double arrow

Тема 5 «Экосистема, ее структура и функциональная организация»

Цель: Ознакомиться с абиотическим и биотическим комплексами экосистемы; выявить особенности классификации экосистем; определить виды трофических цепей.

Вопросы для обсуждения:

1. Абиотический и биотический комплексы экосистемы.

2. Понятие экосистема и биогеоценоз.

3. Классификация экосистем. Основные типы биомов Земли. Приведите примеры.

4. Взаимоотношения организмов в сообществе. Примеры основных типов взаимоотношений.

5. Трофическая структура сообщества.

6. Поток энергии и круговорот веществ в экосистемах (закон 1% и 10% энергии).

7. Пищевые цепи и её типы (детритные и пастбищные).

8. Продуктивность экосистем, типы продуктивности.

9. Экологические пирамиды и её типы.

10. Динамика экосистем: экологические сукцессии и её типы. Примеры.

Для понимания данной темы, студентам необходимо обратить внимание, что для поддержания экосистемы в устойчивом равновесии в ней должны быть представлены все представители трофических уровней. Это позволит трофическим уровням обмениваться веществом и заключенной в ней энергией, согласно законов 1 и 10% энергии.. Большую роль при этом будет играть биологическое разнообразие организмов каждого трофического уровня. Поток энергии в экосистеме линейный, он всегда уменьшается с каждым трофическим уровнем. Остатки энергии превращаются в тепловую, и повторно не используется. Круговорот всегда веществ замкнутый. Он обусловлен разным характером питания живых организмов. Устойчивость экосистемы будет зависеть и от внешних экологических факторов. Понимание этих вопросов имеет большое практическое значение для разработки природоохранных мероприятий по сохранению устойчивости экосистем.

Форма проведения занятия: Тестовый и устный опрос.

Задания:

1. Почему на мелких океанических островах среди насекомых преобладают бескрылые формы, тогда как на близлежащем материке или крупных островах – крылатые?

2. Перечислите известные вам абиотические факторы среды, значения которых периодично и закономерно изменяются во времени.

3. Выберите из списка те места обитания, в которых животные не имеют суточных ритмов (при условии, что они обитают только в пределах одной конкретной среды): озеро, река, воды пещер, поверхность почвы, дно океана на глубине 6000 м, горы, кишечник человека, лес, воздух, грунт на глубине 1,5 м, дно реки на глубине 10 м, кора живого дерева, почва на глубине 10 см.

4. В каком месяце обычно приносят потомство антарктические пингвины Адели в европейских зоопарках– в мае, июне, октябре или феврале? Ответ объясните.

5. Почему окончился неудачей эксперимент с акклиматизацией южноамериканской ламы в горах Тянь-Шаня (где климат похож на привычные условия родных мест животного)?

6. Назовите типы биотических отношений, которые могут проявляться при взаимодействии пары организмов: а) корова – человек; б) большой пестрый дятел – ель; в) кишечная палочка – человек; г) рыба прилипала – акула; д) тля – рыжий муравей; е) наездник-трихограмма – яйца капустной белянки; ж) муха ктырь – комнатная муха; з) человек – кровососущий комар; и) грызун песчанка – саксаульная сойка; к) лось – белка; л) ель – гусеница сибирского шелкопряда; м) волк – ворон.

7. Из предложенного списка составьте пары организмов, которые в природе могут находиться в мутуалистических (взаимовыгодных) отношениях между собой (названия организмов можно использовать только один раз): пчела, гриб подберезовик, актиния, дуб, береза, рак-отшельник, осина, сойка, клевер, гриб подосиновик, липа, клубеньковые азотфиксирующие бактерии.

8. Из предложенного списка составьте пары организмов, между которыми в природе могут образовываться трофические (пищевые) связи (названия организмов можно использовать только один раз): цапля, ива, тля, амеба, заяц-русак, муравей, водные бактерии, кабан, лягушка, смородина, росянка, муравьиный лев, комар, тигр.

9. Лишайники являются примером биотических отношений:

а) симбиоза (мутуализма);

б) паразитизма;

в) комменсализма;

г) хищничества;

д) конкуренции.

10. Примером отношений типа «хищник – жертва» не могут служить пары организмов (выберите правильный ответ):

а) щука и карась;

б) лев и зебра;

в) пресноводная амеба и бактерия;

г) муравьиный лев и муравей;

д) шакал и гриф.

11. Соотнесите предлагаемые понятия и определения:

1) мутуализм (симбиоз); 2) нейтрализм; 3) конкуренция; 4) аменсализм; 5) комменсализм (квартирантство); 6) комменсализм (нахлебничество); 7) паразитизм; 8) хищничество (трофизм).

А. Взаимодействие двух или нескольких особей, последствия которого для одних отрицательны, а для других безразличны.

Б. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни используют остатки пищи других, не причиняя им вреда.

В. Взаимовыгодное взаимодействие двух или нескольких особей.

Г. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни предоставляют убежища другим, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы.

Д. Совместное обитание двух особей, непосредственно не взаимодействующих между собой.

Е. Взаимодействие двух или нескольких особей, имеющих сходные потребности в одних и тех же ограниченных ресурсах, что приводит к снижению жизненных показателей взаимодействующих особей.

Ж. Взаимодействие двух или нескольких организмов, при котором одни питаются живыми тканями или клетками других и получают от них место постоянного или временного обитания.

З. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни поедают других.

12. Как вы думаете, для чего прогрессивные технологии посадки деревьев в бедную почву предполагают заражение грунта определенными видами грибов?

Рекомендуемая литература:

1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. М., 1998.

2. Бакин С.А. Введение в экологическую специальность: Юнита. УК, ВКГУ, 2007.

3. Бигалиев А.Б., Халилов М.Ф., Шарипова М.А. Основы общей экологии. Алматы, «Қазақ университеті», 2007.

4. Быков Б.А. Экологический словарь. Алма-Ата, 1983.

5. Колумбаева С.Ж., Бильдебаева Р.М. Общая экология. Алматы, «Қазақ университеті», 2006.

6. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М., «ФАИР-ПРЕСС»,2003.

7. Одум Ю. Экология в 2 т. М., 1986.

8. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М., 1990.

9. Шилов И.А. Экология. М., 1997.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: