№ п/п | Название | Характеристика модели |
Обучение по типу экстерната | Обучение ориентировано на экзаменационные требования профессиональных учебных заведений для обучаемых, которые по каким-то причинам не могут посещать учебные заведения | |
Университетское обучение (на базе одного университета) | Система обучения учащихся на расстоянии, заочно или дистанционно, на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации. Учащимся предлагаются помимо печатных пособий аудио- и видеокассеты, CD-диски, разработанные ведущими преподавателями этих университетов (для системы заочного обучения) | |
Обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений | Сотрудничество нескольких образовательных организаций в подготовке программ дистанционного обучения позволяет сделать их более профессионально качественными и менее дорогостоящими | |
Обучение в специализированных образовательных учреждениях | Специально созданные для целей дистанционного обучения образовательные учреждения ориентированы на разработку мультимедийных курсов | |
Автономные обучающие системы | Обучение в рамках подобранных систем ведется целиком посредством телевидения или радиопрограмм, CD-ROM-дисков, а также дополнительных печатных пособий. В основном это программы самообразования | |
Неформальное интегрированное обучение на основе мультимедийных программ | Данные программы самообразования ориентированы на обучение взрослой аудитории, которая по разным причинам не смогла получить профессиональное образование |
Основными целями всех упомянутых моделей образования на расстоянии являются:
· расширение возможностей обучаемых в совершенствовании и пополнении своих знаний в различных областях в рамках действующих образовательных программ;
· присвоение аттестата об образовании, квалификационной степени на основе результатов соответствующих экзаменов (экстернат);
· получение качественного образования по различным направлениям программ профессионального образования.
Дистанционное обучение в системе профессиональной школы адресовано различным категориям обучающихся:
· самостоятельно изучающим какой-либо курс учебной программы, не преподававшийся в их профессиональной школе;
· желающим углубить свои знания по какому-то предмету или разделу программы (например, тем, кто не удовлетворен уровнем преподавания в своем учебном заведении);
· желающим ликвидировать пробелы в своих знаниях, возникшие из-за значительного пропуска занятий по болезни;
· больным детям, инвалидам, не имеющим возможности посещать учебное заведение;
· желающим получить дополнительное образование по полному учебному курсу в зарубежном учебном заведении или желающим изучать какой-то конкретный курс зарубежной профессиональной программы.
К концептуальным характеристикам дистанционного обучения относятся следующие положения.
1. Дистанционное обучение использует в качестве технологической основы современные информационные технологии и средства массовой коммуникации, как уже привычные (радио, телевидение, в том числе кабельное, факс), так и новейшие (аудио-, теле- и видеоконференции, средства мультимедиа и гипермедиа, компьютерные телекоммуникации).
2. Высокая интерактивность дистанционного обучения, обеспеченная широким использованием средств новых информационных и коммуникационных технологий: электронной почты, телеконференций, диалогов в режиме реального времени и т.д. Курсы дистанционного обучения обеспечивают максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, предоставляют возможность группового обучения.
3. Дистанционное обучение создает условия для организации современного процесса обучения со всеми атрибутами, характеризующими данный процесс как учебный:
· возможность при необходимости разъяснения учебного материала преподавателем;
· оперативное и систематическое взаимодействие в течение всего периода обучения с ведущим преподавателем курса, консультантами-координаторами и обучающихся - между собой;
· групповая работа по типу «обучения в сотрудничестве» с участниками данного курса при использовании всего многообразия проблемных, исследовательских, поисковых методов в ходе работы над соответствующими модулями курса, а также применение новейших педагогических технологий: метода проектов, разноуровнего обучения, модульного обучения и пр.;
· оперативный и итоговый контроль успешности обучения со стороны ведущего преподавателя и консультантов-координаторов в виде тестов, рефератов, электронных презентаций, творческих работ.
4. В центре процесса дистанционного обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого, который должен:
· научиться приобретать и применять знания, искать и находить нужные для этого средства и источники информации;
· уметь работать с этой информацией;
· владеть способами познавательной деятельности, которые могут применяться в дальнейшем;
· при необходимости повышать квалификацию, менять профессиональную ориентацию и т.д.
5. Курсы дистанционного обучения предполагают более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов.
Структурирование курса дистанционного обучения должно быть модульным, чтобы обучаемый имел возможность четко осознать свое продвижение от этапа к этапу (рис.13).
Рис. 13. Структура курса дистанционного обучения
Учебный курс дистанционного обучения предваряется справкой, содержащей общие сведения о нем.
В пакет курса включаются анкеты для знакомства с потенциальным учащимся и тесты для определения исходного уровня его обученности. Формирование групп сотрудничества происходит на основе данных анкетирования (учитываются личностные качества учащихся), а также результатов тестирования (уровень обученности по данной теме). В курсе предусматриваются ссылки на автономные справочные материалы, разработанные для данного курса, отдельных его модулей или серии курсов.
Каждый модуль курса представляет собой логически завершенный отрезок темы и учебно-познавательной деятельности учащихся, направленной на ее усвоение с заданными целями.
В комплект курса включены пакет тестов (промежуточных, итоговых) и требований к овладению изучаемым материалом на разных уровнях, а также экзаменационные материалы, если они предусмотрены назначением курса.
Учебник для дистанционного обучения (электронный учебник) должен обладать:
· развитой гипертекстовой структурой в понятийной части курса (определения, теоремы), а также логичностью изложения (последовательность, взаимозависимость частей);
· удобной для пользователя системой управления структурой (преподаватель может задать любую форму представления и последовательного изложения материала, что позволяет один и тот же учебный материал использовать как для аудитории разной степени подготовленности, так и для различных видов учебной деятельности);
· возможностями применения звука, анимации, графических вставок, слайд-шоу и т.п. (если это методически оправдано), так и возможностью распечатки любой «страницы»;
· доступностью для обучаемого в разных формах (по Интернету, на CD-диске);
· наличием подсистемы контроля знаний по каждому разделу (теме).
В настоящее время в Интернете имеется огромное множество различных материалов, программ и систем, предназначенных для учебных целей. Классификация программных продуктов для дистанционного обучения осуществляется по четырем параметрам (табл. 12).
Таблица 12