y Лидер группы (выберите правильный ответ):
а) гораздо сильнее других членов группы ориентирован на группу;
б) обладает наибольшей компетентностью в групповой задаче;
в) имеет групповую санкцию на нарушение групповых норм, если это способствует лучшему достижению целей группы;
г) верны ответы А и Б;
д) верны ответы А и В;
е) все ответы верны.
Задание 2.1. Существуют два типа личности лидеров: лидер, ориентированный на работу, и лидер, ориентированный на персонал. Тип лидерства можно определить по ряду признаков. Разделите предложенные признаки таким образом, чтобы они характеризовали один из типов лидера.
Дело | Признаки | Люди |
Обращаются за советом. | ||
В конфликтной ситуации личного характера просят оказать содействие. | ||
С некоторым и сослуживцами лидер общается на «ты». | ||
Все подчиненные выполняют работу вовремя, потому что боятся наказания. | ||
Вся информация приходит к лидеру только в виде отчетов и факсов. | ||
На столе у каждого сотрудника лежат четкие инструкции по выполнению работы. | ||
Часто звонят близкие люди. | ||
Семью лидера знают все подчиненные. | ||
Каждый праздник отмечается коллективно внутри организации. |
Задание 2.2. Проанализируйте предложенные примеры и обоснуйте типы лидерства.
|
|
Основатель империи фастфуда произвел революцию в ресторанной промышленности, наведя порядок в производстве гамбургеров, чипсов и молочных коктейлей. Создав в McDonald’s сложную систему учета и контроля, он добился того, чтобы гамбургеры, продаваемые в Калифорнии, ничем не отличались от продаваемых в Нью-Йорке. Уже управляя огромной сетью ресторанов, Крок уделял время проверке каждого из них. Он верил в то, что производство и продажа гамбургеров – это целая наука, и даже основал Университет Гамбургера, где студенты заучивают «Евангелие от Крока» о Качестве, Обслуживании, Чистоте и Ценности. | |
Успех IBM основан на философии ее харизматических лидеров, отца и сына Уотсонов. Оба они твердо следовали трем основным принципам: уважение к каждому работнику, ориентация на потребности клиентов и стремление к совершенству во всех операциях. Эти принципы нашли свое выражение в девизах и лозунгах, которые задавали тон работе компании: «Думай!» и «Твой лучший контролер – ты сам». Самостоятельность и предпринимательская активность сотрудников в сочетании с лояльностью потребителей сделали IBM неуязвимой для конкурентов. | |
Свой холдинг «Русский Стандарт» РустамТарико построил единолично. В начале 2000-х годов он решил привлечь высокопрофессиональных управленцев и… стремительно разошелся с приглашенными звездами. Создатель «Русского Стандарта» считает себя «абсолютно бескомпромиссным человеком» и даже не пытается удерживать рядом менеджеров и партнеров, чьи взгляды не совпадают с его «железобетонной философией». «Самое трудное – это мотивировать людей, – признался он в интервью нашему журналу в 2006 году. – Поэтому я стараюсь выбирать тех, кому не нужно видеть свет в конце тоннеля, чтобы добиваться поставленных целей». | |
Японский бизнесмен, основатель известной компании по производству бытовой техники Panasonik, считал, что без помощи других людей невозможно достичь поставленной цели, и каждому давал понять, что «… без Вас мы не добьемся успеха». | |
Фредерик Смит - основатель службы доставки FedEx – за время работы не уволил ни одного сотрудника. Во время забастовки конкурирующей компании на FedExнеожиданно свалилось 800 тыс. дополнительных экспресс-сообщений в день. Тысячи сотрудников компании добровольно отрабатывали сверхурочные часы бесплатно. В настоящее время доля FedEx на рынке перевозок достигает 43%. | |
Соитиро Хонда – основатель автомобильного концерна «Хонда» стремиться достичь наивысшего результата качества продукции, поскольку предан своему делу. Однако текучесть кадров на предприятии превышает все возможные рамки. Так как основатель концерна слишком вспыльчив: в порыве гнева он может швырнуть в нерадивого работника тем, что подвернется под руку. |
Задание 2.3. С помощью теста определите, можете ли Вы быть лидером? Для удобства, рядом с каждым ответом расположен его эквивалент в баллах. После того, как ответите на все вопросы, просуммируйте баллы и узнайте свой результат.
|
|
1. Причиной моих ошибок и неприятностей, как правило, являются другие люди:
a) да, это так – 0; | b) в отдельных ситуациях – 1; | c) нет, это не так – 2. |
2. Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком:
a) да – 2; | b) иногда – 1; | c) обо мне нельзя так сказать – 0. |
3. Моя жизнь не подвластна мне, и она управляется внешними событиями:
a) да, это так – 0; | b) в редких ситуациях – 1; | c) нет, это не так – 2. |
4. Окружающих людей интересует мое мнение:
a) да, очень часто – 2; | b) иногда – 1; | c) почти никогда – 0. |
5. В начале нового дела я, как правило, испытываю:
a) страх – 0; | b) волнение- 1; | c) интерес – 2 |
6. Я человек очень обязательный:
a) чаще всего да –2; | b) только в отдельных ситуациях – 1; | c) обо мне нельзя так сказать – 0. |
7. Меня очень заботит, что думают обо мне окружающие:
a) да, всегда – 0; | b) иногда- 1; | c) нет, это не так – 2. |
8. Я полагаю, что человек делает жизненный выбор по своему желанию:
a) да – 2; | b) это могут не все – 1; | c) нет, это не так – 0. |
9. Чужой успех почти всегда:
a) мобилизует меня – 2; | b) расстраивает – 0; | c) вызывает у меня зависть -1. |
10. Если я поставил перед собой цель, я приложу все усилия, чтобы достичь результата:
a) чаще всего да – 2; | b) только в отдельных ситуациях – 1; | c) обо мне нельзя так сказать – 0. |
11. Я легко схожусь с людьми:
a) обычно да – 2; | b) только в отдельных ситуациях – 1; | c) обо мне нельзя так сказать – 0. |
12. Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания:
a) да, это так – 0; | b) иногда – 1; | c) обо мне нельзя так сказать – 2. |
13. Я считаю, что дисциплинированность при выполнении дела — обязательное условие:
a) да, это так – 2; | b) не для всех людей – 1; | c) нет, это не так – 0. |
14. Я принимаю решение быстрее, чем многие люди:
a) почти всегда – 2; | b) в отдельных ситуациях – 1; | c) нет, это не так – 0. |
15. Критика в мой адрес:
a) оставляет меня равнодушным – 2; | b) заставляет задуматься –1; | c) выбивает из колеи – 0. |
16. Мне больше нравится придумывать новые способы в выполнении какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приемов:
|
|
a) да, это так – 2; | b) в отдельных ситуациях – 1; | c) нет, это не так – 0. |
17. Я выслушиваю советы других людей и, как правило:
a) поступаю в соответствии с этим – 0; | b) долго взвешиваю решение –1 | c) делаю по-своему – 2. |
18. Я считаю, что слова людей не должны расходиться с их делами и поступками:
a) да – 2; | b) в зависимости от обстоятельств – 1; | c) я не обращаю на это внимание – 0. |
19. Когда я оказываюсь в центре внимания многих людей, я испытываю страх и желание спрятаться:
a) почти всегда – 0; | b) в отдельных ситуациях – 1; | c) нет, это не так – 2. |
20. Мои друзья чаще:
a) советуются со мной – 2; | b) дают мне советы – 0; | c) делают то и другое поровну – 1. |
21. Мне не хватает уверенности в себе:
a) да, это так – 0; | b) в отдельных ситуациях – 1 | c) нет, это не так – 2. |
22. Соперничество с кем-либо будоражит меня, заставляет действовать лучше:
a) да, это так – 2; | b) в отдельных ситуациях – 1; | c) обо мне нельзя так сказать – 0. |
23. Мне нравится руководить другими людьми:
a) да, это так – 2; | b) в отдельных ситуациях – 1; | c) обо мне нельзя так сказать – 0. |
24. Оказавшись в компании людей, я беру инициативу на себя и оказываюсь в центре внимания:
a) обычно да – 2; | b) иногда – 1; | c) никогда – 0 |
25. Когда кому-то надо принять решение, и он обращается ко мне за советом, то я:
a) указываю, как надо поступить – 2; | b) помогаю взвесить варианты – 1; | c) говорю: «Решай сам» – 0. |
26. Если я делаю какое-либо дело совместно с другими людьми, для меня самое важное, чтобы:
a) каждый работал на результат – 2; | b) всем было комфортно работать – 1; | c) мне было интересно – 0. |
27. Я могу высказать другому человеку свое недовольство его работой:
a) да – 2; | b) иногда – 1; | c) никогда – 0. |
28. Когда мне дают распоряжение по работе, я:
a) разбираюсь, что и зачем я должен делать – 2; | b) немедленно приступаю к выполнению – 1; | c) полностью доверяю распоряжению начальства – 0. |
29. Я могу эффективно работать:
a) почти всегда – 2; | b) по настроению – 1; | c) только, если мной руководят – 0. |
30. Если мое мнение расходится с мнением окружающих, то я:
|
|
a) буду его отстаивать – 2; | b) задумаюсь, прав ли я – 1; | c) откажусь от него – 0. |
Обработка результатов:
Сложите балльные оценки, полученные вами в вопросах.
Количество набранных баллов ______________
Дайте интерпретацию по полученным результатам _____________________________________