В последние годы некоторые учителя, неудовлетворенные качеством общеобразовательной подготовки учащихся, их слабыми знаниями, иной раз склонны видеть причины этого в том, что уроки как форма обучения будто бы устарели, не всегда эффективно стимулируют познавательную деятельность учащихся и не открывают простора для методического творчества. Вряд ли можно согласиться с этим, потому что при качественном проведении уроков и преодолении тех недочетов, о которых уже шла речь, передовые учителя добиваются довольно высокой успеваемости и обеспечивают интенсивное умственное развитие и воспитание школьников.
Тем не менее поиски новых форм обучения и методическое обновление урочных занятий, стремление к новизне и нестандартности в их проведении, безусловно, заслуживают всяческой поддержки. В периодической печати зачастую появляются статьи, в которых сообщается о тех или иных итогах этих поисков. Так, отдельные учителя пробуют проводить, например, уроки-состязания, когда наиболее успевающие учащиеся состязаются с учителем в решении задач по математике, физике или химии, остальные же в это время заняты выполнением самостоятельной работы1.
Некоторые учителя практикуют уроки-конкурсы по литературе, родному и иностранному языкам, на которых учащиеся демонстрируют свое знание изучаемого материала, умение рассказывать, выразительное чтение стихов.
Проводятся в школах и так называемые межпредметные (интегрированные) уроки. В одной из школ такой урок проводился по теме "Ода стеклу" под руководством учителей литературы, химии и физики. Словесник знакомил учащихся с литературными произведениями о стекле и его пользе, химик раскрывал технологию производства стекла, физик объяснял его физические свойства
1 Панорама методических идей // Народное образование. 1989. № 6. С. 71.
и указывал на огромное значение стекла как в стро тельстве, так и в создании различных приборов.
В ряде школ пытаются использовать уроки-игры. Например, в одной из них на уроке русского языка по теме "Причастие" учащиеся были разделены на две "команды". Им поручалось подобрать антонимы к данным учителем причастиям, вспомнить пословицы с причастиями, найти причастия в предложениях, записать математические определения с причастиями и т.д. По итогам выполнения задания объявлялась команда-победительница.
Иногда проводятся уроки с мини-дискуссиями по истории, литературе, когда по изучаемой теме обнаруживаются у учащихся различные точки зрения.
7. Уроки проверки и оценки знаний. Они проводятся
после изучения крупных тем или разделов учебной про
граммы. Например, в 8-м классе после изучения по рус
скому языку раздела о сложноподчиненных предложе
ниях с несколькими придаточными учитель может про
вести урок по проверке и оценке знаний, умений и навы
ков учащихся. После прохождения по математике в 5-м
классе раздела об умножении и делении дробей, как пра
вило, проводится урок по проверке усвоения этого мате
риала.
Методы проверки и оценки знаний учащихся рассмотрены в главе о методах обучения. Здесь же необходимо коснуться следующих вопросов. По многим предметам (история, литература, география и др.) эти уроки проводятся с использованием различных видов устного опроса, а также включают в себя проведение небольших письменных работ. По языкам же, математике, физике и химии используются контрольные работы (диктанты, изложения, решение задач и примеров и др.). После проверки контрольных работ специальные уроки посвящаются их анализу и выявлению типичных недостатков в знаниях учащихся, которые необходимо преодолеть в процессе последующих учебных занятий.