Тема 11 «Заповедники на территории Республики Казахстан»

Цель: Ознакомиться со стратегией создания ООПТ; выявить особенности создания и различия ООПТ; определить международный статус ООПТ Казахстана.

Вопросы для обсуждения:

1. Стратегия создания особо охраняемых природных территорий, их цели и задачи.

2. Понятия заповедник, заказник, национальный парк, биосферные резерваты, памятники природы и их особенности.

3. Приведите примеры особо охраняемых территорий Республики Казахстан.

4. Дайте краткую характеристику и историю создания Алматинского заповедники и Аску-Джабаглы.

5. Какой заповедник Казахстана получил международный статус ЮНЕСКО и почему?

При подготовке данной темы необходимо ознакомиться с такими экологическими понятиями как вид энедемик, вид реликт, редкий вид, вид исчезающий. Это поможет студентам разобраться в вопросах сохранения биоразнообразия и той роли, которую выполняют особо охраняемые территории. Характеристику заповедников провести в следующей последовательности:

1. Цель и год создания заповедника;

2. Место расположения заповедника;

3. Какие виды энедемики, виды реликты, редкие и исчезающие виды растений и животных расположены на территории заповедника?

Форма проведения занятия: устный опрос.

Задания:

1. Почему ученые-экологи считают, что люди, экономно расходующие воду, электроэнергию, газ, пищу, предметы обихода, реально охраняют природу?

2. Почему в большинстве стран сокращаются площади лесов?

3. В атмосфере Земли содержится 20,95%:

а) азота;

б) кислорода;

в) углекислого газа;

г) углеводородов;

д) аргона.

4. Парниковый эффект, вызванный увеличением в атмосфере углекислого газа, приводит к:

а) понижению температуры нижних слоев атмосферы;

б) повышению температуры нижних слоев атмосферы;

в) таянию вечных снегов и затоплению низменных участков земли;

г) отравлению организмов;

д) увеличению радиационного фона на Земле.

5. Доля какого газа в атмосфере Земли увеличивается вследствие деятельности человека?

6. Почему в черте города заболеваемость деревьев выше, а продолжительность их жизни меньше, чем в близлежащей сельской местности?

7. Почему в крупных городах главные автомобильные магистрали необходимо проектировать параллельно, а не перпендикулярно направлению основных ветров?

8. Дайте прогноз состояния окружающей среды при понижении концентрации углекислого газа в атмосфере.

9. Расчеты, проведенные учеными, говорят о том, что в ближайшие 150–180 лет количество атмосферного кислорода сократится на одну треть по сравнению с настоящим временем. Какие виды человеческой деятельности способствуют сокращению доли кислорода в атмосфере?

10. Растительность Западной Европы, северо-востока США и некоторых других районов земного шара вырабатывает во много раз меньше кислорода, чем его потребляют промышленность и гетеротрофные организмы, обитающие на этих территориях. Почему на этих территориях сохраняется жизнь?

Рекомендуемая литература:

1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. М., 1998.

2. Бакин С.А. Введение в экологическую специальность: Юнита. УК, ВКГУ, 2007.

3. Бигалиев А.Б., Халилов М.Ф., Шарипова М.А. Основы общей экологии. Алматы, «Қазақ университеті», 2007.

4. Быков Б.А. Экологический словарь. Алма-Ата, 1983.

5. Колумбаева С.Ж., Бильдебаева Р.М. Общая экология. Алматы, «Қазақ университеті», 2006.

6. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М., «ФАИР-ПРЕСС»,2003.

7. Одум Ю. Экология в 2 т. М., 1986.

8. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М., 1990.

9. Шилов И.А. Экология. М., 1997.

10. Экологический кодекс РК, Астана, 2007.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: