Тема 12 «Человеческое развитие и цели развития тысячелетия»

Цель: Ознакомиться понятием и основными аспектами человеческого развития; выявить национальные цели Развития тысячелетия Республики Казахстан; определить влияние глобализации на человеческое развитие.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «Человеческое развитие», его основные аспекты;

2. Человеческое развитие и цели развития тысячелетия;

3. Национальные цели Развития тысячелетия Казахстана;

4. Экономический рост и его взаимосвязь с человеческим развитием;

5. Проблема занятности трудоспособного населения в свете человеческого развития;

6. Влияние глобализации на человеческое развитие.

Освоение данной темы необходимо начинать с анализа Декларации тысячелетия ООН (Нью-Йорк, 2000 г), в которой определен комплекс общих задач, известных как Цели развития на пороге тысячелетия, а также приведены основные понятия и определения человеческого развития. На основе этой Декларации разработаны национальные цели развития тысячелетия. Декларация поможет студентам разобраться в вопросах данного семинара и понять роль человеческого развития в устойчивом развитии.

Форма проведения занятия: устный опрос.

Задания:

1. Известно, что составляющие нефть вещества в воде в основном нерастворимы и, в сравнении с другими загрязнителями, слабо токсичны. Почему же загрязнение вод нефтепродуктами считается одним из самых опасных?

2. Ежегодно вследствие аварий на нефтепроводах и танкерах, промышленных и транспортных выбросов, мойки автомашин, судов, цистерн и трюмов танкеров в Мировой океан попадает 14 млн т нефти. Один грамм нефти (нефтепродуктов) способен образовать пленку на площади 10 м2 водной поверхности. Определите площадь ежегодного загрязнения мировых водоемов.

3. Во льдах Гренландии, датированных 800 г. до н.э., содержится 0,0004 мкг свинца на 1 кг льда. Льды, образовавшиеся в 1753 г., содержат свинца в 25 раз больше; лед, образовавшийся в 1969 г., содержит 0,2 мкг свинца на 1 кг, т.е. в 500 раз больше. Объясните, как свинец попадает в льды Гренландии. Почему содержание свинца во льдах растет?

4. Где накапливаются уносимые с полей химические вещества, применяемые в сельском хозяйстве?

5. Сплав срубленных деревьев по рекам экономически очень выгоден (не надо строить дороги, использовать дорогостоящую технику и т.д.). Почему экологи против такой транспортировки, особенно если деревья не связываются в плоты, а сплавляются поодиночке?

6. Часто вдоль одной стороны дороги, проходящей через лес, можно заметить выпадение деревьев и заболачивание почвы. Объясните, почему это происходит. Как можно исправить это положение при строительстве дорог?

7. Объясните, почему экологи считают, что сбор металлолома и макулатуры – это важное природоохранное мероприятие.

8. В степных экосистемах в течение длительного времени формировались самые плодородные почвы: черноземные и каштановые. В 50-е г. ХХ в. в СССР и в Канаде проводилось освоение целинных земель: распашка степей для выращивания на них пшеницы и других зерновых культур. Почему некоторые ученые выступали против распашки степей и использования их для выращивания сельскохозяйственных культур? К каким последствиям может привести частая обработка (в первую очередь отвальная вспашка) почвы в степи?

9. Почему в степных условиях рекомендуется безотвальная вспашка?

10. Объясните, почему на реках, вдоль которых вырублен лес, уровень воды непостоянен: если выпадает мало осадков – уровень значительно понижается, если прошел дождь – возможен выход воды из берегов, затопление населенных пунктов, полей и т.д. Почему на лесных реках наводнения случаются редко?

11. Сель – опасное природное явление, представляющее собой бурный грязевой поток в горах, вызванный снеготаянием или ливневыми дождями. Селевые потоки несут с собой множество камней и валуны огромных размеров и могут производить громадные разрушения с человеческими жертвами. Почему сели практически отсутствуют в местах, где численность населения низкая? Почему в местах, где в горах рубят лес и (или) выпасают домашних животных, вероятность возникновения селей очень высока?

12. Почему весной в лесу снег тает дольше, чем на поле? Какое это имеет значение для растений; для гидрорежима полей, леса, рек?

13. Экологи считают, что в северных районах лес можно рубить и вывозить только зимой по глубокому снегу. Почему?

14. Назовите примеры, когда человек акклиматизировал виды на новых территориях, а это приводило к плачевным результатам.

15. Назовите домашних животных, дикие предки которых уничтожены человеком.

16. Назовите домашних животных, дикие предки которых сохранились.

17. В степях до появления человека обитало большое количество травоядных животных. В североамериканских прериях паслось 75 млн бизонов, 40 млн вилорогих антилоп, не считая грызунов. Евразийские травяные кущи с аппетитом объедали десятки миллионов туров, диких лошадей и куланов, 10 млн сайгаков, 5 млн дзеренов, 20 млн сурков, несчетные орды мелких грызунов и крупных степных птиц: дроф и стрепетов. Почему же подавляющая часть этих огромных стад исчезла с лика планеты?

Рекомендуемая литература:

1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. М., 1998.

2. Бакин С.А. Введение в экологическую специальность: Юнита. УК, ВКГУ, 2007.

3. Бигалиев А.Б., Халилов М.Ф., Шарипова М.А. Основы общей экологии. Алматы, «Қазақ университеті», 2007.

4. Быков Б.А. Экологический словарь. Алма-Ата, 1983.

5. Декларации тысячелетия ООН, Нью-Йорк, 2000 г.

6. Колумбаева С.Ж., Бильдебаева Р.М. Общая экология. Алматы, «Қазақ университеті», 2006.

7. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М., «ФАИР-ПРЕСС»,2003.

8. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М., 1990.

9. Шокаманов Ю., Макажанова А. и др. Человеческое развитие в Казахстане. UNDP Kazakhstan. Хрестоматия. Алматы: S-Print. 2006
2. Шокаманов Ю., Макажанова А. и др. Человеческое развитие в Казахстане. UNDP Kazakhstan. Практикум. Алматы: S-Print. 2006.

10. Шилов И.А. Экология. М., 1997.

Вопросы для обсуждения на рубежном контроле

Рубежный контроль проводится в письменной форме. Каждый студент получает индивидуальные задания по 5 вариантам. Вопросы по рубежному контролю прилагается к УМКД.

1. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.

2. Концепция живого вещества и его глобальная роль в биосфере.

3. Концепция антропогенного воздействия как мощного геологического и геохимического фактора. Место человека в экологической системе.

4. Глобальные биогеохимические циклы.

5. История возникновения понятия «устойчивое развитие».

6. Факторы Устойчивого развития.

7. Стратегии и принципы устойчивого развития (Рио-92).

8. Международное сотрудничество по обеспечению устойчивого развития.

9. Характеристика природных ресурсов и их классификации.

10. Рациональное природопользование, малоотходные и безотходные технологии.

11. Биологические ресурсы и продовольственная безопасность.

12. Экологически чистые источники энергии как компоненты устойчивого развития экосистем и общества.

13. Роль природы в становлении и развитии человеческого общества.

14. Глобальные экологические проблемы современности, причины их возникновения и последствия. Экологические проблемы, связанные с интенсификацией сельского хозяйства и промышленности.

15. Физическое, химическое и биологическое загрязнение окружающей среды и их эколого-генетические последствия.

16. Социально-экологический кризис и устойчивое развитие.

17. Рост населения и изменение его качества.

18. Проблемы энергетического кризиса и пути их решения.

19. Мировая продовольственная проблема, пути решения.

20. Ресурсный кризис, причины и последствия, пути решения

21. Принципы и методы охраны окружающей среды. Заповедные территории как одна из форм охраны окружающей среды

22. Охрана генетического разнообразия

23. Разработка основ рационального природопользования и охраны окружающей среды как необходимого условия перехода к устойчивому развитию

24. Роль экологического образования и просвещения в обеспечении устойчивого развития человечества

25. Процессы дестабилизации природной среды в РК, причины и следствия

26. Экологические проблемы Казахстана

27. Законодательство Республики Казахстан в области охраны окружающей среды

28. Обеспечение устойчивого развития Республики Казахстан. Стратегия устойчивого развития и механизмы обеспечения устойчивого развития Казахстана.

29. Стратегия создания особо охраняемых природных территорий, их цели и задачи.

30. Понятия заповедник, заказник, национальный парк, биосферные резерваты, памятники природы и их особенности. Приведите примеры по Казахстану.

31. Международное сотрудничество и национальные интересы Республики Казахстан в сфере экологии.

33. Изменение мировоззренческой стратегии человечества – одно из условий устойчивого развития.

34. Понятие о качестве окружающей среды и её санитарно-гигиенические показатели.

35. Здоровье и факторы риска

36. Взаимосвязь неблагоприятных факторов окружающей природной среды заболеваний человека.

37. Деградация генофонда человечества.

38. Вредные привычки и среда обитания.

39. Здоровый образ жизни как основа устойчивого развития общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: