Методические рекомендации по изучению дисциплины

Одной из главных задач подготовки будущих педагогов в современных условиях является обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Обновление педагогического образования сегодня осуществляется на принципах индивидуализации, гуманизации, демократизации и широкой общекультурной ориентации. Их реализация предусматривает переориентацию образовательного процесса в вузе с жестко дисциплинарного, «знаниевого» подхода на развитие и саморазвитие личности обучаемого, формирование профессиональной состоятельности будущего педагога, начиная уже с первого курса обучения.

Блок педагогических дисциплин, изучаемых в педагогическом вузе, преследуя цели создания теоретической и практической основы деятельности учителя вносит существенный вклад в высшее педагогическое образование. Поэтому велика значимость решения задач, стоящих перед циклом педагогических дисциплин как ядра профессиональной подготовки студентов.

Раздел «Введение в педагогическую деятельность» дисциплины «Педагогика», входящий в профессиональных цикл дисциплин, создает ее ориентирующую основу и изучается на первых курсах педагогических вузов. Изучение данной дисциплины должно сформировать у студентов первоначальные представления о сущности и особенностях педагогической деятельности, о роли различных факторов в профессионально-личностном становлении и развитии педагога, его общей и профессиональной культуры.

Содержание курса построено на основе системно-структурного и системно-интегративного подходов к рассмотрению педагогической деятельности, педагогических явлений, педагогической культуры.

Углубление ориентации студентов на педагогическую профессию осуществляется с опорой на требования ФГОС ВПО (2009г.) по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование (квалификация бакалавр) при использовании на занятиях иллюстративного и профессионально значимого материала, анализе педагогических ситуаций, показе применения получаемых знаний в будущей профессиональной деятельности, использовании комплексных интегрированных и проектных заданий и др.

При обучении студентов педагогическим дисциплинам целесообразно использовать методы, формы и средства обучения, элементы педагогических технологий, позволяющие моделировать будущую профессиональную деятельность, учесть специфику приобретаемой ими квалификации, что будет способствовать более осознанному усвоению учебного материала, углублению мотивов выбора профессии и повышению качества их подготовки. К таковым относятся проблемная лекция, проблемный семинар, практико-ориентированный семинар, дискуссия, тренинг, метод проектов, видеометоды и др.

К особенностям изучения дисциплины «Введение в педагогическую деятельность» относится стремление не допустить односторонности в истолковании общеизвестных педагогических истин. Поэтому студентам предлагаются характеристики педагогических фактов, явлений, процессов могущих не совпадать друг с другом или даже противоречить одно другому (но это внешне). В отдельных случаях даются полярные оценки в интерпретации педагогических фактов и явлений, что дает толчок студенту самостоятельно разобраться в их доказательности и что можно принять за основу.

Программа менее всего рассчитана на пересказательное, репродуктивное усвоение научных и эмпирических сведений, в силу этого часть материала дается в виде справок и заданий для более полного усвоения материала студентами при самостоятельной работе с источниками.

Представленная программа дисциплины "Введение в педагогическую деятельность" опирается на концепцию воспитания как процесса возрождения человека культуры на принципах гуманного воспитания, приоритета общечеловеческих ценностей, обращенности к личности ребенка и создание условий для его жизнетворчества.

Современная социально-педагогическая ситуация характеризуется кризисом традиционной воспитательной системы, выдвигая на первый план формирование альтернативных по отношению к традиционным воспитательным нормам типов личности.

В этих условиях переключение студента от научных данных школьной педагогики к теоретико-прикладной информации вузовской системы образования вызывается необходимостью новых требований к профессиональной подготовке педагогических кадров.

Воспитание человека культуры предполагает высокий уровень гуманности, педагогической компетентности. В этой связи учебный материал представлен и переосмыслен с позиций гуманизма, что позволит студенту выработать перспективу для самореализации личностно-ориентированного обучения и целенаправленного самоформирования в педагогическом плане.

В программу включены примерные вопросы и задания, базовые понятия, которые могут входить в систему аттестации студента. Самостоятельность и самоконтроль за ходом формирования педагогических знаний обеспечивается системой вопросов и заданий корректирующих процесс усвоения учебного материала.

Изучение данной дисциплины создает теоретическую основу для последующего усвоения теоретической педагогики, практической педагогика, практикума по решению профессиональных задач, истории образования и педагогической мысли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: