Поиски инновационных форм урочных занятий

В последние годы некоторые учителя, неудовлетворен­ные качеством общеобразовательной подготовки уча­щихся, их слабыми знаниями, иной раз склонны видеть причины этого в том, что уроки как форма обучения будто бы устарели, не всегда эффективно стимулируют позна­вательную деятельность учащихся и не открывают про­стора для методического творчества. Вряд ли можно со­гласиться с этим, потому что при качественном проведе­нии уроков и преодолении тех недочетов, о которых уже шла речь, передовые учителя добиваются довольно высо­кой успеваемости и обеспечивают интенсивное умствен­ное развитие и воспитание школьников.

Тем не менее поиски новых форм обучения и мето­дическое обновление урочных занятий, стремление к но­визне и нестандартности в их проведении, безусловно, заслуживают всяческой поддержки. В периодической печати зачастую появляются статьи, в которых сообща­ется о тех или иных итогах этих поисков. Так, отдель­ные учителя пробуют проводить, например, уроки-состя­зания, когда наиболее успевающие учащиеся состязаются с учителем в решении задач по математике, физике или химии, остальные же в это время заняты выполнением самостоятельной работы1.

Некоторые учителя практикуют уроки-конкурсы по литературе, родному и иностранному языкам, на которых учащиеся демонстрируют свое знание изучаемого мате­риала, умение рассказывать, выразительное чтение сти­хов.

Проводятся в школах и так называемые межпредмет­ные (интегрированные) уроки. В одной из школ такой урок проводился по теме "Ода стеклу" под руководством учителей литературы, химии и физики. Словесник зна­комил учащихся с литературными произведениями о стек­ле и его пользе, химик раскрывал технологию произ­водства стекла, физик объяснял его физические свойства

1 Панорама методических идей // Народное образование. 1989. № 6. С. 71.


 

и указывал на огромное значение стекла как в стро тельстве, так и в создании различных приборов.

В ряде школ пытаются использовать уроки-игры. На­пример, в одной из них на уроке русского языка по теме "Причастие" учащиеся были разделены на две "команды". Им поручалось подобрать антонимы к данным учителем причастиям, вспомнить пословицы с причастиями, най­ти причастия в предложениях, записать математические определения с причастиями и т.д. По итогам выполне­ния задания объявлялась команда-победительница.

Иногда проводятся уроки с мини-дискуссиями по ис­тории, литературе, когда по изучаемой теме обнаружи­ваются у учащихся различные точки зрения.

7. Уроки проверки и оценки знаний. Они проводятся
после изучения крупных тем или разделов учебной про­
граммы. Например, в 8-м классе после изучения по рус­
скому языку раздела о сложноподчиненных предложе­
ниях с несколькими придаточными учитель может про­
вести урок по проверке и оценке знаний, умений и навы­
ков учащихся. После прохождения по математике в 5-м
классе раздела об умножении и делении дробей, как пра­
вило, проводится урок по проверке усвоения этого мате­
риала.

Методы проверки и оценки знаний учащихся рассмот­рены в главе о методах обучения. Здесь же необходимо коснуться следующих вопросов. По многим предметам (история, литература, география и др.) эти уроки прово­дятся с использованием различных видов устного опроса, а также включают в себя проведение небольших пись­менных работ. По языкам же, математике, физике и химии используются контрольные работы (диктанты, изложения, решение задач и примеров и др.). После про­верки контрольных работ специальные уроки посвяща­ются их анализу и выявлению типичных недостатков в знаниях учащихся, которые необходимо преодолеть в процессе последующих учебных занятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: