Этап | Содержание работы | ||
Исследовательский | Поиск проблемы; выбор и обоснование проекта; анализ предстоящей деятельности; выбор конструкции и материалов; разработка конструкторско-технической документации по организации рабочего места | ||
Технологический | Выполнение технологических операций, предусмотренных технологическим процессом; соблюдение технологической, трудовой дисциплины, норм охраны труда, экологической и технической безопасности; сборка изделия | ||
Заключительный | Контроль и испытание изделия; экономическое обоснование, маркетинговые исследования; подведение итогов; защита проекта | ||
Учебный творческий проект состоит из пояснительной записки и самого изделия (услуги). В пояснительной записке должны быть отражены:
· выбор и обоснование темы проекта, историческая справка по проблеме проекта, генерирование и развитие идей, построение опорных схем размышления;
· описание этапов конструирования объекта;
· выбор материала для объекта, дизайн-анализ;
|
|
· технологическая последовательность изготовления изделия, графические материалы;
· подбор инструментов, оборудования и организация рабочего места;
· охрана труда и техника безопасности при выполнении работ;
· экономическое и экологическое обоснование проекта и его реклама;
· использование литературы;
· приложение (эскизы, схемы, технологическая документация).
К проектируемому изделию предъявляются такие требования, как технологичность, экономичность, экологичность, безопасность, эргономичность, эстетичность и др.
Технология проектного обучения способствует созданию педагогических условий для развития креативных способностей и качеств личности учащегося, которые нужны ему для творческой деятельности, независимо от будущей конкретной профессии.
Компьютерные технологии обучения - это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера. К настоящему времени наибольшее распространение получили такие технологические направления, в которых компьютер является:
· средством для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;
· средством информационной поддержки учебных процессов как дополнительный источник информации;
· средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала;
· универсальным тренажером для приобретения навыков практического применения знаний;
· средством для проведения учебных экспериментов и деловых игр по предмету изучения;
· одним из важнейших элементов в будущей профессиональной деятельности обучаемого.
|
|
На современном этапе во многих профессиональных учебных заведениях разрабатываются и используются как отдельные программные продукты учебного назначения, так и автоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам. АОС включает в себя комплекс учебно-методических материалов (демонстрационных, теоретических, практических, контролирующих), компьютерные программы, которые управляют процессом обучения. С появлением операционной системы Windows в сфере профессионального обучения открылись новые возможности:
· доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах, которые работают в режиме диалога с пользователем;
· широкое использование графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий и т.п.);
· применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание.
Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа (от англ. multimedia – «многокомпонентная среда») – программ, позволяющих использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме (общение, диалог). Современное профессиональное обучение уже трудно представить без этих технологий, которые позволяют расширить области применения компьютеров в учебном процессе.
Новые возможности в системе профессионального образования открывает гипертекстовая технология. Гипертекст (от англ. hypertext - «сверхтекст»), или гипертекстовая система, - это совокупность разнообразной информации, которая может располагаться не только в разных файлах, но и на разных компьютерах. Основная черта гипертекста - возможность переходов по так называемым гиперссылкам, которые представлены либо в виде специально сформированного текста, либо определенного графического изображения. Одновременно на экране компьютера может быть несколько гиперссылок, и каждая из них определяет свой маршрут «путешествия».
Автоматизированные обучающие системы, построенные на основе гипертекстовой технологии, обеспечивают лучшую обучаемость не только благодаря наглядности представляемой информации. Использование динамического, т.е. изменяющегося, гипертекста позволяет провести диагностику обучаемого, а затем автоматически выбрать один из возможных уровней изучения одной и той же темы. Гипертекстовые обучающие системы представляют информацию так, что и сам обучаемый, следуя графическим или текстовым ссылкам, может использовать различные схемы работы с материалом.
Применение компьютерных технологий в системе профессионального образования способствует реализации следующих педагогических целей:
· развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной профессиональной деятельности;
· реализация социального заказа, обусловленного потребностями современного общества;
· интенсификация образовательного процесса в профессиональной школе.
Инновационные технологии обучения, отражающие суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста, являются своеобразным полигоном, на котором учащиеся могут отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным.