Индивидуальная работа с учащимися на уроках

Коллективный характер урочных занятий, порождая со­стязательность учащихся, стимулирует их познаватель­ную активность, содействует развитию их творческих способностей, формированию дисциплинированности, прилежания, товарищества и других нравственных ка-


честв. Однако, хотя урочные занятия проводятся кол­лективно, учебно-познавательная деятельность и усвое­ние знаний учащимися несут на себе отпечаток индиви­дуальных особенностей их мышления, памяти, сообра­зительности, способностей, а также мотивов и установок учения. Встает вопрос об учете этих особенностей и орга­низации индивидуальной работы с учащимися в процес­се урочных занятий. Какие из этих вопросов должны быть в поле зрения учителей?

Первое. Индивидуальный подход к учащимся осуще­ствляется более успешно, если на уроках широко прак­тикуется самостоятельная учебная работа. Самостоятель­ное выполнение заданий позволяет учителю видеть те трудности, с которыми сталкиваются отдельные учащи­еся, и своевременно оказывать им необходимую помощь в учебной работе. Что же касается сильных школьников, то им обычно даются несколько усложненные или допол­нительные задания, отвечающие более высокому уровню их подготовки и стимулирующие развитие их способнос­тей. Такой же характер имеет индивидуальная работа с учащимися, когда организуются занятия с учебником, а также лабораторные занятия по осмыслению нового ма­териала и его закреплению.

Второе. Важным элементом индивидуальной работы на уроке является сам подход к более слабым и сильным по успеваемости учащимся. Общее требование о необхо­димости чуткого и заботливого отношения учителя к улуч­шению успеваемости по-разному осуществляется приме­нительно к различным категориям учащихся. Если сла­бый ученик проявляет леность и недостаточную усидчи­вость в учении, учитель обязан тактично усилить конт­роль за его работой и соответствующим образом ориенти­ровать его родителей. Ученик с недостаточным развити­ем и пробелами в знаниях нуждается не столько в конт­роле, сколько в оказании действенной индивидуальной помощи со стороны учителя. Школьникам же, которые учатся успешно, нужно давать больше материала для размышлений, рекомендовать для самостоятельного изу­чения дополнительную литературу с тем, чтобы и их уче­ние проходило на высоком уровне трудности и развива­лись их способности.

Третье. Индивидуальная работа с учащимися на уро­ке осуществляется в процессе проверки и оценки зна­ний. Она выражается прежде всего в том, что слабоуспе-


вающие школьники подвергаются более частой проверке усвоения изучаемого материала. Это делается с целью побуждения их к регулярным занятиям и повышения эффективности учебной работы. Некоторая дифференци­ация свойственна также самому характеру проверки зна­ний и степени ее трудности. Более сильным ученикам, как правило, ставятся вопросы посложнее, проверка их знаний чаще всего проводится по сравнительно трудному материалу. Для менее успевающих школьников ставятся вопросы попроще и чаще наводящие и уточняющие. Все это, конечно, учитывается при выставлении оценок.

Четвертое. Очень важной, хотя и весьма сложной, является проблема индивидуализации воспитательной работы с учащимися в процессе урочных занятий. Школь­ников, проявляющих индивидуалистические наклоннос­ти, нужно чаще вовлекать в коллективные формы работы, давать им задания, связанные с оказанием помощи в учебе своим товарищам. Не меньшее значение имеет индиви­дуальная воспитательная работа по формированию здо­ровых мотивов учения у тех учащихся, которые не про­являют старательности в овладении знаниями или же игнорируют производственные профессии и т.д. Следует хорошо уяснить себе, что только умелое сочетание кол­лективной (фронтальной) и индивидуальной работы с учащимися на уроке обеспечивает надлежащую педаго­гическую действенность учебно-воспитательного процесса.

9. Образование, развитие и воспитание учащихся на уроках. Вопросы о сущности образования, развития и воспитания учащихся в процессе обучения рассмотрены в 9-й главе. Здесь же необходимо подчеркнуть следую­щее. Нередко учителя основное внимание обращают толь­ко на усвоение учащимися научных фактов и вытекаю­щих из них теоретических вьгводов, т.е. на образование учащихся, и не всегда учат школьников приемам произ­вольного внимания, рационального запоминания, а так­же способам мыслительной деятельности, не заботятся о побуждении их к самостоятельности и творчеству в про­цессе овладения изучаемым материалом. Все это отрица­тельно сказывается на развивающей стороне обучения.

Этот же недостаток зачастую присущ и воспитатель­ной работе на уроках. Отдельные учителя не всегда акцен­тируют внимание на раскрытии и глубоком усвоении учащимися мировоззренческих и нравственно-эстетичес-


ких идей, заключенных в изучаемом материале, на ис­пользовании дискуссионных форм работы с целью выработки мировоззренческих и нравственных взглядов и убеждений, недостаточно связывают обучение с прак­тикой, с окружающей жизнью.

Важной развивающей и воспитательной задачей урочных занятий является формирование интереса к уче­нию, усидчивости и настойчивости в овладении знания­ми. Однако решается она не всегда успешно. Учителя не используют всего арсенала методов и приемов активиза­ции учебно-познавательной деятельности учащихся, ко­торые стимулируют их к настойчивой учебной работе. Именно по этой причине в ряде случаев наблюдается такая парадоксальная картина: по мере перехода учащихся из младших в средние и старшие классы их интерес к уче­нию не возрастает, как это должно быть, а, наоборот, снижается, что влечет за собой ухудшение успеваемости.

Заканчивая изложение темы об уроке, следует отме­тить, что в данной главе освещались дидактические, то есть наиболее общие вопросы проведения урочных заня­тий. Методика же уроков применительно к изучению отдельных учебных предметов более детально рассмат­ривается в курсах частных методик.

В некоторых учебных пособиях формулируются осо­бые требования к проведению урочных занятий. В на­шем же изложении делать это нет необходимости. Одни требования раскрыты в теме о содержании школьного образования, другие же четко вычленены в главе о сущ­ности и закономерностях обучения. В данном же случае показана реализация этих требований в процессе прове­дения урочных занятий.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Дайте определение сущности и структуры смешанных (комбини­
рованных) уроков. Раскройте дидактические основы отдельных этапов
смешанного урока.

2. В чем должен заключаться творческий подход учителей к прове­
дению смешанных уроков?

3. Дайте характеристику целей, структуры и дидактических основ
уроков по изложению нового материала.

4. Охарактеризуйте дидактические основы уроков закрепления изу­
чаемого материала.


5. Раскройте особенности проведения уроков повторения, система­
тизации и обобщения изученного материала.

6. В чем заключаются особенности уроков проверки и оценки зна­
ний?

7. Какую дидактическую роль играют уроки-семинары и уроки-
конференции и в чем заключаются методические особенности их под­
готовки и проведения?

8. Какие нестандартные, инновационные формы учебных занятий
практикуются в школах?

9. Как необходимо осуществлять развитие и воспитание учащихся
в процессе проведения уроков?

10. В чем заключается сущность индивидуальной работы с учащи­
мися на уроке и каковы формы ее осуществления?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Кириллова Г.Д. Особенности урока в условиях развивающего обуче­ния. Л., 1976.

Коротов В.М. Идущему на первые уроки. М.,1971.

Оконь В. Введение в общую дидактику / Пер. с польск. Л.Г.Кашкуревича, Н.Г.Горина. М., 1990.

Онищук В.А. Урок в современной школе. М., 1981.

Охитина Л.Т. Психологические основы урока. М., 1977.

Панорама методических идей // Народное образование. 1989. № 6, 8-10.

Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. М., 1987.

Подласый И.П. Как подготовить эффективный урок. Киев, 1989.

Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников. Мн., 1975.

Харламов И.Ф. Научные основы урока и передовой опыт // Сов. педагогика. 1987. № 12.

Харламау I.Ф. Цi можна зрабщь навучанне лёгк!м i прыемным // Адукацыя i выхаванне. 1999. № 12.

Яковлев Н.М., Сохор A.M. Методика и техника урока в школе. М., 1985.


Глава 14 ДРУГИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

1. Учебные экскурсии.

2. Факультативные занятия.

3. Формы внеклассной учебной работы: предмет­
ные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы
и др.

1. Учебные экскурсии.

1. Сущность экскурсий как формы учебной работы. Виды экскурсий. Наряду с уроками учебная работа в школе проводится в форме экскурсий. Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на рус­ский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения.

Под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваи­вают знания путем выхода к месту расположения изуча­емых объектов (природы, заводов, исторических памятни­ков) и непосредственного ознакомления с ними.

Экскурсии являются весьма эффективной формой орга­низации учебной работы. В этом отношении они выпол­няют следующие функции.

Первая. С помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся, как отмечено выше, непосредственно знакомятся с изучае­мыми предметами и явлениями.

Вторая. Экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.

Третья. Экскурсии способствуют техническому обу­чению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в про­мышленности и сельском хозяйстве.

Четвертая. Экскурсии играют важную роль в про­фессиональной ориентации учащихся на производствен­ную деятельность и ознакомлении их с трудом работни­ков промышленности и сельского хозяйства.

В учебных программах по каждому предмету устанав­ливается обязательный перечень экскурсий и определяется их содержание. С этой точки зрения все проводимые в школе экскурсии условно разделяются на несколько видов.


Производственные экскурсии. Эти экскурсии прово­дятся по физике, химии, математике, экономической геог­рафии. Они предполагают посещение учащимися про­мышленных предприятий, сельскохозяйственных объек­тов, новостроек и т.д. Производственные экскурсии по­могают в изучении основ современного производства и способствуют расширению технического кругозора и тру­довому воспитанию учащихся.

Естественнонаучные экскурсии. Они проводятся с целью приобретения знаний по таким предметам, как ботаника, зоология, география и др. Объектами для таких экскурсий могут быть: поле, лес, луг, речка, зоопарк и т.д.

Историко-литературные экскурсии. Это экскурсии, которые проводятся по литературе и истории и предпола­гают посещение исторических мест, художественных выста­вок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов и т.д.

Краеведческие экскурсии. Они организуются с целью изучения природы и истории родного края.

Комплексные экскурсии. Они проводятся по несколь­ким предметам одновременно. Например, экскурсия на стеклозавод может проводиться одновременно по физи­ке, химии, математике, географии, и по каждому из этих предметов изучаются специфические вопросы. Физик и химик знакомят учащихся с применением этих наук на производстве, географ рассказывает об экономических связях предприятия и т.д.

Однако классификация учебных экскурсий зависит также от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделя­ются два типа экскурсий. Одни из них служат средством изучения нового материала учащимися, другие исполь­зуются для закрепления того материала, который пред­варительно изучен в классе.

Например, при изучении в 6-м классе по географии темы "Реки" экскурсия может проводиться с целью осмыс­ления и усвоения нового материала. Учащиеся под руко­водством учителя выходят к реке, и он объясняет им ос­новные вопросы о течении реки, учит определять левый и правый берега, разъясняет, почему один берег реки, как правило, бывает крутой, а другой пологий и т.д.

Отсюда вытекает, что основная задача данной экскур­сии состоит в том, чтобы наглядно сообщить учащимся новые знания.

Но по этой же теме экскурсия может быть проведена и в другом плане. Учитель, пользуясь картинами и схе-


мами, излагает все эти вопросы на уроке, а затем органи­зует с учащимися экскурсию к реке с целью закрепле­ния изложенного на занятиях материала.

2. Дидактические основы проведения учебных экскурсий. При проведении экскурсий важнейшая задача состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысле­ния и прочного усвоения изучаемого материала. Реше­нию ее должна быть подчинена методика экскурсий.

В общем плане эта методика включает: а) подготовку экскурсии; б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объек­там и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий; в) обработку материалов экскурсии и подведе­ние ее итогов.

Рассмотрим более детально эти вопросы на примере изучения по физике темы "Двигатель внутреннего сгора­ния. Применение двигателей". По этой теме программы предусматривают проведение производственной экскур­сии. Какие же дидактические положения реализуются в данном случае?

Большое значение прежде всего имеет подготови­тельная работа к экскурсии и, в частности, четкое оп­ределение ее цели — ознакомление учащихся с устрой­ством современных двигателей внутреннего сгорания и их использованием на производстве.

Подготовка экскурсии связана также с выбором объекта изучения. Им может быть ближайший автомо­бильный гараж, где имеются двигатели внутреннего сго­рания и где есть возможность понаблюдать их в работе.

Важный момент подготовки экскурсии состоит в том, чтобы поставить перед учащимися конкретные вопросы, на изучении которых им следует акцентировать свое вни­мание, в том числе: каким образом подается топливо в камеры сгорания, какое назначение карбюратора, цилиндра, свечей и т.д.

Наконец, при подготовке экскурсии учитель посеща­ет ее объект и решает, кто будет выступать в качестве экскурсовода - он сам или работник предприятия. В пос­леднем случае учитель договаривается с ним о цели экскурсии и ее содержании, а также о методике объясне­ния материала.

Второй этап составляет содержательная часть экскурсии, то есть организация учебной работы по вос­приятию и усвоению (или закреплению) изучаемого ма­териала во время ее проведения. Делается это обычно с


помощью методов рассказа, объяснения, беседы и демон­страции (показывания) важнейших частей и деталей изу­чаемого объекта. В данном случае экскурсия проводится в порядке закрепления того материала, который изучался на уроке, поэтому она начинается с краткого опроса уча­щихся: из каких основных частей состоит двигатель внут­реннего сгорания? Какую роль в нем играет маховик? После опроса учитель показывает все эти части и узлы на разобранном двигателе, а затем проводится демонст­рация его работы.

В процессе экскурсии необходимо заботиться об акти­визации мышления учащихся и побуждать их к усвое­нию изучаемого материала. С этой целью учитель (экскур­совод) спрашивает учащихся о принципах работы двига­теля внутреннего сгорания, о способах преобразования прямолинейного движения во вращательное и т.д. Во время экскурсии учащиеся делают записи важнейших положений темы, а также чертежи, зарисовки и т.д.

Экскурсия заканчивается подведением итогов, обоб­щением того, что учащиеся узнали нового во время ее проведения.

На данном примере показаны лишь общие подходы к подготовке и проведению экскурсии. Если же вести речь об экскурсиях по литературе, истории или ботанике, то, разумеется, их проведение отличается рядом специфи­ческих особенностей. Так, экскурсия по ботанике пред­полагает, например, сбор различных растений и подго­товку школьного гербария. В этом случае потребуется обработка собранного материала и его упорядочение. Историко-литературные же экскурсии предусматривают встречи с участниками тех или иных исторических со­бытий, писателями и т.д. Иным может быть и подведе­ние итогов. Они могут выражаться в форме письменных отчетов, сочинений, конференций, а также организации выставок и т.д. Все эти вопросы более детально рассмат­риваются в курсах частных методик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: