Тема 7 «Основополагающая роль учения о ноосфере В.И. Вернадского в разработке концепции устойчивого развития»

Цель: Ознакомиться с основными положениями концепции ноосферы В.И.Вернадского; выявить стратегии и принципы устойчивого развития; определить основные модели устойчивого развития.

Вопросы для обсуждения:

1. Ключевые положения концепции ноосферы В.И. Вернадского.

2. Основные стратегии и принципы устойчивого развития.

3. В чем сущность триединой концепции устойчивого развития.

4. Основные модели устойчивого развития.

При изучении данной темы студентам необходимо проанализировать Доклад Рио-92 «Повестка ХХI» век, где излагаются основные понятия, направления и принципы устойчивого развития. Это поможет понять триединую концепцию устойчивого развития.

Форма проведения занятия: устный опрос.

Задания:

1. На территории площадью 100 км2 ежегодно производили рубку леса. На момент организации на этой территории заповедника было отмечено 50 лосей. Через 5 лет численность лосей увеличилась до 650 голов. Еще через 10 лет количество лосей уменьшилось до 90 и стабилизировалось в последующие годы на уровне 80–110 голов. Определите плотность поголовья лосей: а) на момент создания заповедника; б) через 5 лет после создания заповедника; в) через 15 лет после создания заповедника. Объясните, почему сначала численность лосей резко возросла, а позже упала и стабилизировалась.

2. Охотоведы установили, что весной на площади 20 км2 таежного леса обитало 8 соболей, из которых 4 самки (взрослые соболи не образуют постоянных пар). Ежегодно одна самка в среднем приносит трех детенышей. Средняя смертность соболей (взрослых и детенышей) на конец года составляет 10%. Определите численность соболей в конце года; плотность весной и в конце года; показатель смертности за год; показатель рождаемости за год.

3. Чем объяснить то, что если в борьбе двух (не бойцовых) собак одна подставит незащищенную шею, другая не станет за нее хватать, в то время как в борьбе рыси и собаки такое поведение окажется роковым для подставившей шею собаки?

4. В лесу ученые равномерно расставили ловушки на зайцев-беляков. Всего было поймано 50 зверьков. Их пометили и отпустили. Через неделю отлов повторили. Поймали 70 зайцев, из которых 20 были уже с метками. Определите, какова численность зайцев на исследуемой территории, считая, что меченые в первый раз зверьки равномерно распределились по лесу.

5. Объясните, почему из популяции кабана, без риска ее уничтожить, можно изъять до 30% особей, тогда как допустимый отстрел лосей не должен превышать 15% численности популяции?

6. Какие организмы имеют простую, а какие – сложную возрастную структуру популяций?

7. Объясните, почему значительная весенняя гибель взрослых землероек-бурозубок приведет к резкому и продолжительному спаду численности популяции, в то время как полное уничтожение всех вылетевших весной взрослых майских жуков не приведет к подобному результату.

Рекомендуемая литература:

1. Вернадский В.И. «Философские мысли натуралиста», М., «Наука», 1988.

2. Вернадский В.И. «Живое вещество», М., «Наука», 1969 г.

3. Колумбаева С.Ж., Бильдебаева Р.М. Общая экология. Алматы, «Қазақ университеті», 2006.

4. Марфенин Н.Н. Концепция «устойчивого развития» в развитии / Россия в окружающем мире: 2002 (Аналитический ежегодник) // Под общей редакцией: Данилова-Данильяна В.И., Степанов С.А. - М.:Изд-во МНЭПУ, 2002.

5. Хартия "Города Европа на пути к устойчивому развитию" (Ольборгская хартия, Дания, 1994)

6. Доклад конференции ООН по окружающей с


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: