Президент является Главой государства, он гарант Конституции, прав и свобод граждан, олицетворяет единство народа, обеспечивает реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет страну за рубежом, является символом единства нации, высшим арбитром в спорах, гарантирует национальную безопасность и территориальную целостность страны.
Институту президентства более 200 лет. Десятого июля 1994 г. был избран и первый президент Республики Беларусь. В странах с республиканской формой правления, в которых пост президента не предусмотрен, номинально главой государства является глава парламента или правительства. Президент Республики Беларусь избирается на 5 лет непосредственно народом. Полномочия Президента зависят от формы взаимоотношений Президента и Парламента, Президента и Правительства, Парламента и Правительства.
Президент республики, не являясь главой Правительства, фактически является главой исполнительной власти. Он определяет структуру Правительства, самостоятельно формирует его, согласовывая с Парламентом лишь кандидатуру премьер-министра, отправляет в отставку министров, председательствует на заседаниях Правительства, вправе отменять акты Правительства, формирует местную исполнительную власть.
|
|
Президент Республики Беларусь наделен существенными полномочиями в области законодательной власти. Он обладает правом законодательной инициативы, правом подписывать законы, возвращать их в парламент для повторного рассмотрения. Уполномочен издавать декреты, имеющие силу закона. К существенным полномочиям Президента относятся его неответственность перед Парламентом (за исключением импичмента) и право его роспуска.
Довольно широки полномочия Президента и в судебно правовой сфере, формировании судебной системы. Президент предлагает к избранию либо прямо назначает и освобождает от должности председателей и судей Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Конституционного Суда, Генерального прокурора, имеет право помилования, осуществляет посредничество (функцию арбитра) между органами государственной власти.
Президенту предоставлены широкие полномочия в осуществлении внешней политики. Он ведет переговоры и подписывает международные договоры, предоставляет гражданство, политическое убежище, назначает и отзывает дипломатов, принимает верительные и отзывные грамоты, является Главнокомандующим Вооруженными Силами. В случае военной угрозы или при иных чрезвычайных обстоятельствах вводит военное или чрезвычайное положение, полную или частичную мобилизацию. За ним закреплено право на объявление референдума, который является важным инструментом политического влияния.
|
|
Властные полномочия Президента зависят также от кратности его пребывания на этом посту. Президент Беларуси имеет право переизбираться на свой пост неограниченное число раз.
Президент приостанавливает членство в политических партиях на весь срок полномочий.
В республике установлен институт досрочных президентских выборов. Президент может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои обязанности и смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления.
Республика Беларусь по форме правления является президентской республикой, в которой Президент обладает большими полномочиями. «...Основательный анализ статуса Главы государства, Парламента, Правительства, судебной власти убеждает в однозначном выводе: Беларусь президентская республика», — подчеркивает бывший Председатель Конституционного Суда Г.А. Василевич [1, с. 181].
В отношении полномочий Президента Конституцией предусматривается определенный механизм сдержек и противовесов, которыми наделяются судебная и законодательная власть. Парламент может ограничивать действие Президента с помощью законов, посредством утверждения представляемых президентом кандидатур на государственные должности, утверждения указов Президента о введении чрезвычайного или военного положения в стране, полной или частичной мобилизации. Парламент обладает правом преодоления вето Президента на законы, ратификации и денонсации подписанных им международных договоров. Только Парламент досрочно освобождает или смещает с должности Президента. Конституционный Суд может признать отдельные нормативные акты Президента неконституционными, после чего они утрачивают силу. Деятельность Президента подвергается контролю и со стороны политических партий, общественных движений, СМИ и других общественных институтов.
В отдельных странах, где авторитарные тенденции очень сильны, произошла трансформация президентской республики в так называемую суперпрезидентскую. В суперпрезидентских республиках (Боливия, Колумбия, Гондурас) президент предельно контролирует все высшие полномочия всех ветвей власти и практически единолично решает многие вопросы государственного управления.
Законодательная власть определяется как система прав и возможностей издавать имеющие высшую юридическую силу общеобязательные акты государственного значения и представлять интересы различных общностей людей.
Законодательная власть воплощена, сосредоточена в парламенте. Парламент (от фр. parler — говорить) — законодательный и представительный орган. Впервые он был образован в Англии в 1265 г., что дало основание считать первый парламент мира матерью всех парламентов.
Существуют двух- и однопалатная структура парламента. Структурными единицами парламента являются также комиссии (постоянные, временные, специализированные), избираемые парламентом из своего состава для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения других вопросов; партийные фракции; этнические, территориальные и корпоративные представительства (территориальные объединения, группы депутатов). Внутренними органами парламента являются председатель, его заместитель, Президиум, Совет, Секретариат, счетная комиссия и др.
Сессии парламента длятся в течение года (с каникулами). Значительное место в деятельности депутатского корпуса отводится работе в избирательных округах. Депутаты получают заработную плату, т.е. являются профессиональными парламентариями, при осуществлении своих полномочий пользуются неприкосновенностью.
|
|
В Республике Беларусь с 1996 г. Парламент — Национальное собрание — стал двухпалатным. Избрание депутатов Палаты представителей (НО человек) осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании в одномандатных избирательных округах. Вторая палата парламента — Совет Республики — является палатой территориального представительства, состоит из 64 членов, 56 из которых (по 8 человек от каждой области и г. Минска) избираются тайным голосованием на заседаниях Советов базового уровня; 8 парламентариев назначает Президент. Срок полномочий парлемента — четыре года.
Законодательная власть в лице Парламента наделена следующими основными полномочиями: законотворчество, экспертиза законопроектов, принятие законов; выработка основных направлений развития общества, определение структуры и содержания его политической системы; утверждение госбюджета и отчета правительства о его исполнении; осуществление внешней политики, ратификация и денонсация международных договоров, объявление войны и заключение мира; амнистирование; участие в процедурах назначения ключевых должностных лиц исполнительной власти, конституционного и судебного надзора; легитимация Президента, Правительства или их действий; контроль за ходом выполнения законов, деятельностью должностных лиц и органов власти. В целом, как считает А.Г. Лукашенко, «Парламент призван быть в авангарде системных преобразований в Беларуси» |2, с. 7].
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству и гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек. Во многих странах мира до 80 % и более всех законопроектов, рассматриваемых парламентами, инициируется исполнительной властью.
Законопроект сначала поступает в соответствующую постоянную комиссию, затем рассматривается в Палате представителей в двух чтениях и после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики становится законом. Закон представляется Президенту на подпись и после подписания вступает в силу. В Республике Беларусь до подписания Президентом закона он поступает в Конституционный Суд, который осуществляет обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых и одобренных Парламентом. В белорусском Парламенте вырабатывается более 150 законов в год, в британском — около 200, в конгрессе США — около 500.
|
|
Совет Республики может отклонить законопроект, а Президент не согласиться с текстом закона. В этом случае законопроект (закон) отправляется на повторное рассмотрение в Парламент; законодательный процесс повторяется.
Решения Парламента принимаются простым большинством голосов. Для принятия ряда законодательных актов (Конституции, законов о внесении в нее изменений и дополнений, о введении в действие указанных законов, актов о толковании Конституции, законов об основных направлениях внутренней и внешней политики, военной доктрине и др.), а также для преодоления приостанавливающего вето на законопроект со стороны Совета Республики или на закон со стороны Президента требуется не менее 2/3 голосов от полного состава палаты (палат) Парламента.
Недостатками представительных органов власти (особенно двухпалатных парламентов) являются длительные обсуждения, медленная реакция на вопросы, требующие быстрых решений, незамедлительного реагирования. Политические дискуссии и критика в парламентах отдельных стран не всегда являются конструктивными и общественно полезными, иногда могут вылиться в кулачные бои, оскорбления, обливание водой и т.п. Германский канцлер Бисмарк на это-i счет сказал: «Есть две вещи, приготовление которых наблюдать не стоит, — это законы и колбаса».
По отношению к парламенту применяются различные механизмы сдержек и противовесов. В Республике Беларусь законодательная власть ограничивается референдумом, президентским правом возвращения закона в Парламент для повторного рассмотрения и голосования, правом Президента на роспуск Парламента, Конституционным Судом. Конституционный Суд может дать заключение о несоответствии Конституции принятого Парламентом закона, после чего он утрачивает силу. Внутренними ограничителями законодательной власти являются двухпалатное построение Парламента и наличие регламента, определяющего строгое соблюдение процедуры законотворчества.
Исполнительная власть — это аппарат государственного управления снизу доверху по руководству и осуществлению исполнительной и распорядительной деятельности. Исполнительную власть возглавляет и осуществляет правительство —- центральный орган государственного управления. Правительство (Совет, Кабинет, Совет или Кабинет Министров) возглавляет премьер-министр (канцлер, председатель), а в отдельных странах — глава государства.
В Республике Беларусь Правительство формирует Президент, согласовывая с парламентом лишь кандидатуру премьер-министра. Президент не руководствуется принципом партийной принадлежности при подборе правительства и его главы.
Правительство Республики Беларусь состоит из премьер-министра, четырех его заместителей (один из них — первый), функции которых специализированы по руководству определенными сферами деятельности (социальная сфера, наука, экономика, промышленность, строительство, транспорт, энергетика, торговля, АПК), 24 министров и 12 председателей госкомитетов. Министры и председатели госкомитетов осуществляют организацию всей повседневной работы по управлению конкретными процессами жизнедеятельности общества.
Исполнительная власть обеспечивает исполнение Конституции, законов Парламента и Декретов, Указов, директив и распоряжений Президента. В компетенцию Правительства входят разработка основных направлений внутренней и внешней политики и их реализация, разработка проекта госбюджета и предоставление отчета об его исполнении, обеспечение проведения единой государственной политики во всех сферах жизнедеятельности (политической, экономической, финансовой, кредитной, социальной, духовной и др.), принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, защита интересов государства, обеспечение его национальной безопасности и обороноспособности. Правительство обладает конституционным правом законодательной инициативы, принятия собственных политических решений и подзаконных актов, правом на легитимное принуждение.
В механизме сдержек и противовесов исполнительная власть в Республике Беларусь ограничена Парламентом, Президентом, Конституционным Судом. Парламент дает согласие или отказывает в его даче на назначение премьер-министра, одобряет или отклоняет программы деятельности Правительства, выражает доверие или недоверие ему, утверждает или не утверждает бюджет и отчет о его исполнении Правительством. Президент назначает Правительство, перед которым оно отчитывается, ответственно и может быть отправлено в отставку. Конституционный Суд дает заключение о соответствии постановлений Правительства Конституции, законам Парламента, декретам и указам Президента. Исполнительная власть ограничена также подзаконным характером издаваемых ею нормативных актов (постановлений, распоряжений); сохранением внутренней разделенности полномочий между центральной и региональной властями.
Суды — официальные носители судебной власти, которым она принадлежит, судебная власть — средство, связывающее государственную власть в единое целое. Судебная власть призвана следить за строгим соблюдением Конституции и других законов гражданами, физическими и юридическими лицами, самой законодательной и исполнительной властью, Президентом.
Система судов состоит из Конституционного Суда, общих и хозяйственных судов, выполняющих функцию социальной защиты населения.
В компетенцию судебной власти входят охрана и защита прав и свобод граждан от посягательств со стороны государственных органов, должностных лиц, граждан; осуществление правосудия. Суд рассматривает на основе права и от имени государства конкретные уголовные, гражданские, административные и иные дела, а также дает заключения о соответствии Конституции и праву законов и действий государственных органов. Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствие с ней иных нормативных актов. Судебные постановления являются обязательными для всех граждан и должностных лиц. Судебная власть, как и любая иная, исходит от народа.
Место и роль судебной власти в концепции разделения властей и гражданском обществе были рассмотрены выше.
В Республике Беларусь систему общих судов, которые строятся на принципах территориальности и специализации, составляют Верховный Суд, областные, Минский городской, районные (городские) суды, Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды; систему хозяйственных судов — Высший Хозяйственный Суд, хозяйственные суды областей, хозяйственные суды городов и районов, хозяйственный суд г. Минска.
Судьи назначаются на должность представительными органами. Все судьи и председатели Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда назначаются Президентом с согласия Совета Республики и освобождаются от должности Президентом с уведомлением Совета Республики.
Судьи при осуществлении правосудия независимы, подчиняются только закону, лично неприкосновенны, должны иметь специальное образование, опыт работы, соответствовать предъявленным требованиям. В республике насчитывается 1022 судьи.
Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве, творческое толкование конституции, роль арбитра в отношениях между властями при возникновении политических конфликтов, определение пределов правого по-; ля и полномочий, правовой легитимности действий Президента, Парламента и Правительства, других государственных органов осуществляет и устанавливает Конституционный Суд. В этом состоят его место и роль в системе разделения властей, механизме сдержек и противовесов.
Конституционный Суд Республики Беларусь формируется на паритетной основе из 12 судей: 6 из них назначает Президент, 6 избираются Советом Республики. Председатель суда назначается из числа судей Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий судей — 11 лет.
Особую актуальность на современном этапе приобретает обоснование необходимости рационального сочетания интересов, личности и государства, достижение высокого уровня правосознания общества и личности, воспитание у граждан уважения к действующему законодательству.