double arrow

Тема 6 «Строение биосферы и ее границы»

Цель: Ознакомиться со строением биосферы; выявить сущность учение В.И.Вернадского о биосфере; определить признаки ноосферы.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «биосфера», границы биосферы, её специфические особенности.

2. Сущность учения В.И. Вернадского о биосфере.

3. Роль и функции живого вещества в биосфере.

4. Основные круговороты веществ в биосфере.

5. Основные отличия большого (геологического) круговорота веществ от малого (биологического).

6. Понятие о ноосфере. Основные признаки ноосферы.

Логическая задача:

Проанализируйте, насколько выполняются условия, необходимые для становления и существования ноосферы в современном мире и дайте заключение по поводу того, что переход биосферы в ноосферу можно считать завершённым или нет. Обоснуйте свой ответ. При изучении данной темы студентам необходимо сравнить биосферу Земли со сферами других планет. Это позволит понять роль живого вещества в образовании и эволюции биосферы, определить место и роль человека в биосфере.

Форма проведения занятия: Тестовый и устный опрос.

Задания:

1. Назовите организмы, являющиеся симбионтами человека. Какую роль они выполняют?

2. Взаимоотношения взрослой ели и соседствующего проростка дуба являются примером:

а) аменсализма;

б) комменсализма;

в) паразитизма;

г) нейтрализма;

д) мутуализма.

3. Лишайники – пример симбиотических (мутуалистических) взаимоотношений между грибами и водорослями (или грибами и цианобактериями – синезелеными водорослями). Предположите, из какого первоначального типа биотических отношений мог сформироваться этот вариант симбиоза.

4. Соотнесите предлагаемые понятия и определения:

1) паразит; 2) фильтратор; 3) хищник; 4) собиратель; 5) пасущийся организм.

А. Организм, который активно разыскивает и убивает относительно крупные жертвы, способные убегать, прятаться или сопротивляться.
Б. Организм (имеющий, как правило, небольшие размеры), который использует живые ткани или клетки другого организма в качестве источника питания и среды обитания.

В. Организм, который поглощает многочисленные пищевые объекты, как правило, растительного происхождения, на поиск которых он не тратит много сил.

Г. Водное животное, процеживающее через себя воду с многочисленными мелкими организмами, которые служат ему пищей.
В. Организм, который разыскивает и поедает относительно мелкие, не способные убегать и сопротивляться пищевые объекты.

5. Объясните, почему в Китае в середине ХХ в. вслед за уничтожением воробьев резко снизился урожай зерновых. Ведь воробьи – зерноядные птицы.

6. Для каждой предложенной пары организмов подберите ресурс (из приведенных ниже), за который они могут конкурировать: ландыш – сосна, полевая мышь – обыкновенная полевка, волк – лисица, окунь – щука, канюк – сова-неясыть, барсук – лисица, рожь – василек синий, саксаул – верблюжья колючка, шмель – пчела. Ресурсы: нора, нектар, семена пшеницы, вода, зайцы, свет, мелкая плотва, ионы калия, мелкие грызуны.

7. Близкородственные виды часто обитают вместе, хотя принято считать, что между ними существует наиболее сильная конкуренция. Почему в этих случаях не происходит вытеснения одним видом другого?

8. В природе сосна обыкновенная формирует леса на относительно бедных почвах в болотистых или, наоборот, сухих местах. Посаженная руками человека, она прекрасно растет на богатых почвах со средней увлажненностью, но только в том случае, если человек ухаживает за посадками. Объясните, почему так происходит.

9. Выберите значение, оценивающее показатель плотности населения популяции:

а) 20 особей;

б) 20 особей на гектар;

в) 20 особей на 100 размножающихся самок;

г) 20%;

д) 20 особей на 100 ловушек;

е) 20 особей в год.

10. Выберите значение, оценивающее показатель рождаемости (или смертности) населения популяции:

а) 100 особей;

б) 100 особей в год;

в) 100 особей на гектар;

г) 100.

11. Зайцы-беляки и зайцы-русаки, обитающие на одной территории, составляют:

а) одну популяцию одного вида;

б) две популяции двух видов;

в) две популяции одного вида;

г) одну популяцию разных видов.

12. Является ли популяцией: а) группа гепардов в Московском зоопарке; б) семья волков; в) окуни в озере; г) пшеница на поле; д) улитки одного вида в одном горном ущелье; е) птичий базар; ж) бурые медведи на острове Сахалин; з) стадо (семья) оленей; и) благородные олени в Крыму; к) колония грачей; л) все растения ельника? Ответ обоснуйте.

Рекомендуемая литература:

1. Вернадский В.И. «Философские мысли натуралиста», М., «Наука», 1988.

2. Вернадский В.И. «Живое вещество», М., «Наука», 1969 г.

3. Колумбаева С.Ж., Бильдебаева Р.М. Общая экология. Алматы, «Қазақ университеті», 2006.

4. Марфенин Н.Н. Концепция «устойчивого развития» в развитии / Россия в окружающем мире: 2002 (Аналитический ежегодник) // Под общей редакцией: Данилова-Данильяна В.И., Степанов С.А. - М.:Изд-во МНЭПУ, 2002.

5. Хартия "Города Европа на пути к устойчивому развитию" (Ольборгская хартия, Дания, 1994)

6. Доклад конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию, Рио-де-Жанейро, 1992. Том 1, Нью-Йорк, 1993.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: