1. Построим уравнение тренда, предположив, что основная тенденция описывается уравнением прямой:

Для нахождения параметров «а0» и «а1» способом наименьших квадратов решается система нормальных уравнений:

Для упрощения системы уравнений показатели времени t обозначаются так, чтобы St=0 (способ от условного начала); тогда система принимает вид:
, откуда: 
Таблица 6.3–Расчет данных для определения параметров уравнения прямой
| Месяц | Фактическая зарплата, руб.,
| Условное обозначение месяца
|
|
| Теоретическая заработная плата, тыс. руб.
|
|
| Январь | -11 | |||||
| Февраль | -9 | |||||
| Март | -7 | |||||
| Апрель | ||||||
| Май | ||||||
| Июнь | ||||||
| Июль | ||||||
| Август | ||||||
| Сентябрь | ||||||
| Октябрь | ||||||
| Ноябрь | ||||||
| Декабрь | ||||||
| Итого: |
2. Фактический и теоретические уровни заработной платы рабочих изобразить графически с помощью линейной диаграммы.
Вывод:
2. Рассчитать и интерпретировать интервальный (доверительный) прогноз уровня заработной платы в феврале следующего года по формуле:
, где
- точечный прогноз, рассчитанный по модели тренда (уравнению прямой);
- табличное значение t – критерия Стьюдента при заданном уровне уровне значимоcти
и числе степеней свободы
(см. приложение 3);
- среднее квадратичное отклонение от тренда (стандартная ошибка
аппроксимации)

– число уровней ряда;
– число параметров в уравнении тренда.

5. Произвести оценку точности прогноза, вычислив коэффициент аппроксимации (относительную ошибку аппроксимации):
=
Если
, то точность уравнение тренда высокая, если 10-20%– точность уравнение тренда хорошая, если 20-50%– точность уравнение тренда удовлетворительная.
Вывод:
ТЕМА 7. Индексы
Задание 1. С использованием индексного метода определите:
1) относительное изменение объема продажи каждого вида и в среднем по совокупности сельскохозяйственной продукции;
2) относительное изменение цен по каждому виду продукции и в среднем по всем 3 видам;
3) относительное и абсолютное изменение общей стоимости сельскохозяйственной продукции, выделив из общей суммы изменение за счет количества проданной продукции и цен.
Исходные данные возьмите в приложении 7 и 8.






