Существенным элементом руководства школой является координация деятельности классных руководителей по поддержанию и укреплению связей с семьей, а также организация этой работы в общешкольном масштабе. Однако поскольку эти вопросы получили освещение в главе о совместной работе школы, семьи и общественности, рассматривать их здесь детально нет необходимости. Следует лишь подчеркнуть, что вопросы улучшения семейного воспитания необходимо обсуждать на педсоветах, в методических объединениях (секциях) классных руководителей, а также помогать в работе родительским комитетам.
9. Годовой план учебно-воспитательной работы
школы. Для целенаправленного управления школой и
эффективной организации деятельности педагогическо
го коллектива на каждый учебный год составляется план
учебно-воспитательной работы. В нем находят отраже
ние все те вопросы, которые относятся к управленческой
деятельности директора школы, его заместителей и орга
низации всех звеньев учебно-воспитательной работы, о
которых шла речь выше. В соответствии с этим годовой
план, как правило, состоит из следующих разделов:
|
|
1. Вступительная часть. Общий анализ работы школы за прошедший год и определение важнейших задач совершенствования учебно-воспитательного процесса на те-
кущий учебный год; 2. Работа педагогического совета школы; 3. Работа педагогического коллектива школы по обеспечению всеобуча; 4. Организация и совершенствование учебно-воспитательной работы и контроль за ее качеством; 5. Руководство внеклассной и внешкольной работой;
6. Деятельность органов ученического самоуправления;
7. Работа с родителями учащихся. Что же касается содер
жания каждого из этих разделов годового плана, то оно
определяется теми задачами и конкретными формами
работы педагогического коллектива, которые раскрыты
выше.
Годовой план учебно-воспитательной работы составляется к началу учебного года и утверждается на педагогическом совете. Контроль за ходом и качеством его выполнения осуществляется руководством школы.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Какова структура управленческих органов в школе и какие прин
ципы лежат в основе их руководящей деятельности?
2. Раскройте основные функции совета школы и формы его деятель
ности.
3. Раскройте функциональные обязанности директора школы, его
заместителей по учебной и воспитательной работе.
4. Какой должна быть работа педагогического коллектива школы
по обеспечению всеобуча?
5. Каким должно быть содержание работы по организации учебно-
воспитательного процесса в школе?
6. Какой должна быть работа директора школы и его заместителей
по осуществлению контроля за качеством обучения и воспитания?
|
|
7. Раскройте формы и содержание методической работы и школе.
8. Каким должно быть руководство внеклассной и внешкольной
воспитательной работой?
9. Раскройте содержание годового плана учебно-воспитательной
работы школы.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Внутришкольное управление: вопросы теории и практики /Под ред. Т.И.Шамовой. М., 1991.
Основы внутришкольного контроля / Под ред. П.В.Худоминского. М., 1987.
Палажэнне аб намесшку дырэктара па выхаваучай рабоце сярэд-няй спецыяльнай навучальнай установы // Настаун. газ. 1993. 28 жн.
Положение о совете средней общеобразовательной школы // Учи-тел. газ. 1989. 24 авг.
Портнов М.Л. Труд руководителя школы. М., 1984.
Раченко И.П. НОТ учителя. М., 1982.
Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1982.
Фролов П.Т. Школа молодого директора. М., 1988.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие................................................................................ 3
Раздел первый ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ
Глава 1. Педагогика как наука, ее выделение в особую от
расль знания и предмет исследования................................................. 10
Глава 2. Роль методологии, связи с другими науками и обо
гащения методов исследования в развитии педагогики.................... 31
Глава 3. Разработка в педагогике проблемы целей воспита
ния. Формирование всесторонне и гармонично развитой личнос
ти как основная цель современного воспитания................................ 48
Глава 4. Личность как предмет воспитания, внешние и внут
ренние факторы ее развития................................................................ 66
Глава 5. Сущность воспитания как педагогического процесса,
его общие закономерности и принципы.............................................. 88
Глава 6. Возрастные и индивидуальные особенности разви
тия и воспитания личности................................................................... 111
Раздел второй
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА)
Глава 7. Обучение как процесс личностного развития уча
щихся него исследование в дидактике................................................ 131
Глава 8. Содержание образования и педагогические основы
его совершенствования........................................................................ 136
Глава 9. Сущность процесса обучения, его задачи и внут
ренняя структура.................................................................................. 152
Глава 10. Дидактические закономерности и принципы обу
чения...................................................................................................... 183
Глава 11. Методы обучения и активизации познавательной
деятельности учащихся........................................................................ 197
Глава 12. Формы организации обучения и их развитие в
дидактике. Урок как основная форма школьного обучения............ 238
Глава 13. Дидактические основы уроков раз личных типов....... 246
Глава 14. Другие формы организации обучения......................... 281
Глава 15. Дидактические основы компьютеризации обуче
ния......................................................................................................... 287
Глава 16. Домашняя учебная работа учащихся........................... 300
Раздел третий
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
Глава 1 7. Воспитание отношений как процесс личностного
развития учащихся и его исследование в педагогике........................ 316
Глава 18. Общие методы и средства воспитания......................... 327
Глава 19. Формирование воспитательного коллектива и по
вышение его влияния на развитие учащихся.......................................... 349
Глава 20. Нравственное воспитание.............................................. 368
Глава 21. Воспитание патриотизма и культуры межнацио
нальных отношений.............................................................................. 378
Глава 22. Трудовое воспитание и профессиональная ориен
тация учащихся..................................................................................... 400
Глава 23. Воспитание дисциплины и культуры поведения......... 417
|
|
Глава 24. Эстетическое воспитание................................................... 432
Глава 25. Физическое воспитание..................................................... 445
Глава 26. Формирование мировоззрения школьников в об
щей системе учебно-воспитательной работы.......................................... 454
Глава 27. Организация самовоспитания учащихся...................... 475
Глава 28. Совместная воспитательная работа школы, семьи
и общественности...................................................................................... 489
Раздел четвертый ВОПРОСЫ ШКОЛОВЕДЕНИЯ
Глава 29. Система образования и тенденции ее развития в
различных странах мира....................................................................... 505
Глава 30. Учитель, структура его деятельности и професси
ональный рост....................................................................................... 517
Глава 31. Классный руководитель в школе................................. 531
Глава 32. Управление школой и руководство учебно-воспи
тательной работой................................................................................. 547