Отрасли психологии

Современная психология представляет собой широко раз­вернутую область знаний, включающую ряд отдельных дис­циплин и научных направлений.

Сфера психологической науки сейчас представляет собой сильно разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин, развивающихся на границах со многими науками о природе, обществе и человеке. Запросы практической деятель­ности людей и общества побуждают формирование и развитие новых психологических дисциплин, например, инженерная психология, космическая психология, педагогическая психоло­гия и т.п. С дру­гой стороны, в психологию входят новые методы исследова­ния и познания, например, использование физических мето­дов в психологии породило возникновение экспериментальной психологии, психофизики, а использование методов физиоло­гии в психологии сформировало психофизиологию, внедрение математических методов — обусловило формирование матема­тической психологии, инженерной психологии, бионики.

Общая психология выполняет ряд функций:

• теоретическую функцию обобщения: обобщает научные достижения различных психологических отраслей, сводит их в единую систему, осуществляет опережающие разработки, которые помогут психологическим отраслям взглянуть на свои исследовательские проблемы по новому;

• методологическую функцию: формулирует методологические принципы психологических исследований, методы ис­следований.

Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, возрастную, инженерную психологию, психоло­гию труда, клиническую психологию и психофизиологию, диф­ференциальную психологию. Особенности психики животных изучает зоопсихология. Сравнительная психология сопоставляет различные ступени психического развития и поведения у животных в эволюци­онном ряду, показывает, в чем проявляется связь психики че­ловека с животными и в чем психика человека кардинально отличается от психики животных.

Возрастная психология изучает закономерности развития психики нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастно­му периоду, от младенчества до старости, и в связи с этим де­лится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости (геронтопсихология).

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимо­отношения с людьми, с группой, психологическую совмести­мость людей, социально-психологические проявления в боль­ших группах.

Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, вос­питания.

Психология труда рассматривает психологи­ческие особенности трудовой деятельности человека, законо­мерности развития трудовых навыков.

Психофизиология изучает физиологические основы психи­ческой деятельности, а дифференциальная психология - индивидуальные различия в психике людей.

Прикладные области психологии, или практическая психо­логия, все шире входят в нашу жизнь. Годфруа выделяет следующие специальности психологов-практиков: клинический психолог, школьный психолог, промышленный психолог, педагогический психолог, психолог-эргономист, психолог-кон­сультант. В частности, школьный психолог помогают учащим­ся или служащим выбрать специальность или работу, наибо­лее соответствующую их интересам и способностям, оказывает поддержку учащимся, у кото­рых возникают трудности в учебном процессе, во взаимоотно­шениях с родителями и педагогами, помогает учащемуся разрешить свои проблемы или рекомендует соответствующую пси­хотерапию. Пе­дагогический психолог занимается разработкой наиболее эф­фективных методов обучения, проводит психологический тре­нинг с преподавателями.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение психологии как науки.

2. Что является предметом психологии? Дайте классификацию психических явлений.

3. Назовите психические процессы, психические состояния, психические свойства и дайте им характеристику.

4. Какие методы психологических исследований вы знаете?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: