Основные модели дистанционного обучения

№ п/п Название Характеристика модели
  Обучение по типу экстерната Обучение ориентировано на экзаменационные требования профессиональных учебных заведе­ний для обучаемых, которые по каким-то причинам не могут посещать учебные заведения
  Университетское обучение (на базе одного университета) Система обучения учащихся на расстоянии, заоч­но или дистанционно, на основе новых информа­ционных технологий, включая компьютерные телекоммуникации. Учащимся предлагаются по­мимо печатных пособий аудио- и видеокассеты, CD-диски, разработанные ведущими преподава­телями этих университетов (для системы заочного обучения)
  Обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений Сотрудничество нескольких образовательных организаций в подготовке программ дистанци­онного обучения позволяет сделать их более профессионально качественными и менее доро­гостоящими
  Обучение в специализиро­ванных образовательных учреждениях Специально созданные для целей дистанционно­го обучения образовательные учреждения ориен­тированы на разработку мультимедийных курсов
  Автономные обучающие системы Обучение в рамках подобранных систем ведется целиком посредством телевидения или радио­программ, CD-ROM-дисков, а также дополнитель­ных печатных пособий. В основном это программы самооб­разования
  Неформальное интегрированное обучение на основе мультимедийных программ Данные программы самообразования ориентированы на обучение взрослой аудитории, которая по разным причинам не смогла получить профессиональное образование

Основными целями всех упомянутых моделей образования на расстоянии являются:

· расширение возможностей обучаемых в совершенствовании и пополнении своих знаний в различных областях в рамках действующих образовательных программ;

· присвоение аттестата об образовании, квалификационной степени на основе результатов соответствующих экзаменов (экстернат);

· получение качественного образования по различным направлениям программ профессионального образования.

Дистанционное обучение в системе профессиональной школы адресовано различным категориям обучающихся:

· самостоятельно изучающим какой-либо курс учебной программы, не препо­дававшийся в их профессиональной школе;

· желающим углубить свои знания по какому-то предмету или разделу про­граммы (например, тем, кто не удовлетворен уровнем преподавания в своем учебном заведении);

· желающим ликвидировать пробелы в своих знаниях, возникшие из-за зна­чительного пропуска занятий по болезни;

· больным детям, инвалидам, не имеющим возможности посещать учебное заведение;

· желающим получить дополнительное образование по полному учебному курсу в зарубежном учебном заведении или желающим изучать какой-то конкретный курс зарубежной профессиональной программы.

К концептуальным характеристикам дистанционного обучения относятся сле­дующие положения.

1. Дистанционное обучение использует в качестве технологической основы современные информационные технологии и средства массовой коммуникации, как уже привычные (радио, телевидение, в том числе кабельное, факс), так и новейшие (аудио-, теле- и видеоконференции, средства мультимедиа и гипермедиа, компьютерные телекоммуникации).

2. Высокая интерактивность дистанционного обучения, обеспеченная широ­ким использованием средств новых информационных и коммуникационных тех­нологий: электронной почты, телеконференций, диалогов в режиме реального времени и т.д. Курсы дистанционного обучения обеспечивают максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, предоставляют возможность группового обучения.

3. Дистанционное обучение создает условия для организации современного процесса обучения со всеми атрибутами, характеризующими данный процесс как учебный:

· возможность при необходимости разъяснения учебного материала препода­вателем;

· оперативное и систематическое взаимодействие в течение всего периода обучения с ведущим преподавателем курса, консультантами-координаторами и обучающихся - между собой;

· групповая работа по типу «обучения в сотрудничестве» с участниками дан­ного курса при использовании всего многообразия проблемных, исследовательских, поисковых методов в ходе работы над соответствующими модуля­ми курса, а также применение новейших педагогических технологий: метода проектов, разноуровнего обучения, модульного обучения и пр.;

· оперативный и итоговый контроль успешности обучения со стороны ведущего преподавателя и консультантов-координаторов в виде тестов, рефератов, электронных презентаций, творческих работ.

4. В центре процесса дистанционного обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого, который должен:

· научиться приобретать и применять знания, искать и находить нужные для этого средства и источники информации;

· уметь работать с этой информацией;

· владеть способа­ми познавательной деятельности, которые могут применяться в дальнейшем;

· при необходимости повышать квалификацию, менять профессиональную ориентацию и т.д.

5. Курсы дистанционного обучения предполагают более тщательное и деталь­ное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов.

Структурирование курса дистанционного обучения должно быть модульным, чтобы обучаемый имел возможность четко осознать свое продвижение от этапа к этапу (рис.13).

Рис. 13. Структура курса дистанционного обучения

Учебный курс дистанционного обучения предваряется справкой, содержащей общие сведения о нем.

В пакет курса включаются анкеты для знакомства с потенциальным учащим­ся и тесты для определения исходного уровня его обученности. Формирование групп сотрудничества происходит на основе данных анкетирования (учитывают­ся личностные качества учащихся), а также результатов тестирования (уровень обученности по данной теме). В курсе предусматриваются ссылки на автоном­ные справочные материалы, разработанные для данного курса, отдельных его модулей или серии курсов.

Каждый модуль курса представляет собой логически завершенный отрезок темы и учебно-познавательной деятельности учащихся, направленной на ее усво­ение с заданными целями.

В комплект курса включены пакет тестов (промежуточных, итоговых) и требований к овладению изучаемым материалом на разных уровнях, а также экзаменационные материалы, если они предусмотрены назначением курса.

Учебник для дистанционного обучения (электронный учебник) должен обладать:

· развитой гипертекстовой структурой в понятийной части курса (определения, теоремы), а также логичностью изложения (последовательность, взаимозависимость частей);

· удобной для пользователя системой управления структурой (преподаватель может задать любую форму представления и последовательного изложения материала, что позволяет один и тот же учебный материал использовать как для аудитории разной степени подготовленности, так и для различных видов учебной деятельности);

· возможностями применения звука, анимации, графических вставок, слайд-шоу и т.п. (если это методически оправдано), так и возможностью распечатки любой «страницы»;

· доступностью для обучаемого в разных формах (по Интернету, на CD-диске);

· наличием подсистемы контроля знаний по каждому разделу (теме).

В настоящее время в Интернете имеется огромное множество различных материалов, программ и систем, предназначенных для учебных целей. Классификация программных продуктов для дистанционного обучения осуществляется по четырем параметрам (табл. 12).

Таблица 12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: