Цель: Ознакомиться со стратегией создания ООПТ; выявить особенности создания и различия ООПТ; определить международный статус ООПТ Казахстана.
Вопросы для обсуждения:
1. Стратегия создания особо охраняемых природных территорий, их цели и задачи.
2. Понятия заповедник, заказник, национальный парк, биосферные резерваты, памятники природы и их особенности.
3. Приведите примеры особо охраняемых территорий Республики Казахстан.
4. Дайте краткую характеристику и историю создания Алматинского заповедники и Аску-Джабаглы.
5. Какой заповедник Казахстана получил международный статус ЮНЕСКО и почему?
При подготовке данной темы необходимо ознакомиться с такими экологическими понятиями как вид энедемик, вид реликт, редкий вид, вид исчезающий. Это поможет студентам разобраться в вопросах сохранения биоразнообразия и той роли, которую выполняют особо охраняемые территории. Характеристику заповедников провести в следующей последовательности:
1. Цель и год создания заповедника;
|
|
2. Место расположения заповедника;
3. Какие виды энедемики, виды реликты, редкие и исчезающие виды растений и животных расположены на территории заповедника?
Форма проведения занятия: устный опрос.
Задания:
1. Почему ученые-экологи считают, что люди, экономно расходующие воду, электроэнергию, газ, пищу, предметы обихода, реально охраняют природу?
2. Почему в большинстве стран сокращаются площади лесов?
3. В атмосфере Земли содержится 20,95%:
а) азота;
б) кислорода;
в) углекислого газа;
г) углеводородов;
д) аргона.
4. Парниковый эффект, вызванный увеличением в атмосфере углекислого газа, приводит к:
а) понижению температуры нижних слоев атмосферы;
б) повышению температуры нижних слоев атмосферы;
в) таянию вечных снегов и затоплению низменных участков земли;
г) отравлению организмов;
д) увеличению радиационного фона на Земле.
5. Доля какого газа в атмосфере Земли увеличивается вследствие деятельности человека?
6. Почему в черте города заболеваемость деревьев выше, а продолжительность их жизни меньше, чем в близлежащей сельской местности?
7. Почему в крупных городах главные автомобильные магистрали необходимо проектировать параллельно, а не перпендикулярно направлению основных ветров?
8. Дайте прогноз состояния окружающей среды при понижении концентрации углекислого газа в атмосфере.
9. Расчеты, проведенные учеными, говорят о том, что в ближайшие 150–180 лет количество атмосферного кислорода сократится на одну треть по сравнению с настоящим временем. Какие виды человеческой деятельности способствуют сокращению доли кислорода в атмосфере?
|
|
10. Растительность Западной Европы, северо-востока США и некоторых других районов земного шара вырабатывает во много раз меньше кислорода, чем его потребляют промышленность и гетеротрофные организмы, обитающие на этих территориях. Почему на этих территориях сохраняется жизнь?
Рекомендуемая литература:
1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. М., 1998.
2. Бакин С.А. Введение в экологическую специальность: Юнита. УК, ВКГУ, 2007.
3. Бигалиев А.Б., Халилов М.Ф., Шарипова М.А. Основы общей экологии. Алматы, «Қазақ университеті», 2007.
4. Быков Б.А. Экологический словарь. Алма-Ата, 1983.
5. Колумбаева С.Ж., Бильдебаева Р.М. Общая экология. Алматы, «Қазақ университеті», 2006.
6. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М., «ФАИР-ПРЕСС»,2003.
7. Одум Ю. Экология в 2 т. М., 1986.
8. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М., 1990.
9. Шилов И.А. Экология. М., 1997.
10. Экологический кодекс РК, Астана, 2007.