Цель: Ознакомиться с понятием «природные ресурсы», их классификацией и характеристикой; выявить современное состояния видов природных ресурсов; определить альтернативные источники энергии.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие природные ресурсы, их классификации и характеристика.
2. Современное экологическое состояние земельных, водных, биологических и энергетических ресурсов.
3. Использование альтернативных экологически чистых источников энергии как компоненты устойчивого развития экосистем и общества.
4. Как Вы считаете какие альтернативные источники энергии можно эффективно использовать в Казахстане?
При изучении данной темы студентам необходимо обратить внимание на современное состояние всех видов природных ресурсов. Это позволит понять, почему необходимо принять безотлагательные меры по рациональному использованию природных ресурсов и применение малоотходных и безотходных технологий, а также альтернативных источников энергии.
Форма проведения занятия: устный и письменный опрос.
|
|
Задания:
1. Постройте возрастные пирамиды, отражающие возрастной состав населения России (140 млн жителей) и Индонезии (190 млн жителей), используя приведенные данные.
2. Назовите факторы, которые побуждают людей в аграрных обществах заводить больше детей, а в индустриальных – меньше (ответ в таблице).
3. Почему ученые считают, что демографический взрыв на юге может привести к катастрофическим экологическим последствиям для всей планеты?
4. В задании 1 вы должны были по данным таблицы построить возрастные пирамиды населения России и Индонезии. Сравните построенные пирамиды и ответьте на вопросы.
А. Численность населения какой страны растет?
Б. Численность населения какой страны стабильна с тенденцией к сокращению?
В. Почему в возрастной пирамиде населения России группа от 51 до 60 лет имеет численность меньшую, чем соседние группы?
Г. Население какой страны близко к простой замене численности одного поколения другим?
Д. Рассчитайте долю (в %) молодежи (возраст от 0 до 30 лет) в России и в Индонезии.
Е. В какой стране демографический потенциал выше?
5. Какая среда будет более емкой (выберите правильный ответ):
а) для пшеницы – орошаемое поле, лес, луг, пустошь, вырубка, поле;
б) для бобра – река, протекающая по степи; река, протекающая по еловому лесу; река, протекающая по осиновому лесу; река, протекающая по тундре;
в) для колорадского жука – хвойный лес, луг, картофельное поле;
г) для окуня – озеро, болото, подземный водоем;
д) для рыжего таракана – лес, чистая комната, поле, кухня;
е) для больших синиц – поле, озеро, лес, лес с кормушками.
|
|
6. Взрывной рост численности мирового населения во второй половине ХХ в. произошел за счет:
а) повышения уровня рождаемости;
б) снижения уровня смертности благодаря улучшению питания и санитарно-гигиенических условий жизни;
в) промышленной революции;
г) использования новых источников энергии;
д) улучшения женского образования.
7. Онкологические заболевания слабее влияют на демографию людей, чем холера или СПИД, так как:
а) они затрагивают в основном людей старших возрастов (пострепродуктивное поколение);
б) от этих болезней умирает относительно мало людей;
в) с ними легче справляется современная медицина.
8. Статистические данные показывают, что более 80% раковых заболеваний вызываются факторами окружающей среды. Долевое распределение причин, вызывающих рак человека, выглядит следующим образом: курение – 30%, химические вещества пищи – 35%, неблагоприятные условия работы – 5%, спиртные напитки – 3%, излучения – 3%, загрязнения воздуха и воды – 2%, другие причины – 5%, причины, не связанные с влиянием окружающей среды, – 17%. Ежегодно в мире регистрируется 5,9 млн новых случаев заболевания раком и умирает 3,4 млн больных. Рассчитайте, сколько человек в мире умирает в год от рака, вызванного курением.
9. В 70-х гг. ХIХ в. на Вест-Индийские острова были завезены 9 мангустов для борьбы с расплодившимися крысами – вредителями плантаций сахарного тростника. Зверьки прижились и стали размножаться. Со временем количество мангустов возросло до сотен тысяч. Крыс стало меньше, однако вместе с ними стали исчезать местные виды лягушек, птиц, ящериц, крабов. На этом фоне значительно размножились насекомые, питающиеся сахарным тростником. Как вы думаете, почему люди не получили ожидаемого эффекта от акклиматизации мангустов и повышения урожайности тростника? Почему численность мангустов резко возросла? Почему размножились насекомые, питающиеся сахарным тростником?
10. Более стабильную динамику численности имеют виды:
а) с простой возрастной структурой;
б) со сложной возрастной структурой;
в) с переменной возрастной структурой.
11. Из приведенных примеров выберите те, которые описывают случаи, когда на новых территориях виды-вселенцы, не встретив врагов-регуляторов, давали взрыв численности: американский клен в Европе, колорадские жуки в Европе, кролики в Австралии, волнистые попугайчики в Европе, кукуруза в Европе, домовые воробьи в Америке, канадская элодея в Европе, канадская голубая ель в Старом Свете.
12. Постройте график изменения заготовок шкурок зайца-беляка на севере европейской части России последовательно за 27 лет (объем заготовок приводится в баллах). Баллы: 2, 1, 2, 3, 3, 4, 5, 15, 30, 80, 100, 60, 55, 0, 1, 1, 1, 2, 8, 90, 100, 100, 130, 10, 2, 1, 2. Сколько лет длится один цикл в динамике численности зайца-беляка?
Рекомендуемая литература:
1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. М., 1998.
2. Бакин С.А. Введение в экологическую специальность: Юнита. УК, ВКГУ, 2007.
3. Бигалиев А.Б., Халилов М.Ф., Шарипова М.А. Основы общей экологии. Алматы, «Қазақ университеті», 2007.
4. Быков Б.А. Экологический словарь. Алма-Ата, 1983.
5. Колумбаева С.Ж., Бильдебаева Р.М. Общая экология. Алматы, «Қазақ университеті», 2006.
6. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М., «ФАИР-ПРЕСС»,2003.
7. Одум Ю. Экология в 2 т. М., 1986.
8. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М., 1990.
9. Шилов И.А. Экология. М., 1997.