1. Учитель как центральная фигура в школе и его
определяющая роль в осуществлении учебно-воспита
тельной работы.
2. Проблема профессиональной пригодности учи
теля.
3. Структура педагогической деятельности учи
теля и сущность ее отдельных видов.
4. Ступени профессионального роста учителя: пе
дагогическая умелость, мастерство, творчество и но
ваторство.
1. Учитель как центральная фигура в школе и его определяющая роль в осуществлении учебно-воспитательной работы. При освещении в предыдущих главах вопросов о целях, содержании, методах и формах учебно-воспитательной работы в школе постоянно шла речь об учителе и его деятельности. Именно он реализует цели и задачи воспитания, организует активную учебно-
познавательную, трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную и художественно-эстетическую деятельность учащихся, направленную на их развитие и формирование разнообразных личностных качеств.
Об определяющей роли учителя в образовании и воспитании учащихся говорят многочисленные примеры школьной практики и высказывания многих педагогов. Известный русский математик М.В.Остроградский писал: "Хороший учитель рождает хороших учеников".
|
|
В школах работает немало учителей, которые добиваются высокого качества обучения и воспитания, проявляют большое методическое творчество, обогащают передовой педагогический опыт и вносят значительный вклад в развитие теории и практики учебно-воспитательного процесса. Многим из них присвоены почетные звания "Заслуженный учитель", "Учитель-методист", "Старший учитель".
В условиях реформирования и обновления нашего общества роль учителя в этих процессах трудно переоце-нить. От него во многом зависит образование народа, его культура и нравственность, а также направление дальней-шего развития общества. В настоящее время осуществ-ляется ряд мер по повышению профессиональной подготовки учителей в педагогических институтах и университетах. В частности, усиливается их теоретическая и практическая подготовка по тем дисциплинам, которые будут составлять предмет их преподавательской деятельности в школе, значительно расширяется изучение психолого-педагогических дисциплин и углубляется их теоретическая и практическая направленность. Совершенствуются механизмы отбора абитуриентов при поступлении их в педагогические институты и университеты. При них работают подготовительные отделения или факультеты и различные курсы для абитуриентов. Предпринимаются меры к тому, чтобы заработная плата учителя не была ниже среднемесячного заработка рабочих и служащих других профессий.
|
|
Но общественное положение и престиж учителя в немалой степени зависит от него самого, от его эрудиции и качества работы. Работа учителя относится к весьма сложным видам деятельности. И вот здесь перед ним возникает целый ряд профессиональных проблем. Обращенность педагогической теории к учителю отнюдь не снимает тех трудностей, с которыми он встречается в своей
работе. Дело здесь в следующем. Теория содержит обобщенные положения о том, как нужно осуществлять обучение и воспитание учащихся, в ней фиксируются общие методические идеи о подходе к детям, об учете их возрастных и индивидуальных особенностей. Практика же выступает в большом разнообразии конкретного и единичного и зачастую ставит такие вопросы, на которые теория не всегда дает прямые ответы. Вот почему от учителя требуется большая практическая подготовка, педагогическая гибкость и умение творчески подходить к решению возникающих задач, которые в общем плане определяют уровень его профессиональной умелости и развитие педагогического мастерства.
В настоящее время в школах вводятся должности практических психологов, социальных педагогов, которые в той или иной мере причастны к обучению и воспитанию учащихся.
Тем не менее только учитель в полном объеме обладает средствами и умением осуществлять действенное формирование растущей личности, развитие ее мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Именно на этой основе зиждется его авторитет, достоинство и гордость за свое призвание, за свою сложную и весьма нужную людям работу. Он должен ощущать свой высокий престиж в обществе, величие своей профессии и заслуженно переживать глубокий пафос положения о том, что Учитель - это действительно звучит гордо!
2. Проблема профессиональной пригодности учителя. Всякая профессиональная деятельность требует от человека определенной склонности, необходимых физических и психических данных, а также соответствующего личностного развития. Например, летчик должен обладать хорошим зрением, слухом, реактивностью нервной системы, способностью переносить большие физические нагрузки и т.д. Не зачислят на флот человека, если он не в состоянии переносить морской качки. При назначении на многие руководящие должности учитывают организаторские умения и способности человека, его коммуникабельность. При отсутствии милосердия и высокой нравственности не в состоянии как следует исполнять свои обязанности врач. Не в меньшей степени является важной профессиональная пригодность человека к педа-
гогической деятельности, к воспитанию людей. Недаром выдающийся русский химик Д.И.Менделеев писал1:
К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить себе жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность.
Профессиональная пригодность человека есть не что иное, как необходимый комплекс способностей, физических, нервно-психических и нравственных качеств, которые требуются для овладения определенными рабочими функциями и успешной деятельности в той или иной сфере производства или духовной жизни.
Поэтому ее нельзя сводить только к сумме знаний, умений и практической сноровке, которые приобретаются в ходе профессионального обучения. Еще нужна, как отмечено, склонность к работе, наличие определенных природных данных и нравственных качеств.
Профессиональная пригодность к педагогической деятельности связана с наличием у человека физического и психического здоровья, хороших речевых данных, уравновешенности нервной системы, способности выдерживать воздействия сильных раздражителей, проявлять выдержку и т.д. К числу личностных качеств, характеризующих пригодность к педагогической деятельности, также относятся: склонность к работе с детьми, ком- муникабельность (стремление и умение общаться с другими людьми), тактичность, наблюдательность, развитое воображение, организаторские способности, высокая требовательность к себе. Все это вполне поддается медицинской и психолого-педагогической диагностике, определенному тестированию. К сожалению, при наборе студентов в педагогические институты и на педагогические отделения университетов пока не предусматривается определение их профессиональной пригодности, а зачисляют всех, кто хорошо сдает необходимые вступительные экзамены. Вот почему в школу попадает немало учителей, заведомо профессионально непригодных, что весьма отрицательно сказывается на обучении и воспитании учащихся.
|
|
1 Менделеев Д.И. Соч. М., 1952. Т. 23. С. 236.
3. Структура педагогической деятельности учителя и сущность ее отдельных видов. Для приобретения и совершенствования профессиональной умелости и выработки педагогического мастерства учителю необходимо детально представлять структуру педагогической деятельности и связанную с ней систему теоретических знаний и практических умений и навыков. Психологические исследования (Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, А.И.Щербаков и др.) показывают, что в учебно-воспитательном процессе имеют место следующие взаимосвязанные виды педагогической деятельности учителя:
—диагностическая;
—ориентационно-прогностическая;
—конструктивно-проектировочная;
—организаторская;
—информационно-объяснительная;
—коммуникативно-стимулирующая;
—аналитико-оценочная;
—исследовательско-творческая.
Рассмотрим сущность каждого вида педагогической деятельности и те требования к учителю, которые обусловливаются ими.
Диагностическая деятельность. Она связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности (от греч. diagnosis — распознавание, определение). Нельзя осуществлять учебно-воспитательную работу, не зная особенностей физического и психического развития каждого школьника, уровня его умственной и нравственной воспитанности, условий семейной жизни и воспитания и т.д. Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, надо прежде всего знать его во всех отношениях, отмечал К.Д.Ушинский в предисловии к своей книге "Человек как предмет воспитания". Для этого учителю необходимо быть наблюдательным, владеть методами изучения и определения (диагностики) уровня воспитанности учащихся, знать круг их интересов, склонностей, характер их деятельности вне школы и т.д.
|
|
Ориентационно-прогностическая деятельность. Она выражается в умении учителя определять направление предстоящей воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать (от греч. слов pro — вперед + gnosis — знание) ее результаты, то есть то, чего конкретно хочет достигнуть учитель, какие сдвиги в формирова-
нии и развитии личности учащегося он стремится обеспечить. Например, класс характеризуется недостаточным сплочением учащихся, отсутствием необходимых коллективистских отношений или же снижением интереса к учебе. На основе этой диагностики учитель ориентирует воспитательную работу на развитие у учащихся коллективизма или повышение интереса к учебе, конкретизирует ее цели и задачи и стремится добиться укрепления товарищества в классе, взаимопомощи, более высокой активности в совместной деятельности как важнейших черт коллективистских отношений. Если речь идет о стимулировании познавательных интересов, он может сосредоточить свои усилия на придании обучению увлекательности и эмоциональности. Подобная ориентацион-но-прогностическая деятельность учителя осуществляется постоянно. Без нее не может обеспечиваться динамика и совершенствование целей, методов и форм воспитания и обучения.
Конструктивно-проектировочная деятельность. Она органически связана с ориентационно-прогностической деятельностью. Если, например, учитель прогнозирует укрепление коллективистских отношений между учащи-мися, перед ним встает задача конструирования, проектирования содержания воспитательной работы, придания ей увлекательных форм. В зависимости от конкретных условий воспитания он может предусмотреть совместную работу учащихся на подшефном предприятии, подготовку литературно-художественного концерта для рабочих, проведение собрания-дискуссии на тему "О поступках товарищеских и нетоварищеских", организацию экскурсий с тем, чтобы повысить содержательность и увлекательность совместной деятельности учащихся. Естественно, что для этого учителю необходимо хорошо разбираться в психологии и педагогике организации воспитательного коллектива, в формах и методах воспитания, обладать творческим воображением, конструктивно-проектировочными способностями, уметь планировать учебную и воспитательную работу.
Организаторская деятельность. Она направлена на вовлечение учащихся в намеченную воспитательную работу и стимулирование, их активности. Для этого учителю необходимо выработать целый ряд умений, в частности, определять конкретные задачи по обучению и воспитанию учащихся, развивать их инициативу в плани-
ровании совместной работы, распределять задания и поручения, руководить ходом той или иной деятельности. Очень важным элементом этой деятельности является также умение вдохновлять учащихся к работе, вносить в нее элементы романтики и осуществлять тактичный контроль за ее выполнением.
Информационно-объяснительная деятельность. Ее большое значение обусловливается тем, что все обучение и воспитание, по существу, в той или иной мере основано на информационных процессах. Овладение знаниями, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями — важнейшее средство развития и личностного формирования учащихся. Учитель в этом случае выступает не только как организатор учебно-воспитательного процесса, но и как источник научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации. Вот почему такое большое значение в процессе профессиональной подготовки учителя имеет глубокое знание того учебного предмета, который он преподает, его научно-мировоззренческая убежденность. От того, как учитель владеет учебным материалом, зависит качество его объяснения, его содержательность, логическая стройность, насыщенность яркими деталями и фактами. Эрудированный учитель знает новейшие научные идеи и умеет доходчиво доносить их до учащихся. Он хорошо владеет практической стороной знаний, что положительно сказывается на выработке у школьников умений и навыков. К сожалению, не все учителя обладают такой подготовкой, что отрицательно сказывается на обучении и воспитании.
Коммуникативно-стимулирующая деятельность. Она предусматривает большое влияние учителя, которое оказывают на учеников его личное обаяние, нравственная культура, умение устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения и побуждать их своим примером к активной учебно-познавательной, трудовой и художественно-эстетической деятельности. Эта деятельность включает в себя проявление любви к детям, душевное отношение, теплоту и заботу о них, что в совокупности характеризует стиль гуманных взаимоотношений учителя с детьми в самом широком смысле этого слова.
Ничто так отрицательно не сказывается на воспитании, как сухость, черствость и казенный тон учителя в отношениях с учащимися. От такого учителя дети обычно держатся на расстоянии, он внушает им внутренний
страх, отчужденность от него. Совсем по-иному относятся дети к тому учителю, который вникает в их потребности и интересы, умеет завоевать их доверие и уважение содержательной учебной и внеклассной работой. Многие педагогические авторитеты подчеркивали определяющую роль личности учителя в обучении и воспитании. В статье "Три элемента школы" К.Д.Ушинский писал1:
В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания... Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер.
На огромное воспитательное влияние личности учителя неоднократно указывали А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и другие педагоги. А.С.Макаренко считал, что без настоящего авторитета среди учащихся, без умелого поддержания с ними доброжелательных отношений и тактичной требовательности, без активной работы педагога над совершенствованием своего характера невозможно осуществлять действенное воспитание.
Все это весьма остро ставит проблему профессионального роста учителя, его старательной работы над повышением своего научного уровня и морального совершенства. К.Д.Ушинскому, в частности, принадлежит такое афористическое высказывание:
Учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием.
Аналитико-оценочная деятельность. Сущность ее заключается в самом названии. Учитель, осуществляя педагогический процесс, анализирует ход обучения и воспитания, выявляет положительные стороны и недостатки, сравнивает достигнутые результаты с теми целями и задачами, которые намечались, а также сопостав-
Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 2. С. 63-64.
ляет свою работу с опытом коллег. Аналитико-оценочная деятельность помогает учителю поддерживать так называемую обратную связь в своей работе, это значит, непрерывно сверять то, что намечалось достигнуть в обучении и воспитании учащихся и что достигнуто, и на этой основе вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс, вести поиски путей его совершенствования и повышения педагогической эффективности, шире использовать передовой педагогический опыт. К сожалению, этот вид деятельности многие учителя осуществляют слабо, не стремятся видеть те недостатки в своей работе, которые имеют место, и своевременно их преодолевать.
Ученик получил "двойку" за незнание пройденного материала. Это явный сигнал к тому, что ему необходима срочная помощь, но такая помощь ему не всегда оказывается, и на следующих уроках он снова получает плохую оценку. А если бы учитель проанализировал причины обнаруженного отставания и соответствующим образом помог школьнику, на последующих занятиях последний мог бы получить хорошую оценку, что стимулировало бы его к дальнейшему улучшению успеваемости.
Исследователъско-творческая деятельность. Элементы ее характеризуют работу каждого вдумчивого учителя. Особенно важное значение имеют две ее стороны. Сущность одной из них состоит в том, что применение педагогической теории по своему существу требует от учителя известного творчества. Дело в том, что, как уже отмечалось в предыдущих главах, педагогические и методические идеи отражают типичные учебно-воспитательные ситуации. Конкретные же условия обучения и воспитания слишком разнообразны, а иногда и неповторимы. Например, общее теоретическое положение об уважении и требовательности к учащимся как закономерность воспитания в реальном воспитательном процессе имеет множество модификаций: в одном случае важно оказать помощь ученику в работе, в другом — нужно совместно с ним обсудить недостатки в его поведении, в третьем — подчеркнуть положительные поступки, в четвертом — сделать личное замечание или внушение и т.д. Одним словом, твори, выдумывай, пробуй, как целесообразнее использовать данную закономерность, какие воспитательные приемы здесь лучше применить. И так во всей работе учителя.
Вторая сторона исследовательско-творческой деятельности связана с осмыслением и творческим развитием того нового, что выходит за рамки известной теории и в той или иной мере обогащает ее. Например, для выработки умений и навыков применения теоретических знаний на практике дидактика рекомендует целую систему упражнений. Учитель В.Ф.Шаталов из Донецка внес определенную модификацию в организацию этих упражнений по математике, проявив инновационный подход. Он усилил устные упражнения в решении задач и примеров, ввел так называемые "плашки" с разграфленными клеточками, в которые учащиеся записывают номера тех задач, которые они решают самостоятельно дома по собственному выбору. Все это явилось определенным творческим вкладом в развитие дидактических и методических основ организации учебной работы по применению знаний на практике.
Такова сущность и система умений и навыков по каждому из рассмотренных видов деятельности учителя.
4. Ступени профессионального роста учителя: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство. Профессионализм учителя может иметь различные уровни. Есть просто умелый учитель, который проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне, и есть учитель, который проявляет педагогическое мастерство и добивается высоких результатов в своей работе. Многие же учителя, кроме мастерства, проявляют педагогическое творчество и своими находками обогащают методику обучения и воспитания. А есть и учителя-новаторы, которые делают настоящие педагогические открытия, прокладывают новые пути в обучении и воспитании, обогащая педагогическую теорию. В чем же заключается сущность этих характеристик деятельности учителей?
Под педагогической умелостью следует понимать такой уровень профессионализма учителя, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного предмета, хорошее владение психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые профессионально-личностные свойства и качества, что в своей совокупности позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся.
Педагогическая умелость — это основа профессионализма учителя, без которой невозможно работать в школе. Она базируется на достаточной теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться и совершенствоваться в школе. Так, учителю необходимо знать способы подготовки к учебным занятиям, правильно определять структуру, содержание и методику проведения отдельных этапов урока, использовать важнейшие приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину учащихся на занятиях, сочетать различные формы и методы проверки и оценки знаний, проведения фронтальной и индивидуальной работы с учащимися и т.д. Можно ска'-зать, что система этих знаний, умений и навыков в той или иной мере определяется нормативными курсами психологии, педагогики и частных методик, которые изучаются в педагогических учебных заведениях и на педагогических отделениях университетов. К сожалению, нельзя сказать, что все учителя хорошо владеют этими нормативными курсами, что, естественно, отрицательно сказывается на их педагогической деятельности.
Следующей ступенью профессионального роста учителя является педагогическое мастерство.
Как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя педагогическое мастерство есть не что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.
Как видим, от обычной педагогической умелости мастерство отличается тем, что оно является более совершенным его уровнем, высокой отточенностью используемых учебных и воспитательных приемов, а нередко и их своеобразной комбинацией. В нем могут иметь место и определенные творческие элементы, но они отнюдь не обязательны. Главное в нем — совершенная реализация и осуществление на практике психолого-педагогической теории и передового опыта учебно-воспитательной работы, которые способствуют достижению высоких показателей в обучении и воспитании.
Безусловно, для выработки педагогического мастерства учитель, как уже отмечалось, должен обладать необхо-
димыми природными данными, хорошим голосом, слухом, личным обаянием и т.д. Однако, несмотря на важное значение этих природных данных, едва ли не определяющую роль в педагогической деятельности играют качества приобретенные. А.С.Макаренко подчеркивал, что педагогическому мастерству нужно учиться. В чем заключается такая учеба?1:
Прежде всего в организации характера педагога, воспитании его поведения, а затем в организации его специальных знаний и навыков, без которых ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем, не можег рабогать, так как у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребенком и не знает, в каких случаях как нужно говорить... Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение... Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет.
Мастерство включает в себя также те педагогические усовершенствования, которые осуществляет учитель, делая необходимые выводы из допускаемых недочетов, ошибок и достигаемых успехов, обогащая свой методический арсенал.
Учительница истории 10-й средней школы г.Гомеля К.Ф.Зотова обратила внимание на то, что при устном изложении нового материала в 5-8-х классах почги большинство учащихся его не усваивало непосредственно на уроке. Тогда она несколько перестроила методику своей работы над новым материалом: после объяснения начала практиковать выборочное чтение школьниками учебника и в порядке самоконтроля побуждать их отвечать на помещенные в нем вопросы. Применение этой методики оказалось весьма полезным: учащиеся стали усваивать новый материал непосредственно на занятиях.
Существенной спецификой характеризуется педагогическое творчество. Понятие "творчество" ассоциируется с созданием "новых по замыслу культурных, материальных ценностей"2, с самостоятельной созидательной деятельностью в различных областях производительного труда, науки и культуры. Педагогическое творчество также заключает в себе определенные элементы новизны,
1 Макаренко А.С. Соч. Т. 5. С. 179.
2 Ожегов С.И. Словарь русского языка. С. 687.
но чаще всего эта новизна связана не столько с продуцированием новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением приемов учебно-воспитательной работы, их определенной модернизацией.
Педагогическое творчество учителя характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических инноваций, рационализацией приемов и методов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса.
Примером подобного творчества является введение липецкими учителями приемов комментированных упражнений по математике, языкам и другим предметам. То, что выполняя упражнение, школьник пользуется внутренней речью, проговаривая про себя каждое выполняемое действие, в педагогике было известно давно. Однако при коллективной работе в классе отдельные учащиеся испытывают определенные трудности и не всегда проявляют необходимую осмысленность при выполнении упражнений. Учитывая это, липецкие учителя начали использовать методику, при которой один из учащихся вслух поясняет (комментирует) ход выполнения упражнения. Этот прием делает тренировочную работу более осмысленной для всех учащихся и тем самым повышает ее эффективность. Но принципиально процесс учебной работы от этого не изменился: в него были внесены только определенные усовершенствования.
Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство. "Новаторство — новое в созидательной деятельности людей; деятельность новаторов"1. Само же понятие происходит от лат. novator, что означает обновитель - человек, который вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной сфере деятельности.
Данное определение в полной мере относится и к педагогическому новаторству.
• Оно органически включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество.
Определенное новаторство, например, проявил учитель Игорь Петрович Волков (г.Реутово Московской обл.),
1 Словарь иностранных слов. СПб., 1994. С. 345.
529
который разработал методику "творческих заданий" школьникам средних и старших классов.
Сущность ее заключается в том, что учитель дает множество творческих заданий учащимся, которые включают работу с бумагой, картоном, различные изделия из дерева, металла, пластмассы, создание рисунков и картин, пробу своих сил в литературе, скульптуре и т.д. Выполнение этих заданий носит добровольный характер, причем каждый ученик избирает себе задание по душе в соответствии со своими склонностями. Включаясь в работу, они постепенно определяют свой интерес, развивают свои способности и таланты. На каждого ученика заводится "Творческая книжка", в которой фиксируются выполненные работы и по которой можно более или менее вероятно судить об их склонностях и творческих задатках и осуществлять дальнейшую работу по их развитию. Эта методика действительно является новаторской.
Определенным новаторством явилось введение в школе методики проблемного обучения или изложение изучаемого материала укрупненными блоками (В.Ф.Шаталов и др.), благодаря чему значительно сокращаются сроки изучения отдельных учебных предметов. Это серьезно изменяет технологию обучения.
Таким образом, новаторство в педагогической работе есть настоящее открытие, важное изобретение, которое является жизненным подвигом учителя. Вот почему педагогов-новаторов не так и много. Но главное состоит в том, что когда учитель добросовестно и творчески относится к своему делу, осваивает передовой опыт, новые психолого-педагогические идеи, находится в непрерывном поиске, он будет не только добиваться успехов в обучении и воспитании, но и совершенствоваться сам, продвигаясь от одной ступени к другой в своем профессиональном росте.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Определите узловые вопросы темы и устно составьте план ее со
держания.
2. Какую роль играет учитель в обществе и каким он должен быть?
3. Что такое профессиональная пригодность учителя? Какие при
родные и личностные качества определяют профессиональную пригод
ность учителя к педагогической деятельности?
4. Перечислите основные виды педагогической деятельности учи
теля и раскройте их сущность и значение.
5. Раскройте сущность педагогической умелости, мастерства, твор
чества и новаторства в работе учителя. Приходилось ли вам учиться у
учителей с такими качествами и в чем они проявлялись?
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Анин Б.М. Учитель в моей жизни. М., 1987.
Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989.
Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.
Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
Кондратенков А.Е. Труд и талант учителя. М., 1989.
Львова Б.Л. Творческая лаборатория учителя. М., 1985.
Проблемы научной организации педагогического труда /Под ред. И.П. Раченко. М., 1987.
Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976.
Харламов И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве// Педагогика. 1992. № 7-8.
Щербаков AM. Психологические основы формирования личности учителя. М., 1967.
Глава 31 КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В ШКОЛЕ
1. Классный руководитель в школе, специфика его
работы, основные функции и обязанности.
2. Работа классного руководителя по изучению уча
щихся.
3. Работа классного руководителя по созданию и
воспитанию ученического коллектива.
4. Работа классного руководителя по повышению
успеваемости, трудовому и нравственному воспита
нию учащихся.
5. Работа классного руководителя с учителями.
6. Работа классного руководителя с родителями
учащихся.
7. Планирование классным руководителем воспи
тательной работы. Ведение документации класса.
1. Классный руководитель в школе, специфика его работы, основные функции и обязанности. Для организации внеклассной воспитательной работы в средних и старших классах из числа наиболее опытных учителей назначаются классные руководители. Их необходимость обусловлена тем, что в этих классах учебную и воспитательную работу ведут несколько учителей, деятельность которых нуждается в определенной координации. Кроме того, многие виды внеклассной работы, такие, например, как создание и воспитание ученического коллектива, организация общественно полезного труда, многочисленные формы нравственной и художественно-эстетической деятельности учащихся непосредственно не входят в обязанности учителей-предметников и возлагаются на классного руководителя.
Институт классных руководителей в нашей школе имеет свою историю.
До 1917 года в гимназиях и других средних учебных заведениях Российской империи существовала должность классного наставника, на которую назначались штатные преподаватели, отвечавшие за воспитание учащихся и осуществлявшие надзор за их поведением. Была учреждена также должность помощника классного наставника, или классного надзирателя, который следил за поведением учащихся в классе и вне школы (на улицах, в театрах, на частных квартирах и т.д.).
В своеобразной форме этот институт существует также и в современных школах некоторых зарубежных стран. В Бельгии, например, учителя не занимаются воспитанием и дисциплиной учащихся. Их обязанность — обеспечивать полный объем знаний учащихся по тому предмету, который они преподают. Все остальное — забота воспитателей. Они смотрят за порядком в классе и проводят внеклассные мероприятия. На эту должность чаще всего берут молодых людей, так как в бельгийских школах большинство учителей — женщины.
Деятельность классного руководителя регламентируется специальным положением. В нем определяются его функции, основные направления работы и обязанности. В качестве важнейших функций (от лат. functio - исполнение, обязанность) классного руководителя выступают следующие: когнитивно-диагностическая, организаторско-стимулирующая, объединительно-сплачивающая, координирующая и личностно-развивающая. Рассмотрим кратко сущность каждой из них.
1. Когнитивно-диагностическая функция (от лат.
cognitio — знание, познание; diagnos — определение). Она
связана с необходимостью всестороннего изучения осо
бенностей развития и поведения учащихся и определе
ния уровня их воспитанности в целях учета этих особен
ностей в процессе внеклассной воспитательной работы и
осуществления индивидуального подхода к их обучению
и воспитанию. Классному руководителю необходимо знать
состояние здоровья учащихся и их физического разви
тия, условия домашнего воспитания, характер их обуча
емости и воспитуемости, межличностные контакты и
участие в организуемой деятельности, проявляемые
склонности, способности и интересы, отношение к учеб
ной работе и динамику успеваемости. Указанные данные
нужно доводить до сведения работающих в классе учите
лей с тем, чтобы они соответствующим образом учитыва
ли их в процессе учебно-воспитательной деятельности.
2. Организаторско-стимулирующая функция. Она
обусловливается тем, что участие школьников во вне
классной работе в известной мере является делом добро
вольным. Оно несовместимо ни с понуждением, ни с же
стким регламентированием деятельности учащихся. Глав
ным здесь является умение классного руководителя орга
низовать внеклассную работу таким образом, чтобы она
увлекала учащихся высокой содержательностью, разно
образием и свежестью форм, новыми подходами к ее про
ведению. Даже самые традиционные виды работы, на
пример встречу Нового года, праздник именинников,
классные часы и т.д., каждый раз необходимо проводить
по-новому, придавать им яркие, красочные формы.
3. Объединительно-сплачивающая функция. Эта фун
кция вытекает из того, что действенным фактором вос
питания являются сплочение учащихся, здоровый пси
хологический микроклимат в классе, товарищеское об
щение, забота друг о друге, влияние ученического кол
лектива. В то же время необходимо предотвращать появ
ление в классе группировок с негативной направлен
ностью, создавать условия для увлекательной совмест
ной деятельности учащихся.
4. Координирующая функция. Поскольку, как уже
отмечалось, в классе работают несколько учителей-пред
метников, возникает необходимость в согласовании их
педагогических усилий по обучению и воспитанию уча
щихся, координации их деятельности и осуществлении
единого подхода к детям. Эта работа возлагается на
классного руководителя, который также проводит необходимую работу с родителями учащихся и привлекает их к совместной со школой воспитательной деятельности. В качестве проблем для такой работы могут быть и недочеты в домашнем учении учащихся, и различные отклонения в поведении, и активизация внеклассного чтения, и т.д.
5. Личностно-развивающая функция. Сущность ее заключается в придании проводимой воспитательной работе действенного педагогического влияния на развитие личностных качеств учащихся: стимулирование их потребностно-мотивационной сферы, учебно-познавательной активности, нравственное и эстетическое формирование, развитие творческих способностей и задатков, утверждение достоинства в межличностном общении и т.д.
Осуществление этих функций связано с выполнением классным руководителем целого ряда возложенных на него обязанностей. К ним относятся:
—всестороннее изучение учащихся;
—разъяснение и внедрение правил поведения уча
щихся;
—повседневное наблюдение за успеваемостью уча
щихся, контроль за их домашней работой, а также регу
лирование объема домашних заданий;
—периодическое проведение ученических собраний в
классе;
—вовлечение учащихся в кружковую работу;
—организация общественно полезного труда;
—оказание помощи в работе добровольных детских и
юношеских организаций и объединений;
— внесение предложений руководству школы о поощрениях и наказаниях учащихся;
—объединение воспитательных усилий учителей, работа
ющих в классе, и установление единого подхода к учащимся;
—поддержание связей с родителями и работа с семьей;
—ведение личных дел учащихся.
Многообразие и сложность обязанностей, выполняемых классным руководителем, требуют научной разработки и глубокого осмысления методики его работы. Обратимся к рассмотрению важнейших вопросов этой методики.
2. Работа классного руководителя по изучению учащихся. Как уже отмечалось, проведение воспитательной работы немыслимо без знания возрастных и индивиду-
альных особенностей учащихся. Незнание этих особенностей зачастую служит причиной серьезных просчетов и педагогических ошибок.
...Только что назначенный в школу молодой математик проводил занятия в 7-м классе, где ему было также поручено классное руководство. Он вызвал к доске одного из учащихся и предложил ему решить задачу. Оказалось, что семиклассник испытывает затруднение. Учитель решил ему помочь и стал задавать наводящие вопросы. Но ученик молчал. Учителю показалось, что он не может решить задачу, и предложил ему сесть на место. Но, не дойдя до своей парты, семиклассник обернулся к учителю и с обидой сказал: "А я знаю, как решать задачу..." Учитель проявил рассудительность и ласковым голосом возвратил его к доске. Ученик вполне самостоятельно, хотя и медленно, справился с задачей. Так своей репликой он помог учителю исправить допущенную оплошность. Оказалось, что это был хороший ученик, но с замедленным мышлением. Молодой учитель об этом не знал и побуждал его к спешке.
Есть ученики, которые не проявляют должной усидчивости в работе, не могут заставить себя аккуратно выполнять домашние задания. На учебной работе и поведении школьника сказываются условия семейного воспитания, состояние здоровья, влияние тех контактных групп, с которыми он находится в постоянном общении, и т.д. Все это нужно внимательно изучать и знать, чтобы успешно осуществлять воспитательную работу.
Изучение школьников классным руководителем проводится с помощью различных методов. Важнейшими из них являются: повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся в процессе учебных занятий и внеурочной работы, индивидуальные и групповые диагностические беседы, изучение результатов деятельности учащихся, посещение их на дому, естественный эксперимент, рейтинг и метод компетентных оценок. Как же использовать их в процессе воспитания школьников?
Повседневное наблюдение за поведением и деятельностью учащихся. Сущность этого метода заключается в том, чтобы, наблюдая за учащимися в различных условиях учебной и внеклассной работы, выявлять особенности их отношения к выполнению школьных обязанностей, черты характера, культуру поведения и т.д. Чтобы делать по этим вопросам обобщающие выводы, нужно
владеть фактами и примерами, которые характеризуют устойчивые, а не случайные проявления. Например, когда, наблюдая за тем или иным из учащихся, классный руководитель замечает, что он на уроках не может сдерживать себя и ведет неспокойно, на переменах с криком бегает по коридору, толкает товарищей и т.д., логично сделать вывод о недостаточной его дисциплинированности. Если на какого-нибудь ученика учителя жалуются, что он списывает домашние задания или совсем не выполняет их, можно предполагать, что он требует постоянного внимания и помощи в улучшении домашней учебной работы.
Индивидуальные и групповые диагностические беседы с учащимися, учителями и родителями. С их помощью классный руководитель имеет возможность узнать, как относится тот или иной школьник к учебным занятиям, чем интересуется и занят во внеурочное время, какие трудности испытывает в овладении знаниями. В задушевных индивидуальных беседах учащиеся рассказывают о своих успехах и неудачах в учебе, характере отношений с одноклассниками и т.д.
Изучение результатов деятельности учащихся. В школе проводятся различные конкурсы, выставки, даются домашние задания. Сами школьники проявляют творческие способности и мастерят различные поделки. Некоторые из них любят рисовать, другие занимаются коллекционированием, посвящают свой досуг изготовлению различных моделей и т.д. По результатам этой разнообразной деятельности классный руководитель может судить не только об увлечениях, но и о склонностях и способностях учащихся, делать прогнозы их развития.
Посещение учащихся на дому. Этот метод позволяет накапливать представления о том, как живет и работает тот или иной ученик в домашних условиях, как соблюдает режим, какая атмосфера в семье, чем заполняет он свое свободное время, с кем дружит и т.д. Очень важное значение имеют здесь контакты с родителями, их мнения, просьбы, жалобы и т.д. Все это дает материал для дальнейшего улучшения внеклассной работы.
Естественный эксперимент. Сущность его состоит в том, что дети включаются в какую-нибудь деятельность, и педагог наблюдает за их поведением не в искусственно созданных ситуациях, а в процессе обычной работы и таким образом изучает их особенности.
...Классу поручается закончить начатую ранее уборку участка школьного двора. Но поскольку работы там немного, то классный руководитель предлагает принять участие в ней тем, кто пожелает сам. И вдруг обнаруживается, что те из учащихся, которых обычно хвалят за хорошую учебу и общественную активность, не изъявляют желания принять участие в труде. Замечая это, классный руководитель делает вывод, что с этими учащимися необходимо усилить работу по воспитанию у них трудолюбия.
Примером "естественной ситуации" при изучении учащихся может быть обсуждение на собрании отрицательных поступков отдельных учащихся, когда нужно проявить принципиальность и требовательность к товарищу. Вот здесь классный руководитель и видит, у кого эти качества есть, а у кого их нет.,
Для изучения школьников классные руководители используют также методы рейтинга и компетентных оценок. О сущности их шла речь в главе, в которой раскрывались методы педагогического исследования. Здесь же нужно отметить, что они позволяют накапливать материал об особенностях поведения учащихся, их характерах, интересах, творческих способностях и склонностях.
Изучение школьников — процесс непрерывный. Классный руководитель обращает внимание не только на особенности поведения, характера и разнообразной деятельности своих воспитанников, но и на те изменения, которые происходят в их развитии. Все это требует, чтобы он постоянно фиксировал и накапливал данные о результатах изучения учащихся и глубоко анализировал их. А.С.Макаренко считал необходимым, чтобы педагог вел дневник изучения учащихся, регулярно записывал важнейшие факты их поведения, видел тенденции их развития и на этой основе прогнозировал и проектировал воспитательную работу.
3. Работа классного руководителя по созданию и воспитанию ученического коллектива. Только сплотив учащихся в дружный и работоспособный коллектив, можно успешно осуществлять их обучение и воспитание.
Создание ученического коллектива, как и воспитание вообще, нужно начинать с ознакомления с учащимися.
Приступая к работе с классом, классному руководителю нужно просмотреть личные дела учащихся, побесе-
довать с учителями, проанализировать классный журнал за предыдущий учебный год и составить общее представление об успеваемости, положительных сторонах и недостатках класса с тем, чтобы определить более верный подход к организации воспитательной работы.
Большое значение в создании коллектива имеет умелое предъявление с первых же дней занятий педагогических требований к учащимся.
Обычно в начале учебного года классный руководитель проводит специальное собрание. Он обстоятельно знакомит учащихся с важнейшими школьными правилами и разъясняет, как они должны вести себя на уроках и переменах, выполнять домашние задания и участвовать в совместной работе класса. Предъявление требований побуждает учащихся к анализу своего поведения и переживанию внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем поведения, что в конечном итоге стимулирует их работу над собой.
Необходимой предпосылкой формирования ученического коллектива является организация самоуправления в классе и воспитание актива.
В состав актива обычно входят лучшие учащиеся, которые хорошо учатся и пользуются уважением среди своих товарищей. Чтобы активисты хорошо работали, их надо регулярно инструктировать, детально разъяснять, какие обязанности возлагаются на старосту класса, руководителей различных комиссий. Но этого мало. Важное значение имеет практическая помощь классного руководителя в работе актива. Поэтому необходимо учить активистов разрабатывать намеченные мероприятия, помогать им в распределении общественных поручений и давать советы при возникновении тех или иных трудностей. Немалую роль играют и задушевные индивидуальные беседы классного руководителя с активистами. В процессе таких бесед классный руководитель много узнает о классе, о взаимоотношениях учащихся, о трудностях, с которыми сталкиваются активисты, и имеет возможность своевременно поддерживать их настроение, ободрить хорошим советом, чуткостью.
В работе с активистами нужно осуществлять тактичный контроль за выполнением ими своих обязанностей. Налаженность работы самоуправления является действенной поддержкой усилий классного руководителя по улучшению учебно-воспитательного процесса в классе.
Однако едва ли не самым важным в воспитании ученического коллектива является умение классного руководителя организовать содержательную внеклассную работу с тем, чтобы учащиеся были увлечены практическими делами, чтобы перед ними всегда стояли воодушевляющие задачи-перспективы. Вот почему опытные классные руководители много думают над тем, чтобы с первых дней работы с классом вовлечь учащихся в практическую внеклассную деятельность.
Вот как начал свою работу с пятиклассниками один из классных руководителей 11-й средней школы г.Гомеля.
В первый же выходной день после начала учебного года он организовал коллективный поход-прогулку в лес с посещением места бывшей партизанской стоянки. Ребята любовались позолотой осени, собирали грибы, слушали содержательный рассказ классного руководителя о боевых подвигах людей в годы Великой Отечественной войны. Прогулка заинтересовала всех, и пятиклассники возвратились домой бодрые, радостные, полные волнующих впечатлений. Потом ребята по предложению классного руководителя решили установить шефство над соседним детским садом и стали готовить игрушки и сувениры для малышей. Эта работа потребовала распределения обязанностей, поиска необходимых материалов, подготовки небольшого концерта художественной самодеятельности. Следующее мероприятие — подготовка вечера сказок и т.д. В процессе совместной практической деятельности между учащимися установились деловые отношения, формировалась ответственность за порученное дело, раскрывались способности каждого пятиклассника, а главное — крепло товарищеское сплочение, рождался дух коллективизма.
Организация интересных практических дел учащихся создает основу для накопления положительных традиций в классе, что в свою очередь способствует обогащению жизни коллектива и его развитию. В качестве таких традиций выступают обмен памятными сувенирами со своими преемниками перед окончанием учебного года, праздники труда, повторяющиеся из года в год спортивные мероприятия, выставки поделок и т.д.
Таковы некоторые особенности работы классного руководителя по созданию ученического коллектива.
4. Работа классного руководителя по повышению успеваемости, трудовому и нравственному воспитанию учащихся. Специфический характер имеет работа классного руководителя по повышению успеваемости учащихся. Она включает в себя следующие направления.
Прежде всего классный руководитель использует коллектив для повышения требований к учащимся по вопросам учебы и дисциплины. С этой целью проводятся специальные собрания, на которых анализируется состояние учебной работы в классе, заслушиваются отчеты отдельных учащихся о выполнении ими правил поведения.
Значительное место в работе по улучшению успеваемости занимают разъяснительные беседы об обязанностях школьников, о культуре умственного труда, а также контроль за их домашней работой. Вместе с тем классный руководитель обязан развивать любознательность учащихся. Он знакомит их с достижениями науки и техники, проводит экскурсии в научные лаборатории и на производство, пропагандирует научно-техническую литературу, вовлекает учащихся в кружковые занятия. Задача классного руководителя — вовремя заметить отставание школьника в учении, выяснить причины и оказать ему действенную помощь.
Ответственный участок деятельности классного руководителя — нравственное и трудовое воспитание. С помощью различных внеклассных мероприятий (бесед, лекций, докладов, ученических вечеров и т.д.) он знакомит учащихся с современной жизнью страны, с различными общественными событиями в стране и за рубежом, проводит диспуты на моральные темы, литературно-художественные вечера и т.д. Однако моральное воспитание нельзя сводить только к словесным формам работы. Большое значение имеют общественная работа и трудовая деятельность. С этой целью организуются различные виды общественно полезного и производительного труда учащихся: работа по самообслуживанию, сбор лекарственных растений, посильное участие в благоустройстве и ремонте школы, а также труд на промышленных предприятиях и т.д.
В функции классного руководителя входит организация культурно-массовой работы и досуга учащихся, вовлечение их в оздоровительно-спортивную деятельность. Классный руководитель вместе со школьным врачом осуществляет санитарно-гигиеническое просвещение школьников, заботится о проведении профилактических прививок и медицинских осмотров, участвует в организации физкультурно-спортивных соревнований и праздников.
Свою многообразную воспитательную работу классный руководитель проводит совместно с детскими и юношескими организациями — спортклубами, товариществами и т.д.
Таково содержание и формы воспитательной работы классного руководителя с коллективом учащихся.
5. Работа классного руководителя с учителями. Про
водя воспитательную работу с учащимися, классному руко
водителю следует поддерживать тесные контакты с учите
лями с целью установления единых требований к учащимся
и повышения качества учебно-воспитательного процесса.
В каких же формах осуществляется эта работа?
Одной из таких форм является посещение классным руководителем уроков, проводимых учителями в его классе. В процессе посещения занятий он наблюдает за работой учащихся, их дисциплиной, анализирует качество их знаний и познавательную активность. Одновременно с этим классный руководитель изучает вопрос о накоплении оценок и использовании их стимулирующей роли в учении, о дозировке объема домашних заданий и т.д.
Важной проблемой в работе классного руководителя с учителями является организация помощи слабоуспевающим школьникам. Конечно, эту работу должен вести каждый учитель. Но классный руководитель, находясь в постоянных контактах с учащимися, иногда может подсказать причины снижения качества знаний того или иного школьника и попросить учителя учесть их в своей работе. Не менее существенной стороной работы классного руководителя с учителями является активизация внеклассной учебной работы и, в частности, кружковых занятий, предметных олимпиад, выставок ученического творчества.
Наконец, сам классный руководитель нуждается в помощи учителей в организации внеурочной воспитательной работы. По его просьбе учителя проводят с учащимися беседы на научные, нравственные и эстетические темы, участвуют в классных собраниях, в налаживании общественно полезной работы и т.д. Таким образом, тесное взаимодействие классного руководителя с учителями помогает ему повышать содержательность и действенность внеклассной воспитательной работы.
6. Работа классного руководителя с родителями уча
щихся. Главное в работе классного руководителя с роди
телями состоит в том, чтобы обеспечить единство требо
ваний к воспитанию учащихся со стороны семьи и школы,
создать нормальные условия для их домашнего учения и
направлять воспитательную деятельность семьи. Содер-
жание и основные формы работы школы с семьей раскрыты в специальной главе. Поэтому здесь мы ограничимся освещением лишь некоторых вопросов деятельности классных руководителей по поддержанию связей с родителями учащихся.
Большое место в работе классного руководителя с семьей занимает систематическое информирование родителей об успеваемости, поведении и общественно полезном труде учащихся. С этой целью один раз в учебную четверть проводятся родительские собрания, на которых детально анализируется состояние успеваемости и дисциплины школьников и намечаются мероприятия по улучшению работы семьи в этом направлении. В необходимых случаях, когда требуется срочное вмешательство семьи в решение той или иной воспитательной задачи, классный руководитель посещает родителей на дому или приглашает их в школу, и они совместно договариваются о том, какие меры нужно предпринимать для улучшения учебы или поведения учащихся.
Например, ученик перестал дома готовить уроки, вошел в контакт с нездоровой компанией. В этом случае классный руководитель советует родителям усилить контроль за его домашней работой, а также за поведением вне школы. В иных случаях обнаруживается, что школьник проявляет повышенную нервозность и нередко приходит в школу с плохим настроением. Классному руководителю нужно посетить такого ученика дома, ознакомиться с условиями его жизни и работы в семье и договориться с родителями о необходимости создания для него более спокойной обстановки, а может быть, и соответствующего лечения.
Обязанность классных руководителей — осуществлять педагогическое просвещение родителей, в особенности с учетом специфического подхода к учащимся различных возрастных групп. Так, необходимо ознакомить родителей с возрастными особенностями воспитания и развития тех учащихся, с которыми работает классный руководитель, и дать практические советы о том, какое отражение должны находить эти особенности в процессе семейного воспитания. Беседы, лекции и доклады для родителей обычно охватывают такие вопросы: особенности семейного воспитания младших школьников (подростков или старших школьников); взаимоотношения родителей и детей и их влияние на семейное воспитание; как помогать детям учиться; санитарно-гигиенический режим школьника в семье и др.
Оказывая влияние на воспитательную деятельность семьи, классный руководитель в то же время опирается на родителей при проведении воспитательной работы с учащимися. По его инициативе родители нередко берут шефство над "трудными" школьниками, на которых не оказывает должного воздействия семья. Родители — специалисты в различных областях знаний и профессий - проводят с учащимися беседы на медицинские, патриотические и производственные темы, принимают участие в организации экскурсий, литературно-художественных вечеров и т.д. Некоторые родители ведут кружковые занятия по ручному труду, авиамоделированию, техническому творчеству и т.д.
7. Планирование классным руководителем воспитательной работы. Ведение документации класса. Сложность и многогранность воспитательной работы классного руководителя обусловливают необходимость ее глубокого анализа и продуманного планирования. Это, однако, понимают не все классные руководители. Как же эта проблема ставится в педагогической науке?
Л.Н.Толстой писал, что люди отличаются один от другого тем, что одни из них сначала делают, а потом думают, другие же — сначала думают, а потом делают. Деятельность человека в отличие от поведения животного характеризуется предварительной обдуманностью, это значит, она заранее прогнозируется в его сознании.
Известный физиолог П.К.Анохин, как уже отмечалось, обосновал идею об опережающем отражении человеком тех действий и поступков, которые он собирается совершить. Иначе говоря, прежде чем осуществлять ту или иную работу или совершать то или иное действие, человек заранее прогнозирует их в своем сознании, проектирует их и создает более или менее детальную "программу" поведения, которая позволяет контролировать эту деятельность, сравнивать ее с намеченной "программой" и вносить необходимые коррективы.
Чем сложнее деятельность человека и чем более значительный отрезок времени она охватывает, тем более важное значение приобретает ее предварительное обдумывание, программирование или, иначе говоря, планирование. Именно к таким видам деятельности относится педагогическая, и в частности воспитательная, работа классного руководителя.
При планировании воспитательной работы классный руководитель должен исходить из следующих положений:
—нужно предусмотреть разнообразные мероприятия
и виды работы, которые способствовали бы всесторонне
му развитию учащихся;
—поскольку воспитание осуществляется только в
деятельности, необходимо включать школьников в по
знавательную, патриотическую, трудовую, художе
ственно-эстетическую и спортивно-оздоровительную
деятельность;
—система внеклассной воспитательной работы должна
быть подчинена организации, воспитанию и развитию
ученического коллектива;
—в общей системе внеклассной работы по всесторон
нему развитию учащихся нужно обязательно выделять
ту или иную ведущую для данного времени воспитатель
ную задачу и намечать меры по ее решению;
—нужно, чтобы план содержал положения, направ
ленные на согласованность воспитательных усилий клас
сного руководителя, учителей, которые работают в клас
се, и родителей.
Каким же должен быть порядок планирования классным руководителем воспитательной работы?
На первом этапе составления плана необходимо определить уровень воспитанности и развития класса, изучить его сдвиги в жизни и работе. Например, если достигнуты результаты в сплочении класса, в проведении увлекательных внеклассных мероприятий, то, опираясь на эти положительные стороны, нужно позаботиться об организации более содержательной практической деятельности и о придании ей характера интересных перспектив, реализуя таким образом "закон движения" коллектива. Повысилась общественная активность учащихся — необходимо расширять общественные мероприятия, углублять их содержательность. Класс проявляет заинтересованность в спортивной работе — нужно сделать так, чтобы он выступал инициатором проведения спортивно-массовых соревнований, физкультурных вечеров, праздников и т.д. Короче говоря, все, что есть в классе положительного и интересного, нужно расширять, укреплять и развивать. Воспитание на положительном всегда приносит плодотворные результаты.
Одновременно с этим нужно обращать внимание и на недочеты, которые имеют место в классе: снижение дисциплины, ослабление интереса к чтению художественной литературы, ухудшение межличностных отношений, разобщенность коллектива на отдельные группировки и т.д.
Каждый из этих недочетов может стать предметом воспитательной задачи, решение которой также необходимо спланировать.
Определив особенности класса, его положительные стороны и недостатки, нужно написать вступительную часть плана.
Второй этап — разработка внеклассных видов работы по всестороннему развитию и воспитанию учащихся. Попробуем определить их, например, в отношении к 6-му классу:
—беседа "Соблюдение режима дня — черта культурно
го человека";
—беседа "Приемы активного воспроизведения изучае
мого материала при подготовке домашних заданий";
—классное собрание "Об участии школьников в работе
предметных кружков";
—экскурсия на завод. Встреча с молодыми рациона
лизаторами и изобретателями;
—участие в благоустройстве территории школы, по
садка декоративных кустов;
—совместное собрание учащихся и родителей по воп
росу "Об участии школьников в домашнем труде";
—задание учащимся: собрать на протяжении четвер
ти по 10 кг бумажной макулатуры;
—совещание с активом по вопросу "О повышении роли
активистов в общественно полезном труде";
—шефы завода в гостях у класса: "Почему говорят,
что труд украшает человека?";
—подготовка литературного вечера "Родина — в по
эзии";
—участие в спартакиаде школы под девизом "Олим
пийский резерв";
—диспут "Какого человека можно считать нравствен
ным?";
— еженедельный обзор газет на тему "Чем живет мир?".
Третий этап — разработка предложений по решению
ведущей воспитательной задачи "Повышение ответственности учащихся за выполнение домашних заданий":
—встреча с учителями, работающими в классе, и роди
телями учащихся по вопросу "Как повысить качество
домашнего учения?";
—беседа с учащимися "Основные правила выполне
ния домашних заданий";
—посещение учащихся на дому с целью контроля за
их домашним учением;
- встреча учащихся с директором школы по вопросу
"Что делается в классе по улучшению домашней работы?";
- проведение двух практических занятий по выполне
нию домашних заданий по математике и русскому языку;
— классное собрание совместно с учителями и родителями на тему "Что улучшилось в нашей учебной работе?".
Четвертый этап — оформление плана воспитательной работы. Если основные виды внеклассной работы на учебную четверть или полугодие разработаны, нужно расставить их в той хронологической последовательности, в которой они будут проводиться.
Всю эту работу классный руководитель предварительно осуществляет сам. Но составленный план необходимо обсудить с учащимися, познакомить их с ведущей задачей, на которую они должны обратить особое внимание. Естественно, необходимо учитывать все предложения учащих