Другим, не таким опасным, но гораздо более распространенным видом аддиктивного поведения выступает пищевая зависимость. Пища является самым доступным объектом злоупотребления. Систематическое переедание или, напротив, навязчивое стремление к похуданию, вычурная избирательность в еде, изнурительная борьба с «лишним весом», увлечение все новыми и новыми диетами — эти и другие формы пищевого поведения весьма распространены в наше время. Все это уже скорее норма, чем отклонение от нее. Тем не менее стиль питания отражает аффективные потребности и душевное состояние человека.
В русском языке широко отражена связь между любовью и питанием: «Любимый — значит сладкий»; «Желать кого-то — значит испытывать любовный голод»; «Завоевать чье-то сердце -значит завоевать чей-то желудок». Данная связь берет начало в младенческих переживаниях, когда сытость и комфорт сливались воедино, а теплое тело матери при кормлении давало ощушение любви.
Фрустрация витальных потребностей в раннем возрасте с бол шой вероятностью приводит к проблемам в развитии ребенка. Ис^ следователи видят причину пищевых аддикций в нарушенных ран них взаимоотношениях между младенцем и матерью [21, 23]. В час ности, мать может заботиться о младенце в соответствии с ее со ственными потребностями, а не с потребностями ребенка. Ко№ сигналы ребенка не получают отклика, ребенок не может вЫР*,. тывать здоровое ощущение самости. Вместо этого ребенок пер6*^ вает себя просто как продолжение матери, а не как полнопра автономное существо.
|
|
jle менее важно эмоциональное состояние матери во время корм-ения младенца. Результаты исследований Р. Спиц убедительно под-■ ердили тот факт, что регулярное, но безэмоциональное кормление не отвечает потребностям младенца [23, с. 62]. Если младенцы ттетского дома оставались более 5 месяцев в таком режиме, четверть из них умирали от нарушений пищеварения, остальные демонстрировали тяжелые душевные и физические нарушения. Если ^е количество сиделок увеличивалось настолько, что каждый ребенок при кормлении брался на руки, и кормление сопровождалось улыбкой, то нарушения не возникали или исчезали. Таким образом, кормление младенца является коммуникативным процессом. Нарушенное пищевое поведение прежде всего может быть связано с нарушенными ранними отношениями со значимыми объектами, с переживанием дефицита защищенности и любви. Личность как бы изначально утрачивает способность ощущать сытость и удовлетворенность. Пища подобно наркотикам бессознательно выбирается для защиты от инфантильных аффектов, например депрессии и страха. Вследствие этого затрудняется контроль над употреблением пищи. Человек может неконтролируемо поглощать пищу или, напротив, тратить все силы на то, чтобы контролировать свой аппетит.
|
|
Данное поведение также связано с тем, что современные средства массовой информации буквально навязывают в качестве идеала образ худощавой красавицы. Кроме того, во многих культурах еда очень изобильна, что также способствует неадекватному пищевому поведению. По мере повышения уровня жизни увеличивается и частота нарушений пищевого поведения.
В целом пищевые аддикций не представляют серьезной опасности для личности или общества. В то же время такие крайние варианты пищевой зависимости, как невротическая анорексия (с греч. «отсутствие желания есть») и невротическая булимия (с греч. «волчий голод») представляют чрезвычайно серьезные и труднопреодолимые проблемы.
°*1ш р р рр р ?о ость специфической сверхценной идеей — иметь астеническое те-0:Жение. Расстройство, как правило, начинается перед пубертат- |
Название «невротическая анорексия» может вводить в заблужде
ние, поскольку оно наталкивает на мысль, что центральной про
блемой в данном случае является потеря аппетита. Фактически, про-
Лема связана с фанатическим стремлением к стройности и подав
ляющим страхом стать толстой. Поведение при нервной анорексии
|К>жет выглядеть как отказ от еды или резкие ограничения в пита
ли. Например, дневной рацион девушки может состоять из поло-
Нки яблока, половинки йогурта и двух кусочков печенья. Это так-
е может сопровождаться вызыванием рвоты, приемом слабитель-
1Х, чрезмерной физической активностью, употреблением средств,
бающих аппетит, или слабительных препаратов. При этом не-
°*1ш еННО наблюлается выраженная потеря веса. Характерна одер-
ос фй д
О' *полао, |
ным периодом, приводит к нарушениям полового развития, чая замедление роста тела, которое при ремиссии часто бывает og ратимым. На стадии резко выраженной кахексии (истощения) ца ступают нейрофизиологические нарушения: неспособность к концентрации внимания, быстрая психическая истощаемость.
У большинства пищевых аддиктов отмечаются: утрата контр0. ля; расстройство схемы тела (касается чаще всего наиболее чувствительных областей — таких, как живот, ягодицы и верхняя часть бедер). С течением времени утрачивается восприятие голода и насыщения. Почти всегда имеет место исключительно низкая самооценка. В ходе заболевания и нарастающей кахексии круг интересов сужается, исчезают социальные связи и нарастает депрессивный сдвиг настроения. Наблюдаются также выраженные ритуалы приема пищи и навязчивые мысли, касающиеся в основном еды и калорий. Проявляется незначительный интерес к сексу и чрезмерное стремление к успехам. Психопатологические феномены частично зависят от веса тела и исчезают при его восстановлении.
Нарушение пищевого поведения связано с биологическими, культуральными, семейными и интрапсихическими факторами. Выделяют следующие факторы риска: пубертатный возраст; женский пол (в 90 —95 % случаев), сильное влияние идеала худобы (например, у фотомоделей или профессиональных спортсменов); стресс в связи с высокими требованиями к себе (например, у студенток, изучающих медицину); недостаточная способность воспринимать собственные ощущения; семейные конфликты и слишком тесные взаимоотношения; очень раннее наступление пубертата; близнецовый фактор; инсулинозависимый диабет.
Данное расстройство считается особенно тесно связанным с проблематикой подросткового возраста. Распространена следующая интерпретация: анорексия является способом решения проблем путем снижения веса. Согласно этой теории, с помощью голодания физические признаки полового созревания сводятся на «нет», что позволяет девушке «оставаться ребенком» и уклоняться от свойственных возрасту психосексуальных требований. Возрастные проблемы самоидентичности и автономии (отделения от родителей) переводятся на «поле битвы в области питания», благодаря чему длительно сохраняются симбиотические отношения
|
|
семьей.
мьей.
Большинство девушек с невротической анорексией имеют У тойчивое убеждение, что они «плохие, безобразные, неуспешны^ В действительности данное нарушение чаще встречается именно^
«хороших девочек». Нервную анорексию иногда называют б°ле нью отличниц. Эти девочки всю жизнь старались соответствен ожиданиям своих родителей, но неожиданно стали упрямыми
ческая анорексия развивается-как попытка «самолечения» 138 |
негативистскими в подростковом возрасте. Похоже, что невр°
пьгг через дисциплину тела выработать ощущение самости и меж-1йЧностной эффективности.
Семья аноректической личности внешне может 1Глядеть как гармоничная. В то же время для семейной атмосферы характерны: чрезмерная ориентация на социальный успех, напряженность, вязкость, чрезмерная заботливость и гиперопека, уход ох решения конфликтов [23]. Нарушенное поведение может представлять протест против чрезмерного контроля в семье.
Личности с другой пищевой аддикцией — невротической були-}/aieu — обычно отличаются относительно нормальным весом. Булимия — это не болезнь и не просто привычка. Это поведенческий паттерн, который является следствием ряда причин, и коренится в культуре, где булимия, похоже, распространяется все шире. Например, люди могут иметь нарушенное пищевое поведение по одной из схем:
— приступообразное поглощение огромного количества еды (ап
петит появляется внезапно);
— постоянное питание (человек ест не переставая);
— отсутствие сытости (человек съедает огромное количество
пищи, не ощущая сытости);
— ночное питание (приступ голода случается ночью).
Кроме частых приступов переедания булимия характеризуется активным контролем веса с помощью частых рвот или использования слабительных.
|
|
В то время как анорексическая личность характеризуется большей силой Эго и большим контролем супер-Эго, булимическая может страдать от общей неспособности задерживать разрядку импульса, базирующуюся на ослабленном Эго и ненадежном супер-Эго. Чрезмерная еда и очистка желудка не являются единственными проблемами, нередко они сосуществуют с импульсивными саморазрушительными сексуальными отношениями или употреблением наркотиков.
Булимические личности обычно используют межличностные отношения как способ самонаказания. Источником потребности в наказании может быть бессознательная агрессия, направленная про-Тив Родительских фигур. Эта ярость смещается на пищу, которая п°глощается и разрушается. Люди с пищевой зависимостью в це-н°м Не могут регулировать удовлетворительным образом свои от-^°Шения, так что они смещают конфликты во взаимоотношениях а пищу. Если анорексические личности удерживают контроль над е °ими агрессивными чувствами по отношению к людям отказом Ть> то булимические — символически разрушают людей путем Рыдания до тошноты и рвоты.
Улимическая семейная система включает в себя «Пг^!!ейшую потребность каждого ее члена воспринимать себя как 'стью хорошего». Неприемлемые качества в родителях часто
проецируются на булимического ребенка, который становится накопителем всего «плохого». Бессознательно идентифицируясь с этими проекциями, ребенок является носителем семейной жадности или импульсивности. В результате фокус внимания смещается с конфликтов между родителями на «проблемного» ребенка. Исследования подтверждают, что переедание действительно является защитой против бессознательного страха потерять контроль и быть покинутым [23].
Рассмотренные пищевые аддикции плохо поддаются коррекции. Это может объясняться тем, что пища является слишком привычным и доступным объектом, что в происхождении данного нарушения активно участвует семья, что в обществе доминирует идеал стройности, наконец, что нарушенное пищевое поведение в ряде случаев носит характер системного функционального расстройства. При оказании помощи личности с пищевой зависимостью важно помочь ей понять психологическое значение нарушенного поведения. Коррекция также предполагает активное вовлечение семьи (прежде всего в форме семейной терапии). В тяжелых случаях рекомендуется отрыв аддикта от семьи, медицинское вмешательство и строгий контроль пищевого поведения и веса в условиях медицинского учреждения в сочетании с интенсивной психотерапией.
На примере наркотической и пищевой зависимости мы смогли убедиться в том, что аддиктивное поведение представляет собой многоуровневое (биопсихосоциальное) расстройство, фиксированное на использовании какого-либо объекта. При определении ведущих причин конкретного случая аддиктивного поведения, а также для планирования психолого-социальной помощи требуется сочетание комплексного и индивидуального подходов. Связь изучаемых проблем с ранними переживаниями и травмами (предположительно на первом году жизни — для пищевых нарушений, и первых двух-трех лет — для химической зависимости) отчасти объясняет особую стойкость зависимого поведения. В то же время представляется крайне опасным взгляд о фатальности и неизлечимости зависимостей, особенно распространенный в отношении алкоголизма и наркомании. Опасное для жизни зависимое поведение можно и нужно остановить. «Вылечить» зависимого человека сложно, тем более помимо его желания. Но сам человек вполне может справиться с зависимым поведением при условии признания зависимости, осознания личной ответственности за позитивные изменения и получения необходимой помощи. Жизнь демонстрирует нам немало положительных тому примеров.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое адцикция?
2. Опишите этапы формирования аддикции.
3. Что такое зависимое аддиктивное поведение и каковы его основные
признаки? Чем отличается зависимое поведение от вредной привычки?
4. Какие виды зависимого поведения наиболее распространены в на
стоящее время?
5. Перечислите известные вам концептуальные модели зависимого по
ведения.
6. Каковы факторы, способствующие формированию аддикции?
7. Перечислите сознательные и бессознательные мотивы аддиктивного
поведения.
8. Каковы ведущие характеристики наркотической и пищевой зависи
мости?
Рекомендуемая литература
1. Гилинский Я. и др. Девиантность подростков: Теория, методология,
эмпирическая реальность. — СПб., 2001.
2. Иванова Е.Б. Как помочь наркоману. — СПб., 1997.
3. Имелинский К. Сексология и сексопатология. — М., 1986.
4. Кесельман Л., Мацкввич М. Социальное пространство наркотизма. —
СПб., 2001.
5. Кинг М., Коэн У., Цитренбаум Ч. Гипнотерапия вредных привычек. —
М, 1998.
6. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. — М., 2001.
7. Кондратенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. — Минск, 1988.
8. Кормкина М.В., Цивильно М.А., Марилов В.В. Нервная анорексия. —
М., 1986.
9. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: (Деструктив
ное поведение в современном мире). — Новосибирск, 1990.
10. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения
у подростков: Учеб.-метод. пособие. — М., 1998.
11. Кулаков С.А. На приеме у психолога — подросток. — СПб., 2001.
12. Кутер П. Современный психоанализ. — СПб., 1997.
13. ЛичкоА.И., Битенский B.C. Подростковая наркология. — Л., 1991.
14. Левин Б.М. Мнимые потребности. — М., 1986.
15. Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика. — М., 1998.
16. МКБ -10. Классификация психических и поведенческих расстройств. —
Женева; СПб., 1998.
17. Наркомания: Методические рекомендации по преодолению нарко
зависимости / Под ред. А.Н. Гаранского. — М., 2000.
18. Нохуров А. Нарушения сексуального поведения: Судебно-психиат-
рический аспект. — М., 1988.
19. Основы снижения вреда: Руководство для волонтеров. — М., 2000.
20. Психоаналитические термины и понятия / Под ред. Б. Э. Мура, Б. Д. Фай-
на. - М, 2000.
21. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулин-
га. - М., 2000.
22. Психология деструктивных культов: профилактика и терапия культо
вых травм // Журнал практического психолога. Спец. выпуск. — М., 2000. —
№ 1_2.
L |
23. Психосоматический больной на приеме у врача: Пер. с нем. / Под
ред. Н.С.Рязанцева. — СПб., 1996.
24. Психотерапия детей и подростков: Пер. с нем. / Под ред. X. Ремщ.
мидта. - М., 2000.
25. Сирота НА. и др. Профилактика наркомании у подростков: От тео
рии к практике. — М., 2001.
26. Фрейд 3. Влечения и их судьба // Психология бессознательного. -
27. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. — М., 1989.
28. Энциклопедия глубинной психологии / Под ред. А. М. Боковикова. -
М., 2001.-Т. 2.
29. Ялтонский В.М. Копинг-стратегии поведения у наркозависимых и
здоровых людей. Канд.... дис. —Л., 1996.