Пищевая зависимость

Другим, не таким опасным, но гораздо более распространен­ным видом аддиктивного поведения выступает пищевая зависи­мость. Пища является самым доступным объектом злоупотребле­ния. Систематическое переедание или, напротив, навязчивое стрем­ление к похуданию, вычурная избирательность в еде, изнуритель­ная борьба с «лишним весом», увлечение все новыми и новыми диетами — эти и другие формы пищевого поведения весьма рас­пространены в наше время. Все это уже скорее норма, чем откло­нение от нее. Тем не менее стиль питания отражает аффективные потребности и душевное состояние человека.

В русском языке широко отражена связь между любовью и пи­танием: «Любимый — значит сладкий»; «Желать кого-то — зна­чит испытывать любовный голод»; «Завоевать чье-то сердце -значит завоевать чей-то желудок». Данная связь берет начало в младенческих переживаниях, когда сытость и комфорт сливались воедино, а теплое тело матери при кормлении давало ощушение любви.

Фрустрация витальных потребностей в раннем возрасте с бол шой вероятностью приводит к проблемам в развитии ребенка. Ис^ следователи видят причину пищевых аддикций в нарушенных ран них взаимоотношениях между младенцем и матерью [21, 23]. В час ности, мать может заботиться о младенце в соответствии с ее со ственными потребностями, а не с потребностями ребенка. Ко№ сигналы ребенка не получают отклика, ребенок не может вЫР*,. тывать здоровое ощущение самости. Вместо этого ребенок пер6*^ вает себя просто как продолжение матери, а не как полнопра автономное существо.


jle менее важно эмоциональное состояние матери во время корм-ения младенца. Результаты исследований Р. Спиц убедительно под-■ ердили тот факт, что регулярное, но безэмоциональное кормле­ние не отвечает потребностям младенца [23, с. 62]. Если младенцы ттетского дома оставались более 5 месяцев в таком режиме, чет­верть из них умирали от нарушений пищеварения, остальные де­монстрировали тяжелые душевные и физические нарушения. Если ^е количество сиделок увеличивалось настолько, что каждый ребе­нок при кормлении брался на руки, и кормление сопровождалось улыбкой, то нарушения не возникали или исчезали. Таким обра­зом, кормление младенца является коммуникативным процессом. Нарушенное пищевое поведение прежде всего может быть связа­но с нарушенными ранними отношениями со значимыми объекта­ми, с переживанием дефицита защищенности и любви. Личность как бы изначально утрачивает способность ощущать сытость и удовлет­воренность. Пища подобно наркотикам бессознательно выбирается для защиты от инфантильных аффектов, например депрессии и стра­ха. Вследствие этого затрудняется контроль над употреблением пищи. Человек может неконтролируемо поглощать пищу или, напротив, тратить все силы на то, чтобы контролировать свой аппетит.

Данное поведение также связано с тем, что современные сред­ства массовой информации буквально навязывают в качестве иде­ала образ худощавой красавицы. Кроме того, во многих культурах еда очень изобильна, что также способствует неадекватному пи­щевому поведению. По мере повышения уровня жизни увеличива­ется и частота нарушений пищевого поведения.

В целом пищевые аддикций не представляют серьезной опасно­сти для личности или общества. В то же время такие крайние вари­анты пищевой зависимости, как невротическая анорексия (с греч. «отсутствие желания есть») и невротическая булимия (с греч. «вол­чий голод») представляют чрезвычайно серьезные и труднопре­одолимые проблемы.

°*1ш р р рр р ость специфической сверхценной идеейиметь астеническое те-0:Жение. Расстройство, как правило, начинается перед пубертат-
 

Название «невротическая анорексия» может вводить в заблужде­
ние, поскольку оно наталкивает на мысль, что центральной про­
блемой в данном случае является потеря аппетита. Фактически, про-
Лема связана с фанатическим стремлением к стройности и подав­
ляющим страхом стать толстой. Поведение при нервной анорексии
|К>жет выглядеть как отказ от еды или резкие ограничения в пита­
ли. Например, дневной рацион девушки может состоять из поло-
Нки яблока, половинки йогурта и двух кусочков печенья. Это так-
е может сопровождаться вызыванием рвоты, приемом слабитель-
, чрезмерной физической активностью, употреблением средств,
бающих аппетит, или слабительных препаратов. При этом не-
°*1ш еННО наблюлается выраженная потеря веса. Характерна одер-
ос фй д


О' *полао,

ным периодом, приводит к нарушениям полового развития, чая замедление роста тела, которое при ремиссии часто бывает og ратимым. На стадии резко выраженной кахексии (истощения) ца ступают нейрофизиологические нарушения: неспособность к кон­центрации внимания, быстрая психическая истощаемость.

У большинства пищевых аддиктов отмечаются: утрата контр0. ля; расстройство схемы тела (касается чаще всего наиболее чув­ствительных областей — таких, как живот, ягодицы и верхняя часть бедер). С течением времени утрачивается восприятие голода и на­сыщения. Почти всегда имеет место исключительно низкая само­оценка. В ходе заболевания и нарастающей кахексии круг интересов сужается, исчезают социальные связи и нарастает депрессивный сдвиг настроения. Наблюдаются также выраженные ритуалы при­ема пищи и навязчивые мысли, касающиеся в основном еды и кало­рий. Проявляется незначительный интерес к сексу и чрезмерное стремление к успехам. Психопатологические феномены частично зависят от веса тела и исчезают при его восстановлении.

Нарушение пищевого поведения связано с биологическими, культуральными, семейными и интрапсихическими факторами. Выделяют следующие факторы риска: пубертатный возраст; женский пол (в 90 —95 % случаев), сильное влияние идеала худо­бы (например, у фотомоделей или профессиональных спортсме­нов); стресс в связи с высокими требованиями к себе (например, у студенток, изучающих медицину); недостаточная способность вос­принимать собственные ощущения; семейные конфликты и слиш­ком тесные взаимоотношения; очень раннее наступление пуберта­та; близнецовый фактор; инсулинозависимый диабет.

Данное расстройство считается особенно тесно связанным с проблематикой подросткового возраста. Распространена следую­щая интерпретация: анорексия является способом решения про­блем путем снижения веса. Согласно этой теории, с помощью го­лодания физические признаки полового созревания сводятся на «нет», что позволяет девушке «оставаться ребенком» и уклонять­ся от свойственных возрасту психосексуальных требований. Воз­растные проблемы самоидентичности и автономии (отделения от родителей) переводятся на «поле битвы в области питания», бла­годаря чему длительно сохраняются симбиотические отношения

семьей.

мьей.

Большинство девушек с невротической анорексией имеют У тойчивое убеждение, что они «плохие, безобразные, неуспешны^ В действительности данное нарушение чаще встречается именно^

«хороших девочек». Нервную анорексию иногда называют б°ле нью отличниц. Эти девочки всю жизнь старались соответствен ожиданиям своих родителей, но неожиданно стали упрямыми

ческая анорексия развивается-как попытка «самолечения» 138

негативистскими в подростковом возрасте. Похоже, что невр°


пьгг через дисциплину тела выработать ощущение самости и меж-1йЧностной эффективности.

Семья аноректической личности внешне может лядеть как гармоничная. В то же время для семейной атмосферы характерны: чрезмерная ориентация на социальный успех, напря­женность, вязкость, чрезмерная заботливость и гиперопека, уход ох решения конфликтов [23]. Нарушенное поведение может пред­ставлять протест против чрезмерного контроля в семье.

Личности с другой пищевой аддикцией — невротической були-}/aieu — обычно отличаются относительно нормальным весом. Бу­лимия — это не болезнь и не просто привычка. Это поведенческий паттерн, который является следствием ряда причин, и коренится в культуре, где булимия, похоже, распространяется все шире. На­пример, люди могут иметь нарушенное пищевое пове­дение по одной из схем:

— приступообразное поглощение огромного количества еды (ап­
петит появляется внезапно);

— постоянное питание (человек ест не переставая);

— отсутствие сытости (человек съедает огромное количество
пищи, не ощущая сытости);

— ночное питание (приступ голода случается ночью).

Кроме частых приступов переедания булимия характеризуется активным контролем веса с помощью частых рвот или использо­вания слабительных.

В то время как анорексическая личность характеризуется боль­шей силой Эго и большим контролем супер-Эго, булимическая может страдать от общей неспособности задерживать разрядку импульса, базирующуюся на ослабленном Эго и ненадежном су­пер-Эго. Чрезмерная еда и очистка желудка не являются единствен­ными проблемами, нередко они сосуществуют с импульсивными саморазрушительными сексуальными отношениями или употреб­лением наркотиков.

Булимические личности обычно используют межличностные от­ношения как способ самонаказания. Источником потребности в на­казании может быть бессознательная агрессия, направленная про-Тив Родительских фигур. Эта ярость смещается на пищу, которая п°глощается и разрушается. Люди с пищевой зависимостью в це-н°м Не могут регулировать удовлетворительным образом свои от-^°Шения, так что они смещают конфликты во взаимоотношениях а пищу. Если анорексические личности удерживают контроль над е °ими агрессивными чувствами по отношению к людям отказом Ть> то булимические — символически разрушают людей путем Рыдания до тошноты и рвоты.

Улимическая семейная система включает в себя «Пг^!!ейшую потребность каждого ее члена воспринимать себя как 'стью хорошего». Неприемлемые качества в родителях часто





проецируются на булимического ребенка, который становится на­копителем всего «плохого». Бессознательно идентифицируясь с эти­ми проекциями, ребенок является носителем семейной жадности или импульсивности. В результате фокус внимания смещается с конфликтов между родителями на «проблемного» ребенка. Иссле­дования подтверждают, что переедание действительно является за­щитой против бессознательного страха потерять контроль и быть покинутым [23].

Рассмотренные пищевые аддикции плохо поддаются коррекции. Это может объясняться тем, что пища является слишком привыч­ным и доступным объектом, что в происхождении данного наруше­ния активно участвует семья, что в обществе доминирует идеал стройности, наконец, что нарушенное пищевое поведение в ряде случаев носит характер системного функционального расстройства. При оказании помощи личности с пищевой зависимостью важно помочь ей понять психологическое значение нарушенного поведе­ния. Коррекция также предполагает активное вовлечение семьи (прежде всего в форме семейной терапии). В тяжелых случаях реко­мендуется отрыв аддикта от семьи, медицинское вмешательство и строгий контроль пищевого поведения и веса в условиях медицин­ского учреждения в сочетании с интенсивной психотерапией.

На примере наркотической и пищевой зависимости мы смогли убедиться в том, что аддиктивное поведение представляет собой многоуровневое (биопсихосоциальное) расстройство, фиксирован­ное на использовании какого-либо объекта. При определении ве­дущих причин конкретного случая аддиктивного поведения, а также для планирования психолого-социальной помощи требуется соче­тание комплексного и индивидуального подходов. Связь изучае­мых проблем с ранними переживаниями и травмами (предполо­жительно на первом году жизни — для пищевых нарушений, и первых двух-трех лет — для химической зависимости) отчасти объясняет особую стойкость зависимого поведения. В то же время представляется крайне опасным взгляд о фатальности и неизлечи­мости зависимостей, особенно распространенный в отношении алкоголизма и наркомании. Опасное для жизни зависимое поведе­ние можно и нужно остановить. «Вылечить» зависимого человека сложно, тем более помимо его желания. Но сам человек вполне мо­жет справиться с зависимым поведением при условии признания за­висимости, осознания личной ответственности за позитивные изме­нения и получения необходимой помощи. Жизнь демонстрирует нам немало положительных тому примеров.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое адцикция?

2. Опишите этапы формирования аддикции.


3. Что такое зависимое аддиктивное поведение и каковы его основные
признаки? Чем отличается зависимое поведение от вредной привычки?

4. Какие виды зависимого поведения наиболее распространены в на­
стоящее время?

5. Перечислите известные вам концептуальные модели зависимого по­
ведения.

6. Каковы факторы, способствующие формированию аддикции?

7. Перечислите сознательные и бессознательные мотивы аддиктивного
поведения.

8. Каковы ведущие характеристики наркотической и пищевой зависи­
мости?

Рекомендуемая литература

1. Гилинский Я. и др. Девиантность подростков: Теория, методология,
эмпирическая реальность. — СПб., 2001.

2. Иванова Е.Б. Как помочь наркоману. — СПб., 1997.

3. Имелинский К. Сексология и сексопатология. — М., 1986.

4. Кесельман Л., Мацкввич М. Социальное пространство наркотизма. —
СПб., 2001.

5. Кинг М., Коэн У., Цитренбаум Ч. Гипнотерапия вредных привычек. —
М, 1998.

6. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. — М., 2001.

7. Кондратенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. — Минск, 1988.

8. Кормкина М.В., Цивильно М.А., Марилов В.В. Нервная анорексия. —
М., 1986.

9. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: (Деструктив­
ное поведение в современном мире). — Новосибирск, 1990.

10. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения
у подростков: Учеб.-метод. пособие. — М., 1998.

11. Кулаков С.А. На приеме у психолога — подросток. — СПб., 2001.

12. Кутер П. Современный психоанализ. — СПб., 1997.

13. ЛичкоА.И., Битенский B.C. Подростковая наркология. — Л., 1991.

14. Левин Б.М. Мнимые потребности. — М., 1986.

15. Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика. — М., 1998.

16. МКБ -10. Классификация психических и поведенческих расстройств. —
Женева; СПб., 1998.

17. Наркомания: Методические рекомендации по преодолению нарко­
зависимости / Под ред. А.Н. Гаранского. — М., 2000.

18. Нохуров А. Нарушения сексуального поведения: Судебно-психиат-
рический аспект. — М., 1988.

19. Основы снижения вреда: Руководство для волонтеров. — М., 2000.

20. Психоаналитические термины и понятия / Под ред. Б. Э. Мура, Б. Д. Фай-
на. - М, 2000.

21. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулин-
га. - М., 2000.

22. Психология деструктивных культов: профилактика и терапия культо­
вых травм // Журнал практического психолога. Спец. выпуск. — М., 2000. —
№ 1_2.





L

23. Психосоматический больной на приеме у врача: Пер. с нем. / Под
ред. Н.С.Рязанцева. — СПб., 1996.

24. Психотерапия детей и подростков: Пер. с нем. / Под ред. X. Ремщ.

мидта. - М., 2000.

25. Сирота НА. и др. Профилактика наркомании у подростков: От тео­
рии к практике. — М., 2001.

26. Фрейд 3. Влечения и их судьба // Психология бессознательного. -

27. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. — М., 1989.

28. Энциклопедия глубинной психологии / Под ред. А. М. Боковикова. -
М., 2001.-Т. 2.

29. Ялтонский В.М. Копинг-стратегии поведения у наркозависимых и
здоровых людей. Канд.... дис. —Л., 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: