Тема 9 «Качество природной среды и здоровье населения»

Цель: Ознакомиться с понятием «качество окружающей среды», ее санитарно-гигиеническими показателями; выявить взаимосвязь неблагоприятных факторов природной среды и заболеваний человека; определить вредные привычки и социопатии.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о качестве окружающей среды и её санитарно-гигиенические показатели.

2. Здоровье и факторы риска.

3. Взаимосвязь неблагоприятных факторов окружающей природной среды заболеваний человека.

4. Деградация генофонда человечества.

5. Вредные привычки и среда обитания.

6. Здоровый образ жизни как основа устойчивого развития общества.

Логические задачи:

1. СПИД и наркомания распространяются по миру со скоростью большей, нежели растет население. Есть ли между ними связь? Не угрожают ли они генофонду человечества и развитию цивилизации будущего.

2. Если Вы заядлый курильщик, внимательно проанализируйте раздаточный материал. Оцените относительный риск заболевания раком легких, гортани и ишемической болезнью сердца. Не лучше ли бросить курить?

Для освоения данной темы студенту необходимо обратить внимание на критерии качества окружающей среды и показатели здоровья. Это позволит ему понять, что рискованный образ жизни, при котором человек своим поведением, вредными привычками наносит ущерб своему здоровью, а потом тратит много сил, энергии и денежных средств на компенсацию полученного вреда. Здоровый образ жизни обеспечивает человеку физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде. Здоровье общества складывается из здоровья его граждан. Поэтому в настоящее время крайне важно вести здоровый образ жизни и стремиться к улучшению качества природной среды.

Форма проведения занятия: устный и письменный опрос, решение логических задач.

Задания:

1. Ученый, который обосновал учение о биоценозах (выберите правильный ответ):

а) В.Иогансен;

б) К.Мебиус;

в) Ч.Элтон;

г) К.Тимирязев.

2. Биоценоз – это совокупность организмов:

а) одного вида, обитающих на определенной территории;

б) разных видов, совместно живущих и связанных друг с другом;

в) одного вида, обитающих на разнородных участках ареала;

г) обитающих в одной биогеографической области.

3. В хозяйстве вырыли котлован и заполнили его водой. Можно ли сразу же поселить в нем рыб и без подкормки ждать роста их численности?

4. Экологическая ниша вида – это:

а) местообитание вида;

б) территория, на которой обитает вид;

в) пространство, занимаемое видом;

г) положение вида в сообществе и комплекс условий обитания.

5. Какой абиотический фактор определяет вертикальную структуру биоценозов. Почему?

6. Заполните пропуски названиями функциональных групп экосистемы и царств живых существ. Организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие его в новые формы, называют.... Они представлены в основном видами, относящимися к... миру. Организмы, потребляющие органическое вещество и полностью разлагающие его до минеральных соединений, называют.... Они представлены видами, относящимися к... и.... Организмы, которые потребляют минеральные соединения и, используя внешнюю энергию, синтезируют органические вещества, называют.... Они представлены в основном видами, относящимися к... миру.

7. Вставьте пропущенные слова. Сообщество организмов разных видов, тесно взаимосвязанных между собой и населяющих более или менее однородный участок, называют.... В его состав входят: растения, животные... и.... Совокупность организмов и компонентов неживой природы, объединенных круговоротом веществ и потоком энергии в единый природный комплекс, называют..., или....

8. Выберите из списка названия животных, которых можно отнести к консументам второго порядка: серая крыса, слон, тигр, дизентерийная амеба, скорпион, паук, волк, кролик, мышь, саранча, ястреб, морская свинка, крокодил, гусь, лисица, окунь, антилопа, кобра, степная черепаха, виноградная улитка, дельфин, колорадский жук, бычий цепень, кенгуру, божья коровка, белый медведь, медоносная пчела, кровососущий комар, стрекоза, яблоневая плодожорка, тля, серая акула.

9. Из перечисленных названий организмов выберите продуцентов, консументов и редуцентов: медведь, бык, дуб, белка, подосиновик, шиповник, скумбрия, жаба, ленточный червь, гнилостные бактерии, баобаб, капуста, кактус, пеницилл, дрожжи.

10. Объясните, почему существование жизни на Земле было бы невозможно без бактерий и грибов.

11. Объясните, почему в прудах-охладителях при тепловых электростанциях экономически выгодно содержать растительноядных рыб.

12. Назовите животных, которые в цепях питания могут занимать место консументов (потребителей) как первого, так и второго или даже третьего порядка.

13. Назовите растения, которые могут занимать место и продуцента, и консумента второго порядка.

14. В прудовых хозяйствах выгоднее выращивать толстолобиков, а не щук, потому что:

а) толстолобики быстрее растут;

б) щуки чаще гибнут от болезней и неблагоприятных условий;

в) толстолобики питаются энергетически дешевой растительной пищей, а щуки – дорогой, животной.

15. На последующий трофический уровень переходит примерно 10% энергии, заключенной в организме. Объясните, куда расходуются остальные 90%.

16. Известно, что многие химические вещества, созданные человеком (например, сельскохозяйственные яды), плохо выводятся из живого организма естественным путем. Объясните, почему от этих соединений больше всего будут страдать животные верхних трофических уровней (хищники, сам человек), а не нижних.

Рекомендуемая литература:

1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. М., 1998.

2. Бакин С.А. Введение в экологическую специальность: Юнита. УК, ВКГУ, 2007.

3. Бигалиев А.Б., Халилов М.Ф., Шарипова М.А. Основы общей экологии. Алматы, «Қазақ университеті», 2007.

4. Быков Б.А. Экологический словарь. Алма-Ата, 1983.

5. Колумбаева С.Ж., Бильдебаева Р.М. Общая экология. Алматы, «Қазақ университеті», 2006.

6. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М., «ФАИР-ПРЕСС»,2003.

7. Одум Ю. Экология в 2 т. М., 1986.

8. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М., 1990.

9. Шилов И.А. Экология. М., 1997.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: