Его общие закономерности и принципы

1. Воспитание как специально организованный и
сознательно осуществляемый педагогический процесс.

2. Направленность воспитания на овладение лич­
ностью общественным опытом как его глубинная
сущностная характеристика. Уточнение понятия
"воспитание". Деятелъностно-отношенческая кон­
цепция воспитания.

3. Понятие "воспитание" в широком и узком смыс­
ле. Органическая взаимосвязь обучения и воспита­
ния.

4. Понятие о закономерностях воспитания.

5. Общие закономерности воспитания и их психо­
лого-педагогические основы.

6. Переход закономерностей воспитания в прин­
ципы воспитательной работы.


1. Воспитание как специально организованный и сознательно осуществляемый педагогический процесс.

Рассмотренные в предыдущей главе положения об опре­деляющей роли воспитания в развитии и формировании личности неизбежно ставят вопрос о том, что же такое воспитание как педагогическое явление, в чем заключа­ется его сущность. До настоящего времени трактовка в педагогике этих вопросов вызывает определенные затруд­нения. В этой связи уместно вспомнить об одном приме­чательном случае из жизни выдающегося российского педагога П.П.Блонского.

Когда Блонскому исполнилось пятьдесят лет, предста­вители прессы обратились к нему с просьбой дать интервью. Один из них спросил ученого, какие проблемы его больше всего волнуют в педагогике. Павел Петрович подумал и сказал, что его не перестает занимать вопрос о том, что же такое воспитание.

Действительно, обстоятельное уяснение этого вопроса — дело весьма сложное, ибо чрезвычайно сложным и мно­гогранным является тот процесс, который обозначает это понятие. Каким же образом можно подойти к его осмыс­лению?

Прежде всего следует отметить, что понятие воспита­ние употребляется в самых различных значениях. На­пример, в первой главе под воспитанием понималась подготовка подрастающих поколений к жизни. Но ведь эту подготовку можно осуществлять в процессе специ­ально организованной воспитательной деятельности и в процессе повседневного общения и взаимодействия детей со взрослыми. Ясно, что и в том, и в другом случае поня­тие воспитание будет иметь различный смысл. Это разли­чие особенно четко выступает, когда говорят: воспиты­вает социальная среда, бытовое окружение и воспиты­вает школа. Спрашивается, можно ли поставить знак равенства между этими выражениями? Конечно, нельзя. Когда говорят, что "воспитывает среда" или "воспитыва­ет бытовое окружение", то имеют в виду не специально организованную воспитательную деятельность, а то по­вседневное влияние, которое оказывают социально-эко­номические и бытовые условия на развитие и форми­рование личности.

Иное значение имеет выражение "воспитывает школа". Оно четко указывает на специально организованную и


сознательно осуществляемую воспитательную деятель­ность. Это, в частности, отмечал еще К.Д.Ушинский. Он писал, что в отличие от средовых и бытовых влияний, имеющих чаще всего стихийный и непреднамеренный характер, воспитание в педагогике рассматривается как преднамеренный и специально организованный педаго­гический процесс.

Это отнюдь не означает, что школьное воспитание отго­раживается от средовых и бытовых влияний. Наоборот, эти влияния оно должно максимально учитывать, опира­ясь на их положительные моменты и нейтрализуя отрица­тельные. Суть дела, однако, состоит в том, что воспитание как педагогическую категорию, как специально органи­зованную педагогическую деятельность нельзя смешивать с разнообразными стихийными влияниями и воздействиями, которые испытывает личность в процессе своего развития.

Но в чем же состоит сущность воспитания, если рассматривать его как специально организуемую и со­знательно осуществляемую педагогическую деятельность?

Когда речь идет о специально организованной воспита­тельной деятельности, то она обычно ассоциируется с оп­ределенным воздействием, влиянием на формируемую личность. Вот почему в некоторых пособиях по педагогике воспитание традиционно определяется как специально орга­низованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обще­ством социальных свойств и качеств. В других же работах слово воздействие как неблагозвучное и якобы ассоциирую­щееся с понуждением опускается и воспитание трактуется как руководство или управление развитием личности.

Однако как первое, так и второе определения отража­ют только внешнюю сторону воспитательного процесса, только деятельность воспитателя, педагога. Между тем в главе о развитии личности отмечалось, что само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуе-мого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным.

Вполне понятно, что только при условии, если воспи­тательное воздействие вызывает у личности внут­реннюю положительную реакцию (отношение) и возбуж­дает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и форми­рующее влияние. Но как раз об этом в приведенных оп­ределениях сущности воспитания и умалчивается. Не


проясняется в нем и вопрос о том, каким само по себе должно быть это педагогическое воздействие, какой характер оно должно иметь, что зачастую позволяет сво­дить его к различным формам внешнего понуждения, к различным проработкам и морализированию.

На эти недостатки в раскрытии сущности воспитания указывала еще Н.К.Крупская и относила их к влиянию старой, авторитарной педагогики1:

Старая педагогика утверждала, что все дело в воздей­ствии воспитателя на воспитуемого... Старая педагогика на­зывала это воздействие педагогическим процессом и гово­рила о рационализации этого педагогического процесса. Пред­полагалось, что в этом воздействии - гвоздь воспитания.

Подобный подход к педагогической работе она счи­тала не только неверным, но и противоречащим глубин­ной сущности воспитания. Как же подойти к его более обстоятельному и научному осмыслению?

2. Направленность воспитания на овладение лич­ностью общественным опытом как его глубинная сущ­ностная характеристика. Уточнение понятия "воспи­тание". Деятельностно-отношенческая концепция вос­питания. Пытаясь более конкретно представить сущность воспитания, американский педагог и психолог Эдвард Торн-дайк писал2:

Слову воспитание придают различное значение, но всегда оно указывает на изменение... Мы не воспитываем кого-нибудь, если не вызываем в нем изменений.

Спрашивается: каким же образом производятся эти изменения в развитии личности? Как отмечается в фило­софии, развитие и формирование человека как обществен­ного существа, как личности происходит путем "присво­ения человеческой действительности".

В этом смысле воспитание следует рассматривать как средство, призванное способствовать присвоению расту­щей личностью человеческой действительности.

Что же представляет собой эта действительность и как осуществляется ее присвоение личностью? Человеческая действительность есть не что иное, как порожденный

1 Крупская Н.К. ЦПА НМЛ, ф. 12, оп. 1, ед. хр. 314, л. 33.

2 Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. М.,
1930. С.25.


трудом и творческими усилиями многих поколении лю­дей общественный опыт. В этом опыте можно выделить следующие структурные компоненты: всю совокупность выработанных людьми знаний о природе и обществе, практические умения и навыки в разнообразных видах труда, способы творческой деятельности, а также со­циальные и духовные отношения.

Поскольку указанный опыт порожден трудом и твор­ческими усилиями многих поколений людей, это означа­ет, что в знаниях, практических умениях и навыках, а также в способах научного и художественного творчества, социальных и духовных отношениях "опредмечены" результаты их многообразной трудовой, познавательной, духовной деятельности и совместной жизни. Все это весьма важно для понимания сущности воспитания.

Чтобы подрастающие поколения могли "присвоить" этот опыт и сделать его своим достоянием, они должны "распредметить" его, то есть, по существу, в той или иной форме повторить, воспроизвести заключенную в нем деятельность (трудовую, познавательную, социальную, художественно-эстетическую и т.д.) и, приложив творчес­кие усилия, обогатить его и уже в более развитом виде передать своим потомкам. Только через механизмы соб­ственной деятельности, собственных творческих усилий и отношений человек овладевает общественным опытом и его различными структурными компонентами.

Это легко показать на таком примере.

Чтобы учащиеся овладели материалом об архимедо­вой силе, который изучается по физике, им необходимо в той или иной форме "распредметить" совершенные когда-то великим ученым познавательные действия, то есть вос­произвести, повторить (пусть под руководством учителя), тот путь, которым он шел к открытию этого закона.

Подобным же образом происходит овладение обще­ственным опытом (знаниями, практическими умениями, способами творческой деятельности и т.д.) и в других сферах жизнедеятельности человека. Отсюда следует, что основное назначение воспитания состоит в том, чтобы, включая растущего человека в деятельность по "распред­мечиванию" различных сторон общественного опыта, помочь ему воспроизвести этот опыт и таким образом вырабатывать у себя общественные свойства и качества, развивать себя как личность.



На этом основании воспитание в философии опреде­ляется как воспроизводство социального опыта в инди­виде, как перевод человеческой культуры в индивиду­альную форму существования. Думается, что данное определение полезно и для педагогики. Имея в виду деятельностный характер воспитания, К.Д.Ушинский писал1:

...Почти все ее (педагогики. - И.Х.) правила вытекают посредственно или непосредственно из основного поло­жения: давайте душе воспитанника правильную деятель­ность и обогатите его средствами к неограниченной, по­глощающей душу деятельности.

Для педагогики, однако, весьма важным является то, что мера личностного развития человека зависит не только от самого факта участия его в деятельности, но главным образом от степени той активности, которую он прояв­ляет в этой деятельности, а также от характера ее на­правленности, что в совокупности принято называть от­ношением к деятельности. Обратимся к примерам.

В одном и том же классе или студенческой группе обу­чающиеся изучают математику. Естественно, что условия, в которых они занимаются, примерно одинаковые. Однако качество их успеваемости зачастую бывает весьма различ­ным. Конечно, в этом сказываются различия в их способ­ностях, уровне предшествующей подготовки, но едва ли не решающую роль играет их отношение к изучению данно­го предмета. Даже при средних способностях школьник или студент могут весьма успешно учиться, если будут проявлять высокую познавательную активность и упорство в овладении изучаемым материалом. И наоборот, отсут­ствие этой активности, пассивное отношение к учебной работе, как правило, ведут к отставанию.

Не менее существенным для развития личности явля­ется также характер направленности той активности, которую она проявляет в организуемой деятельности. Можно, например, проявлять активность и взаимопомощь в труде, стремясь добиться общего успеха класса и школы, а можно быть активным, чтобы только показать себя, заслужить похвалу и извлечь личную выгоду. В первом случае будет формироваться коллективист, во втором — индивидуалист или даже карьерист. Все это ставит перед каждым педагогом задачу — постоянно стимулировать

Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 10. С.495.


активность учащихся в организуемой деятельности и формировать к ней положительное и здоровое отноше­ние. Отсюда следует, что именно деятельность и отно­шение к ней выступают как определяющие факторы воспитания и личностного развития учащихся.

Приведенные суждения достаточно четко раскрывают сущность воспитания и дают возможность подойти к его определению как научного понятия.

Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятель­ности формируемой личности по овладению обществен­ным опытом: знаниями, практическими умениями и навы­ками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Указанный подход к трактовке воспитания получил название деятелъностно-отношенческой концепции вос­питания. Сущность этой концепции, как показано выше, состоит в том, что только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению обще­ственным опытом и умело стимулируя его активность (отношение) в этой деятельности, можно осуществлять его действенное воспитание. Без организации этой деятельности и формирования положительного отноше­ния к ней воспитание невозможно. Именно в этом со­стоит глубинная сущность этого сложнейшего процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: