Цель: Ознакомиться с экологическими факторами окружающей среды; выявить закономерности действия экологических факторов; определить виды сред обитания.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятия «Экологический фактор», «среда обитания».
2. Классификация экологических факторов по происхождению и по времени. Примеры.
3. Концепция лимитирующие факторы (закон минимума, закон толерантности). Примеры.
4. Приведите примеры эврибионтных и стенобионтных организмов.
5. Вода как среда обитания.
6. Почва как среда обитания.
7. Наземно-воздушная среда и ее основные характеристики.
При подготовке темы данного семинара студентам необходимо обратить внимание, что все организмы обитают в тех условиях, к которым у них есть приспособления (адаптация). Именно это условие позволяет организмам переносить в пределах толерантности экстремальные факторы. Если все основные факторы благоприятны, но один из них выходит за пределы толерантности (терпимости), то данный организм в этих условиях существовать не сможет. Этим и определяется ареал обитания живых организмов
|
|
Форма проведения занятия: Тестовый и устный опрос.
Задания:
Задания:
1. Объясните, почему глубоководные рыбы имеют либо редуцированные, либо гипертрофированные (увеличенные) глаза.
2. Если смешать воду, песок, неорганические и органические удобрения, будет ли эта смесь почвой?
3. Заполните пропуски, выбирая одно слово из пары в скобках. Многоклеточным паразитам, обитающим в органах и тканях человека,... (грозит, не грозит) высыхание; в среде их обитания колебания температуры, солености, давления... (сильные, слабые); среда, в которой они обитают, для них химически... (агрессивна, не агрессивна); они... (имеют, не имеют) защитные покровы; они... (имеют, не имеют) органы, связанные с поиском пищи; они... (имеют, не имеют) слух; они... (имеют, не имеют) органы зрения; количество продуцируемых ими яиц... (большое, не большое).
4. В каких средах обитания животные имеют наиболее простое строение органа слуха (сравнивать необходимо близкородственные группы животных)? Почему? Доказывает ли это, что в этих средах животные плохо слышат?
5. Объясните, почему постоянноводные млекопитающие (киты, дельфины) имеют гораздо более мощные теплоизоляционные покровы (подкожный жир), чем наземные звери, обитающие в суровых и холодных условиях. Для сравнения: температура соленой воды не опускается ниже –1,3 °С, а на поверхности суши она может падать до –70 °С.)
6. Весной многие люди жгут пожухлую прошлогоднюю траву, обосновывая это тем, что свежая трава будет расти лучше. Экологи, напротив, утверждают, что это делать нельзя. Почему?
|
|
7. Прошел дождь. Из-за тучи вышло яркое жаркое солнце. На какой территории через пять часов содержание почвенной влаги будет больше (тип почвы одинаков): а) на свежевспаханном поле; б) на спелом пшеничном поле; в) на невыпасном лугу; г) на выпасном лугу? Объясните, почему.
8. Объясните, почему овраги чаще формируются в нелесных природных зонах: степях, полупустынях, пустынях. Какая человеческая деятельность приводит к формированию оврагов?
9. Установлено, что летом после жары над лесом выпадает большее количество осадков, чем над близлежащим обширным полем. Почему? Объясните роль характера растительности в формировании уровня засушливости тех или иных территорий.
10. В некоторых странах и на островах законом запрещен ввоз живых коз. Власти мотивируют это тем, что козы могут навредить природе страны и изменить климат. Объясните, как это может быть.
Рекомендуемая литература:
1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. М., 1998.
2. Бакин С.А. Введение в экологическую специальность: Юнита. УК, ВКГУ, 2007.
3. Бигалиев А.Б., Халилов М.Ф., Шарипова М.А. Основы общей экологии. Алматы, «Қазақ университеті», 2007.
4. Быков Б.А. Экологический словарь. Алма-Ата, 1983.
5. Колумбаева С.Ж., Бильдебаева Р.М. Общая экология. Алматы, «Қазақ университеті», 2006.
6. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М., «ФАИР-ПРЕСС»,2003.
7. Одум Ю. Экология в 2 т. М., 1986.
8. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М., 1990.
9. Шилов И.А. Экология. М., 1997.