздушные массы и воды перемещаются на большие расстояния. Из-за экологической безграмотности и в погоне за сиюминутной выгодой многие не хотят задумываться о будущем, а все наши негативные вмешательства в гармонию природы вернутся бумерангом, и в конце концов пострадает сам человек.

Теория и практика показали, что экологическая составляющая является неотъемлемой частью человеческого развития. С экологической точки зрения, устойчивое развитие должно обеспечивать целостность биологических и физических природных систем. Устойчивое развитие (англ. sustainable development - поддерживаемое развитие) - такое развитие общества, при котором улучшаются условия жизни человека, а воздействие на окружающую среду остаётся в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что не разрушается природная основа функционирования человечества. При устойчивом развитии удовлетворение потребностей осуществляется без ущерба для будущих поколений.

Учебное пособие «Практикум по экологии и устойчивому развитию» составлено на основе Типовой программы по дисциплине «Экология и устойчивое развитие» и предназначен для овладения навыками и умениями в области экологии и устойчивого развития. В учебном пособии содержатся темы семинарских занятий курса «Экология и устойчивое развитие», включающие в себя вопросы, логические задачи, список рекомендуемой литературы и формы проведения занятий.

Цель практических занятий - формирование компетентности студентов в вопросах экологии и устойчивого развития, углубление теоретических знаний и развитие способности гибко, вариативно, творчески использовать эти знания в практической деятельности.

Основными задачами практических занятий являются: знакомство студентов с новыми понятиями, концепциями и технологиями в области экологии и устойчивого развития; развитие навыков анализа экологических процессов, постановки конкретных задач и приоритетов устойчивого развития природы и общества и использования полученных знаний для решения экологических задач; овладение навыками самостоятельного изучения предложенной литературы и документов в области экологии и устойчивого развития; освоение основных методологических и методических подходов к обсуждению проблем устойчивого развития; развитие способности применять полученные теоретические знания о закономерностях взаимодействия живых организмов и окружающей среды в практической деятельности для сохранения устойчивого развития.

В течение семестра предусматривается проведение 12 семинарских занятий, тематика которых отражает основные разделы программы курса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: