Этапы игры | Формы работы | Содержание игры |
Подготовка | Разработка игры | Разработка сценария, плана дидактической игры: общее описание игры; содержание инструктажа; подготовка материального обеспечения |
Ввод в игру | Постановка проблемы, целей; условия; инструктаж; регламент, правила; распределение ролей; формирование групп; консультация | |
Проведение | Групповая работа | Работа с источниками; тренинг; «мозговой штурм» |
Межгрупповая дискуссия | Выступления групп; защита результатов; правила дискуссии; работа экспертов | |
Анализ и обобщение | Групповая работа | Выход из игры; анализ, рефлексия; оценка и самооценка работы; выводы и обобщения; рекомендации |
Вовлечение в дидактическую игру, игровое освоение профессиональной деятельности на ее модели способствует системному, целостному освоению профессии.
7) Стажировка с выполнением должностной роли - активный метод обучения, при котором «моделью» выступает сфера профессиональной деятельности, сама действительность, а имитация затрагивает в основном исполнение роли (должности). Главное условие стажировки - выполнение под контролем преподавателя определенных действий в реальных производственных условиях.
8) Имитационный тренинг - предполагает отработку определенных профессиональных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами. Имитируется ситуация, обстановка профессиональной деятельности, а в качестве «модели» выступает само техническое средство (тренажеры, приборы и т. д.).
9) Игровое проектирование - является практическим занятием, в ходе которого разрабатываются инженерные, конструкторские, технологические, социальные и другие виды проектов в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность. Этот метод отличается высокой степенью сочетания индивидуальной и совместной работы обучаемых. Создание общего для группы проекта требует, с одной стороны, от каждого знания технологии процесса проектирования, а с другой - умения вступать в общение и поддерживать межличностные отношения с целью решения профессиональных вопросов.
Игровое проектирование может перейти в реальное проектирование, если его результатом будет решение конкретной практической проблемы, а сам процесс будет перенесен в условия действующего предприятия или в учебно-производственные мастерские (лаборатории). Например, работа по заказу предприятий, работа в конструкторских студенческих бюро, изготовление товаров и услуг, относящихся к сфере профессиональной деятельности обучаемых.
Технология проектного обучения рассматривается как гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности обучаемого путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг. Результатом проектной деятельности являются учебные творческие проекты, выполнение которых осуществляется в три этапа (табл. 10).
Таблица 10