Система образования и тенденции ее развития в различных странах мира

1. Развитие образовательно-воспитательных уч­
реждений как важнейшая предпосылка осуществле­
ния целей и задач общества в области воспитания.
Понятие о системе образования.

2. Основные факторы развития системы образо­
вания.

3. Особенности системы образования и тенденции
ее развития в различных странах мира.

4. Структура и принципы развития образования
в Республике Беларусь.

1. Развитие образовательно-воспитательных учреж­дений как важнейшая предпосылка осуществления целей и задач общества в области воспитания. Поня­тие о системе образования. Подготовка подрастающих поколений к жизни и осуществление целей и задач, ко­торые выдвигаются обществом в области воспитания,


немыслимы без создания соответствующей сети образо­вательно-воспитательных учреждений. Вот почему по мере развития производства и усложнения социально-экономических отношений в обществе происходит непре­рывный рост численности и специализации образователь­но-воспитательных учреждений, а также возрастание их ступенчатости. Вплоть до конца XIX в. в качестве основ­ной и самой распространенной была начальная школа. Потом над ней начали надстраиваться ее более высшие ступени, и в частности средние и старшие классы обще­образовательной школы. В настоящее время в развитых странах мира средняя школа стала фактически основной и самой распространенной в системе учреждений по на­родному образованию.

Процесс приращения к начальной школе новых ступе­ней происходил не только сверху, но и снизу. Так, в

XIX в. стала развиваться сеть дошкольных воспитательных
учреждений — детских яслей и детских садов, которые в

XX в. получили весьма широкое распространение. Жизнь
потребовала также создания и развития специальных сред­
них и высших учебных заведений
для профессиональной
подготовки инженерно-технических работников среднего
и высшего звена, а также различных специалистов в обла­
сти культуры и управления. Интенсивное развитие техни­
ческого базиса производства в XX в. обусловило необходи­
мость подготовки квалифицированных кадров рабочих
массовых профессий и создания для этой цели профессио­
нально-технических учебных заведений
(училищ), коли­
чество которых во всех странах мира постоянно возраста­
ет. Наряду с этим все более разветвленной становится сеть
культурно-просветительных учреждений — клубов,
дворцов культуры, театров, кинотеатров и т.д.

Одновременно с расширением и развитием образова­тельно-воспитательных и культурно-просветительных учреждений происходит процесс совершенствования их структуры и преемственных связей. Все это в конечном итоге привело к созданию в каждой стране своей специ­фической системы образования.

Что же следует понимать под системой образования? Слово система греческого происхождения и в переводе на русский язык означает целое, составленное из от­дельных частей, соединение частей.

Под системой образования следует понимать совокуп­ность образовательно-воспитательных учреждений, функ-


ционирующих в том или ином государстве, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреж­дения строятся и работают.

Система образования любой страны обычно включает в себя учебно-воспитательные учреждения, которые осу­ществляют:

—дошкольное воспитание;

—общее среднее образование;

—внешкольное обучение и воспитание;

—профессионально-техническое образование;

—среднее специальное образование;

—высшее образование;

—подготовку научных и научно-педагогических кад­
ров;

— повышение квалификации и переподготовку кад­ров.

Что же влияет на развитие системы образования?

2. Основные факторы развития системы образова­ния. На развитие системы образования оказывает влия­ние целый ряд факторов. Рассмотрим основные из них.

1. Уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ. Как уже отмечалось, развитие и повышение научно-техничес­кого уровня общественного производства предъявляют все возрастающие требования к общеобразовательной и тех­нической подготовке основной массы производителей. Эта объективная потребность обусловливает необходимость создания и развития школьной системы и ее постоянно­го совершенствования. Вот почему в более развитых в техническом отношении странах быстрее развивается сеть различных школ, раньше возникают и создаются новые типы учебно-воспитательных заведений. Так, начальное образование в Англии было обязательным уже в середи­не XIX в. В странах с более развитым техническим про­изводством интенсивнее расширяется и сеть общеобразо­вательных и профессиональных средних учебных заведе­ний, а также открываются университеты и различного рода специализированные высшие учебные заведения. В настоящее время под влиянием научно-технического про­гресса во всех странах мира значительно повышается роль среднего специального и высшего, особенно университет­ского, образования, интенсивно развивается сеть профес-


сионально-технических учебных заведений для подготов­ки рабочих массовых профессий.

2. Политика общества и интересы различных его
прослоек.
Развитие образовательно-воспитательных уч­
реждений и системы образования вообще в той или иной
стране происходит под влиянием политики общества. В
обществе, где существуют различные по своему имуще­
ственному и политическому положению классы или со­
словия, система образования так или иначе носит двой­
ственный характер, то есть одни образовательно-воспи­
тательные учреждения предназначены для представите­
лей более зажиточной прослойки общества, другие же
обслуживают низшие классы. В странах, в которых люди
разделены на касты, как, например, в Индии, существу­
ют отдельные школы для обучения детей различных каст.

3. Исторический опыт и национальные особенности
в области народного образования.
Система образования
каждой страны складывается также под влиянием исто­
рического опыта и национальных традиций в области
просвещения. Это находит свое выражение, например, в
практике раздельного или совместного обучения маль­
чиков и девочек в некоторых мусульманских госу­
дарствах, в различной ступенчатости средней школы и
т.д. Так, в ряде стран начальное обучение охватывает
шесть классов, а в других — пять или четыре. Во всех
этих отличиях существенную роль играют традиционные
особенности в образовании.

4. Педагогические факторы. Многообразным является
влияние педагогических факторов на развитие системы
образования. Например, открытие детских яслей и детс­
ких садов вначале обусловливалось необходимостью
высвобождения времени женщин-матерей для работы на
производстве. Потом большое воздействие стал оказывать
и чисто педагогический фактор, то есть необходимость
обеспечения более раннего воспитания детей и улучше­
ния их подготовки к школьному обучению. Педагогичес­
кие факторы играют существенную роль и при создании
различных типов школ и других учебных заведений. В
частности, с педагогической точки зрения профессиональ­
ное образование целесообразно осуществлять в специ­
альных учебных заведениях, однако на базе соответству­
ющей общеобразовательной подготовки. Поэтому в
различных странах мира стала развертываться сеть про­
фессиональных учебных заведений, но она развивается


на базе той или иной ступени общеобразовательной школы.

Влияние этих факторов на развитие системы образо­вания в различных странах мира проявляется по-разно­му. Но постепенно складывались и некоторые общие тен­денции, которые характеризуют ее развитие и совершен­ствование.

3. Особенности системы образования и тенденции ее развития в различных странах мира. Эти особенно­сти и тенденции носят очень разветвленный и разнооб­разный характер, но так или иначе они отражаются на развитии системы образования в большинстве стран. Наиболее существенными из них являются следующие.

1. Все большая заинтересованность общества в приоб­щении населения к более высокому уровню образования как предпосылки социального и морального прогресса. Когда-то великий немецкий гуманист Вильгельм Гумбольд сказал: "Чем выше уровень образования и культуры, тем больше мы приближаемся к человеку". И это понятно.

Развитие человека и общества неразрывно связаны между собой. Интенсивное совершенствование произ­водства, развитие науки, техники и культуры общества создают более благоприятные условия для его жизни, благосостояния и духовного комфорта. Но ощущение этого духовного комфорта во многом зависит от образованнос­ти самого человека, развития его многосторонних спо­собностей. Поэтому общество и стремится приблизить к нему образование и культуру, чтобы он мог пользоваться их достоянием и ценностями.

Под влиянием этого в большинстве стран мира декла­рирована общедоступность обучения во всех образователь­но-воспитательных учреждениях. В ряде развитых стран (Англия, Франция, Германия, США и др.) осуществляется всеобщее и даже обязательное среднее образование, расши­ряется сеть дошкольных воспитательных учреждений, сред­них общеобразовательных и профессиональных школ, уве­личивается количество университетов, различных инсти­тутов и колледжей, которые дают высшее образование.

В 1957 и 1961 годах на запуск советского спутника и человека в космос американцы ответили программой ус­корения космических исследований и развития образо­вания. По указанию президента Дж.Буша в 1990 году была разработана программа "Стратегия в сфере образования


для Америки 2000 года", в которой предусматривается, чтобы США были "первыми в мире" по овладению мате­матикой и науками о природе, умению доказывать и решать практические проблемы и задачи. Президент США Б.Клинтон во время предвыборной кампании утверждал: "...нет ни одной сферы деятельности, значащей больше, чем образовательная. Мы живем в мире, где заработок и успех конкурентной борьбы во все большей степени за­висят от уровня образования"1.

2. Расширение сети государственных средних обще­
образовательных и профессиональных школ, а также
высших учебных заведений, которые обеспечивают бес­
платность образования.
В США, например, 90 % школ
являются государственными2. Это открывает возмож­
ность получить необходимое образование всем желающим
гражданам независимо от их имущественного положе­
ния. Развитие сети государственных учебных учрежде­
ний характерно для большинства стран мира. В респуб­
ликах бывшего СССР все учебно-воспитательные учреж­
дения были государственными, общедоступными и бес­
платными.

3. Продолжает сохраняться тенденция платности
образования в частных средних общеобразовательных,
и профессиональных школах, а также в отдельных
высших учебных заведениях.
В США плата за обучение!
в частной школе составляет от 7 до 10 тыс. дол. в год,"
плата за воспитание в детском саду — от 40 до 500 дол. в
месяц. В элитарных университетах она достигает 17—20
тыс. дол. в год, что заставляет многих студентов зараба­
тывать средства на свое обучение и содержание.

В Японии обучение детей с 6 до 15 лет в начальной и первой ступени средней школы объявлено всеобщим и бесплатным. Вторая же ступень средней школы платная, причем рост численности этих школ наблюдается в районах, где проживает состоятельная прослойка об­щества. В префектуре Иватэ, например, более чем на 1 тыс. школ обязательного обучения приходится всего 130 государственных (бесплатных) школ второй ступе­ни. В Токио же их более 60 %, в Иокогаме и Осаке — около 40 %. Во многих случаях это крупные учебные заведе-

1 Седнев Ю.В. Теория и практика содержания образования // Весцi
Беларускай акадэми адукацьп. 1996. № 2. С. 23-24.

2 Иванова Т. Специализация по-американски, или 90 вариантов
выбора // Народное образование. 1989. № 6. С. 159.


ния, насчитывающие до 3 тыс. учащихся, с очень высо­кой платой за обучение.

Существование частных общеобразовательных школ и высших учебных заведений, конечно, создает некото­рые условия для определенного неравенства в образова­нии, но они обеспечивают высокое качество обучения и подготовки высококвалифицированных специалистов и тем самым способствуют интенсивному развитию науки, техники, культуры.

4. Возрастает финансирование системы образования
за счет средств государственного бюджета.
США, на­
пример, на нужды образования выделяют из федераль­
ного бюджета 12 % средств. В других странах этот про­
цент значительно меньше, что, безусловно, не может не
отражаться на школьном образовании и качестве учеб­
но-воспитательной работы.

5. Привлечение на нужды образования и школы
средств из различных источников.
В США, как уже от­
мечено, 12 % средств, выделяемых на развитие среднего
образования, поступают от федерального правительства,
50 % — от правительства штата и около 40 % — от нало­
гов на частную собственность1.

Заслуживают внимания и такие сведения. По данным за 1988 год, в СССР стоимость оборудования в школе на одного ученика составляла в среднем 60 р., в наиболее оборудованных школах — до 300 р. В Швеции же эта сумма равнялась почти 1000 дол. Стоимость учебного оборудования в вузах СССР на одного студента состав­ляла в среднем 2300 р., в лучших вузах типа Московско­го авиационного института — 10 000 р. В Стенфордском же политехническом институте в США — 80 000 р.2

6. Расширение принципа муниципального руководства
школой.
Федеральное правительство США обеспечивает
равные возможности в работе всем школам, оказывая
финансовую и техническую помощь, но не направляет и
не контролирует их деятельность. Не делают этого и пра­
вительства отдельных штатов. Эту функцию выполняют
местные общеобразовательные советы штатов, которые
вырабатывают стратегию учебно-воспитательной работы

1 Иванова Т. Специализация по-американски, или 90 вариантов
выбора. С. 159.

2 Проблемы и тенденции развития школы в современном мире:
Метод, материалы. М., 1988. С. 6.


школы. В состав этих советов входят педагоги, юристы, представители производства и других профессий1. Все это позволяет лучше учитывать местные условия и прово­дить в соответствии с ними обучение и воспитание моло­дежи.

7. Расширение разнотипных школ и их структурное разнообразие. Эта тенденция основана на том, что уча­щиеся имеют различные склонности и способности, ко­торые на более поздних ступенях обучения в школе оп­ределяются довольно четко. Естественно, что учить всех одинаково по одним и тем же программам было бы неце­лесообразно. Здесь имеют значение особенности региона, в котором находится школа, а также потребности мест­ного производства. Вот почему в большинстве стран мира существует разветвленная сеть школ различных типов со своеобразной внутренней структурой. Например, в Австрии имеются три основных типа школ. К первому типу относятся реальные гимназии, в которых учащиеся получают углубленную подготовку по математике и есте­ственным предметам. Второй тип представляют эконо­мические реальные гимназии, которые на общеобразова­тельной основе дают специально-экономическое образо­вание. И третий тип составляют гимназии гуманитар­ного профиля, в которых главное внимание уделяется изу­чению иностранных языков.

Довольно широко распространены в Австрии непол­ные и полные школы профессионального образования, в которых обучается около 48 % всех юных австрийцев в возрасте от 15 до 19 лет. Они овладевают здесь различ­ными практическими профессиями средней и более высо­кой квалификации для коммерческой сферы, делопроиз­водства, сельского хозяйства, сервиса и других областей производства. Значительное место занимает сектор ка­толических частных школ с их традиционно высоким уровнем обучения и нравственного воспитания.

Таким образом, австрийские учащиеся имеют доволь­но широкий выбор школ различных типов, в которых они могут получать образование в соответствии со свои­ми интересами и способностями в рамках местных усло­вий. Сами же гимназии включают в себя так называе­мую основную школу-четырехлетку, затем идут ее стар-

1 Иванова Т. Специализация по-американски, или 90 вариантов выбора. С. 159.


шие классы, которые, собственно говоря, и являются настоящей гимназией.

В США дети учатся от 6 до 18 лет, но обязательное посещение школы — до 16 лет. Существует три основных типа школ, которые отличаются главным образом по своей структуре. К первому типу относятся школы, которые состоят из двух ступеней: начальной, где дети учатся с 6 до 13 лет, и средней, где проходят обучение учащиеся 14—18 лет. Ко второму типу относятся трехступенчатые школы, в которых начальная школа охватывает детей 6—12 лет, неполная средняя — 12—15 лет и средняя, в которой занимаются учащиеся 15—18 лет. Третий тип школ также имеет три ступени, но с другими сроками обучения на каждой из них. В начальной школе учатся дети 6—10 лет, в неполной средней — 10—14 ив средней — 14—18 лет. Отметим, однако, что средняя школа в США 12-летняя. Есть же немало стран, в которых средняя школа имеет 10—11-летний срок обучения.

8. Разделение изучаемых предметов на обязательные и предметы, изучаемые по выбору самих учащихся. Во многих школах США в 9—12-х классах в качестве обяза­тельных являются два предмета — английский язык и физическое воспитание. Так, в школе "Ньютон Норе" на выбор учащимся предлагается около 90 предметов по сле­дующим циклам:

—физическое воспитание — общая физическая подго­
товка, аэробика, современные джазовые танцы, водные
игры и т.д.;

—родной язык — факультативные курсы: мифология,
научная фантастика, искусство пропаганды и рекламы,
режиссура, создание кинофильмов и т.д.;

—иностранные языки: французский, испанский, рус­
ский, немецкий, итальянский, латинский, китайский;

—общественные науки — мировая история, Европа с
1450 года до настоящего времени, Европа XX века,
Древняя Греция, закон и общество, проблемы современ­
ного общества, цивилизация Китая, русская история,
история США и т.д.;

—домоводство: продукты и питание, искусство кули­
нарии, семья, мода, одежда, уход за ребенком, основы
интерьера и т.д.

Для того, чтобы закончить среднюю школу, учаще­муся необходимо сдать за 4 года 100 зачетов: 20 — по английскому языку, 5 — по биологии, 5 — по физике, 15 —


по общественным наукам, 10 — по математике, 5 — по музыке, рисованию и т.д.

В других школах этот выбор охватывает до 300 пред­метов, обязательными же считаются только два — английс­кий язык и математика. Понятно, что в частных школах количество обязательных предметов значительно боль­ше, и учащиеся получают более прочную академическую подготовку.

9. Сочетание школьных занятий с самостоятельной
работой учащихся в библиотеках, учебных кабинетах.
В школе "Ньютон Норс" учебные занятия в неделю со­
ставляют 22 часа (по субботам занятия в школе не прово­
дятся). Это позволяет учащимся на протяжении 1—2 часов
ежедневно работать в библиотеке, самостоятельно при­
обретать и углублять свои знания.

10. Преемственность образовательно-воспита­
тельных учреждений и непрерывность образования.
Эта
тенденция все более пробивает себе дорогу. Она обуслов­
лена тем, что быстрое развитие науки и техники, корен­
ные усовершенствования технологии и компьютеризация
производства, появление его новых отраслей требуют от
производителей более глубоких знаний, овладения но­
выми научными достижениями и непрерывного повыше­
ния своей профессиональной квалификации. Вот почему
во всех странах мира предпринимаются меры к укрепле­
нию преемственных связей между различными типами
образовательно-воспитательных учреждений, чем обес­
печивается свободный переход от низших к высшим
ступеням обучения, создаются колледжи и институты
повышения квалификации для работников различных
профессий и категорий, а также расширяется система
кратковременной курсовой переподготовки специали­
стов.

4. Структура и принципы развития образования в Республике Беларусь. Национальная система образова­ния в Республике Беларусь в структурном отношении включает в себя образовательно-воспитательные учреж­дения, которые осуществляют: дошкольное воспитание, общее среднее образование, внешкольное обучение и вос­питание, профессионально-техническое образование, сред­нее специальное образование, высшее образование, под­готовку научных и научно-педагогических кадров, по­вышение квалификации и переподготовку кадров.


Единство и непрерывность системы образования обес­печивается согласованностью учебных планов и программ, преемственностью ступеней и форм обучения, созданием учебных заведений, которые объединяют различные виды образования.

Согласно принятому в 1991 году закону "Об образова­нии в Республике Беларусь", наряду с государственны­ми допускается создание и функционирование негосудар­ственных образовательно-воспитательных учреждений всех типов. В законе определены принципы развития и функционирования системы образования в Республике. Основными из них являются:

—приоритет в образовании общечеловеческих ценнос­
тей;

—национально-культурная основа образования и вос­
питания;

—научность образования;

—ориентация на мировой уровень образования;

—гуманистический характер образования и воспита­
ния;

—связь обучения и воспитания с общественной прак­
тикой;

—экологическая направленность образовательно-вос­
питательной работы;

—преемственность и непрерывность образования;

—единство обучения, духовного и физического совер­
шенствования;

—демократизм;

—светский характер;

—поощрение и всемерное содействие развитию талан­
тов и способностей;

—обязательность базового девятилетнего образования.

Если сравнить эти принципы с мировыми тенденция­ми образования, которые освещались выше, то нетрудно заметить, что они во многом совпадают.

Сделан значительный шаг вперед в сравнении с про­шлым, когда у нас существовала так называемая единая средняя общеобразовательная школа. Сегодня закон ори­ентирует на создание и развитие самых разнообразных типов средних школ, в том числе гимназий, лицеев и т.д. Разнотипностью характеризуются также средние спе­циальные учебные заведения, профессионально-техничес­кие училища и даже высшие учебные заведения.

Образование во всех типах государственных учебных заведений бесплатное. Их финансирование осуществля-


ется из государственного бюджета, а также из бюджетов местных органов власти. Понятно, что частные учебные заведения работают за счет средств, которые платят уча­щиеся или их родители за обучение.

Управление учебными заведениями осуществляется в соответствии с их уставом на основе широкого участия педагогических работников, учащихся, студентов, пред­ставителей общественности.

В настоящее время предпринимаются меры к рефор­мированию в Беларуси средней общеобразовательной школы. В процессе реформы решаются следующие воп­росы: перестройка структуры школы путем деления ее на основную, 10-летнюю и создание над ней 11—12-х лицейских классов для подготовки учащихся к поступ­лению в высшие учебные заведения; углубление диффе­ренциации школьного обучения в соответствии со склон­ностями и способностями учащихся; модернизация со­держания образования и придание ему более практичес­кой направленности; создание условий для обучения и развития более способных учащихся.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что следует понимать под системой образования?

2. Какие социально-экономические и педагогические факторы вли­
яют на развитие системы образования?

3. Какие тенденции являются все более определяющими в разви­
тии системы образования в различных странах мира?

4. Раскройте структуру системы образования в Республике Бела­
русь и основные принципы ее функционирования и развития.

5. Какие, по вашему мнению, усовершенствования нужно осуще­
ствлять в системе образования нашей республики и, в частности, в
работе общеобразовательной школы, чтобы существенно повысить ка­
чество обучения и воспитания?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Закон "Аб адукацьп у Рэспублщы Беларусь" // Настаун. газ. 1991. 23 дхстап.

Алферов С.Ю. Непрерывное образование: Опыт развитых стран // Сов. педагогика. 1990. № 8.


Андреев В.И. Система образования в ФРГ. Мн., 1993.

Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. М.; Во­ронеж, 1996.

Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века //В поисках практико-ориентированных образовательных концепций. М., 1997.

Голубева З.Ю., Остроумова Н.Г. Реформа школы и качество обра­зования в США//Сов. педагогика. 1989. № 3.

Дружинский А.К. Новые тенденции в воспитании школьной моло­дежи стран Запада //Сов. педагогика. 1990. № 7.

Ермольева Э.Г. Современное состояние образования в Латинской Америке //Педагогика. 1992. № 3—4.

Иванова Т. Специализация по-американски, или 90 вариантов выбора // Народное образование. 1989. № 6.

Канцэпцыя рэформы агульнаадукацыйнай сярэдняй школы /Адоб-рана пастановай Кабшета М1шстрау Рэспублж! Беларусь ад 29 жшуня 1996 г. № 554 // Настаун. газ. 1996. 14 верас.

Миронов В.В. Образование в странах Запада в конце XX века //Сов. педагогика. 1990. № 2.

Судзуки С. Реформа образования в Японии //Педагогика. 1992. № 3-4.

Глава 30


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: