Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений.
Сфера психологической науки сейчас представляет собой сильно разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин, развивающихся на границах со многими науками о природе, обществе и человеке. Запросы практической деятельности людей и общества побуждают формирование и развитие новых психологических дисциплин, например, инженерная психология, космическая психология, педагогическая психология и т.п. С другой стороны, в психологию входят новые методы исследования и познания, например, использование физических методов в психологии породило возникновение экспериментальной психологии, психофизики, а использование методов физиологии в психологии сформировало психофизиологию, внедрение математических методов — обусловило формирование математической психологии, инженерной психологии, бионики.
Общая психология выполняет ряд функций:
• теоретическую функцию обобщения: обобщает научные достижения различных психологических отраслей, сводит их в единую систему, осуществляет опережающие разработки, которые помогут психологическим отраслям взглянуть на свои исследовательские проблемы по новому;
• методологическую функцию: формулирует методологические принципы психологических исследований, методы исследований.
Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию. Особенности психики животных изучает зоопсихология. Сравнительная психология сопоставляет различные ступени психического развития и поведения у животных в эволюционном ряду, показывает, в чем проявляется связь психики человека с животными и в чем психика человека кардинально отличается от психики животных.
Возрастная психология изучает закономерности развития психики нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду, от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости (геронтопсихология).
Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах.
Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.
Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.
Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология - индивидуальные различия в психике людей.
Прикладные области психологии, или практическая психология, все шире входят в нашу жизнь. Годфруа выделяет следующие специальности психологов-практиков: клинический психолог, школьный психолог, промышленный психолог, педагогический психолог, психолог-эргономист, психолог-консультант. В частности, школьный психолог помогают учащимся или служащим выбрать специальность или работу, наиболее соответствующую их интересам и способностям, оказывает поддержку учащимся, у которых возникают трудности в учебном процессе, во взаимоотношениях с родителями и педагогами, помогает учащемуся разрешить свои проблемы или рекомендует соответствующую психотерапию. Педагогический психолог занимается разработкой наиболее эффективных методов обучения, проводит психологический тренинг с преподавателями.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение психологии как науки.
2. Что является предметом психологии? Дайте классификацию психических явлений.
3. Назовите психические процессы, психические состояния, психические свойства и дайте им характеристику.
4. Какие методы психологических исследований вы знаете?