Цель: Ознакомиться с популяцией, его структурой, статистическими и динамическими характеристиками и особенностями регуляции численности в природе.
Вопросы для обсуждения:
1. Популяция – элементарная единица вида. Основные критерии популяции.
2. Какие новые свойства появляются у популяции как группового объединения?
3. Статические характеристики популяции (численность, плотность, половой и возрастной состав).
4. Динамические характеристики популяции (рождаемость, смертность, выживаемость, рост численности популяции).
5. Регуляция численности популяции в природе.
Форма проведения занятия: Тестовый и устный опрос.
Задания:
1. Температура тела песца остается постоянной (38,6 °С) при колебаниях температуры окружающей среды в диапазоне от –80 °С до +50 °С. Перечислите приспособления, которые помогают песцу удерживать постоянную температуру тела.
2. Можно ли бактерий, постоянно обитающих в горячих источниках гейзеров при температуре 70 оС и не способных выжить, если температура их клеток изменится всего на несколько градусов, назвать теплокровными организмами?
|
|
3. Клесты строят гнезда и выводят птенцов зимой (в феврале). Это происходит потому, что:
а) у клестов есть особые приспособления, помогающие переносить низкие температуры;
б) в это время много корма, которым питаются взрослые птицы и птенцы;
в) им необходимо успеть вывести птенцов до прилета основных конкурентов – птиц из южных районов.
4. Какие птицы несколько десятилетий тому назад из средних и северных широт улетали осенью на юг, а сейчас живут круглый год в крупных городах. Объясните, с чем это связано.
5. Почему в холодных частях ареала можно встретить темноокрашенных рептилий чаще, чем в теплых? Например, обитающие за полярным кругом гадюки преимущественно меланисты (черные), а на юге – светлоокрашенные.
6. При летнем похолодании стрижи бросают свои гнезда и перемещаются на юг, иногда на сотни километров. Птенцы впадают в оцепенение и способны в таком состоянии, без пищи, находиться несколько дней. При потеплении родители возвращаются. Объясните, чем вызваны откочевки.
7. Почему птицы и млекопитающие легче переносят низкую внешнюю температуру, чем высокую?
8. Объясните, почему у поверхности водоемов живут растения преимущественно зеленой окраски, а на больших морских глубинах – красной.
9. Самые быстродвигающиеся животные живут в среде:
а) наземно-воздушной;
б) подземной (почва);
в) водной;
г) в живых организмах.
10. Назовите самое крупное животное, которое когда-либо существовало (и существует ныне) на Земле. В какой среде оно обитает? Почему в других средах обитания возникнуть и существовать такие крупные животные не могут?
|
|
11. Объясните, почему в давние времена воины определяли приближение вражеской конницы, приложив ухо к земле.
12. Ученые-ихтиологи сталкиваются с серьезными проблемами при сохранении глубоководных рыб для музеев. Поднятые на палубу корабля, они в буквальном смысле слова взрываются. Объясните, почему это происходит.
Рекомендуемая литература:
1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. М., 1998.
2. Бакин С.А. Введение в экологическую специальность: Юнита. УК, ВКГУ, 2007.
3. Бигалиев А.Б., Халилов М.Ф., Шарипова М.А. Основы общей экологии. Алматы, «Қазақ университеті», 2007.
4. Быков Б.А. Экологический словарь. Алма-Ата, 1983.
5. Колумбаева С.Ж., Бильдебаева Р.М. Общая экология. Алматы, «Қазақ университеті», 2006.
6. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М., «ФАИР-ПРЕСС»,2003.
7. Одум Ю. Экология в 2 т. М., 1986.
8. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М., 1990.
9. Шилов И.А. Экология. М., 1997.