Правовое государство и гражданское общество

Гражданское общество и правовое государство есть опре­деленное качественное состояние и конкретный результат взаимодействия общества и государства. Как только обще­ство оказывается способным контролировать себя и государ­ство, оно создает такое государство, которое его устраивает. Подобное состояние общества называется гражданским, а го­сударство, как следствие его воздействия, — правовым. Го­сударство − не творец гражданского общества, а его продукт (К. Маркс).

Термин «правовое государство» впервые в научный обо­рот ввел Роберт фон Моль (1799 1875), «гражданское общество» − предположительно немецкий философ Готфрид Лейбниц (1646-1716).

Правовое государство — это такое государство, которое действует и функционирует строго на основе и во исполнение законов, соблюдает и защищает права граждан, их обще­ственных институтов и ассоциаций и связано с ними взаим­ной юридической ответственностью. Функционирование на основе законов означает, что все органы государственной власти и управления, должностные лица осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с требованиями норм права. Они действуют в пределах конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства и не выходят за рамки своего правового поля. Действие и функционирование во исполнение законов означает, что государство гарантиру­ет реализацию прав и свобод человека и использует для этого все имеющиеся у него средства. По утверждению немецкого философа Карла Ясперса (1883-1969), правовое государ­ство — это государство, где власть преодолевается правом и в конечном счете служит праву.

Принципы построения правового государства известны. К ним относится принцип верховенства права, господство закона во всех сферах общественной жизни. Закон создает­ся, изменяется, отменяется парламентом, т.е. на основе за­кона. Закон выражает волю, интересы большинства, а не от­дельных граждан, основан на демократически выраженной воле народа.

Принцип равенства всех перед законом означает, что го­сударство, общество, личность должны действовать на осно­ве норм права, в строгом соответствии с законом, что «закон должен быть владыкой над всеми, в том числе и над правите­лями» (Аристотель).

Принцип незыблемости прав и свобод личности, их охраны и гарантированности означает неотчуждаемость прав и свобод граждан, их приоритет над законами государ­ства, которое не может их изменить или отменить. Отсюда вытекает такой принцип правового государства, как нали­чие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, за законами, другими нормативны­ми актами государства, определением их конституцион­ности, легитимности.

Принцип разделения властей, демонополизации власти означает, что в правовом государстве не должно быть органа или лица, вкотором концентрировалась бы государствен­ная, законодательная, исполнительная и судебная власть в полном объеме.

Принцип судебной защиты прав личности означает, что никакие другие учреждения и ведомства, кроме суда, не вправе претендовать на исполнение судебных функций. Судьи при осуществлении правосудия подчиняются только закону, какое-либо вмешательство вдеятельность судей по осуществлению правосудия недопустимо и влечет за собой ответственность по закону. Обращение каждого гражданина к судебной власти должно быть завершено законным и обос­нованным решением. Судебные решения обеспечиваются со­ответствующими гарантиями.

Принцип взаимной ответственности означает правовое равенство власти, гражданина, общества перед законом. Правовую ответственность должны нести не только личность и институты гражданского общества, но и государство перед ними за невыполнение своих обязательств.

Представления о гражданском обществе формировались в органической связи с идеей правового государства.

Гражданское общество зародилось в период первых бур­жуазных революций и перехода к индустриальному способу производства. В большинстве государств Европы его основы сложились в начале XIX в. Взаимоотношения зарождаю­щихся гражданских обществ и абсолютистского государст­ва, двух противоположных по своей сущности образований, были болезненно конфликтующими. С точки зрения права их можно изобразить следующим образом: гражданское об­щество — право — признание права государством — право­вое государство.

В современной литературе имеются многочисленные трак­товки гражданского общества. С точки зрения автора, - это совокупность самодеятельных, негосударственных общест­венных институтов и отношений, возникающих в результате взаимодействия юридически свободных, равноправных, по­литически и экономически активных граждан в целях реа­лизации их интересов и потребностей наряду с государством, помимо государства или вопреки государству.

Структуру гражданского общества составляют семья, органы самоуправления, неправящие политические партии, самодеятельные профессиональные, конфессиональные, творческие и другие общественные союзы и организации, гражданские инициативы, адвокатуры, суды присяжных. негосударственные СМИ, учреждения образования и воспитания, предприятия негосударственных форм собственности, трудовые коллективы и т.д.

Наряду с негосударственными общественными институтами гражданское общество есть совокупность межличностных, семейных, общественных, экономических, политических, социальных, культурных, религиозных и иных отношений, которые складываются и развиваются между гражданами и институтами гражданского общества вне рамок государства, без его вмешательства. Институты гражданского общества властью не обладают. В отличие от государственных структур в гражданском обществе преобладают не вертикальные (приказ – исполнение), а горизонтальные связи – отношения партнерства, добровольного сотрудничества и конкуренции между свободными и равноправными гражданами. Они формируются по горизонтали. Все решения в гражданском обществе принимаются на основе консенсуса.

Гражданское общество к самодостаточно. Это, по сути, своеобразная готовность общества к самостоятельной жизни без вмешательства и контроля государства. Государство не подавляет и не поглощает структуры гражданского общества, а обеспечивает создание условий для защиты свободы их деятельности, гарантии прав граждан и их объединений, в том числе прав на участие в управлении. Не общество служит государству и подотчетно ему, а государство обществу. С одной стороны, гражданское общество способно решать многие проблемы самостоятельно и в определенных случаях вопреки государству (особенно если оно не обладает статусом правового). Если же для решения проблемы требуется помощь государства, то следуют представление, артикуляция этой проблемы через институты гражданского общества государству, которое решает ее через свои органы. С другой стороны, институты гражданского общества и объединенные в них индивиды осуществляют свою деятельность в границах существующего правового поля, соблюдают законы государства, не подменяют его и активно участвуют в реализации общегосударственных целей.

Только при таком балансе обеспечиваются здоровое со­стояние и функционирование общества, его прочность и ста­бильность. Исходя из сказанного, государство и граждан­ское общество — две части единого социума, которые взаи­мосвязаны, живут одной жизнью, дополняя друг друга. Сте­пень независимости общества от государства обусловлена в первую очередь тем, насколько граждане способны самостоя­тельно, без патерналистской опеки со стороны государства разрешать самые различные проблемы общественной жиз­ни, заботиться о своем материальном и духовном благопо­лучии.

Основными признаками (элементами) гражданского об­щества являются: демократический характер власти, полное обеспечение прав и свобод граждан; относительная независи­мость, автономность общества по отношению к государству; многообразие форм собственности; экономическая свобода; рыночные отношения; эффективная социальная политика; разветвленная сеть добровольных объединений, ассоциаций, движений граждан; социальный, политический, партий­ный, идеологический и культурный плюрализм; определен­ный тип гражданской культуры и гражданского сознания. Основу гражданского общества составляют граждане высо­кого политического, экономического, социального, культур­ного и морального статуса. Гражданское общество формиру­ется вместе с изменениями самого человека.

Тест

1. Исторически сложившийся политический институт, реа­лизующий определенные властные полномочия по руковод­ству и управлению основными сферами общественной жиз­ни в пределах конкретной территории, есть.

2. Основными признаками государства являются:

а) суверенитет; г) многопартийность;

б) территория; д) моноэтничность.

в) население;

3. Суверенитет государства означает:

а) борьбу за власть;

б) административно-территориальное деление страны

в) независимость и верховенство государственной власти;

г) этнический состав государства.

4.Форма правления — это:

а) политический режим;

б) полномочия главы государства;

в) легитимность власти;

г) организация верховной государственной власти.

5.Унитарное государство -

а) союзное государство;

б) временный политический союз государств;

в) государство, которое не имеет в своем составе иных государственных и национальных образований на правах его субъектов;

г) моноэтническое государство.

6.«Воля народа — самый лучший закон» (У. Грант) в правовом государстве означает принцип:

а) равенства всех перед законом;

б незыблемости нрав и и свобод личности;

в) взаимной ответственности;.

г) верховенства закона.

7. Федерация - это:

а) союзное государство;

б) временный политический союз государств;

в) насильственно созданное государство;

г) военный союз стран одного региона.

8. Правовое государство не строится на принципах:

а) верховенства закона;

б) равенства всех перед законом;

в) незыблемости прав и свобод личности;

г) единовластия;

д) обеспечения материального благополучия граждан.

9. Основными признаками гражданского общества явля­ются:

а) наиболее полное обеспечение прав и свобод граждан;

б) подчинение общества государству;

в) многообразие форм собственности;

г) разветвленная сеть добровольных сообществ людей;

д) политический и идеологический плюрализм;

е) соблюдение обществом законов государства;

ж)подмена обществом государственных органов власти
и управления.

Вопросы для повторения

1.Приведите понятие политического института как организационной структуры системы политических отношений.

2. Дайте описание сущности государства и назовите его иные признаки и функции.

3.Назовите основные подходы к пониманию генезиса государства.

4.Расскажите о формах правления и государственно-территориального устройства.

5.Что такое правовое государство и гражданское общество?

6.Каковы соотношения и взаимосвязи государства и гражданского общества?

Литература

1.Авулнова, Г.И. Социально-правовое государство: сущность, энности становления / Г.И. Авулнова // Социально-гума-р. знания. — 2000. — № 3.,

2. Василевич, ГЛ. Белорусское государство на рубеже веков / Василевич. — Минск, 2006.,

Еськов, Г. Гражданское общество: к истории зарождения и ития идеи / Г. Еськов // Власть. — 2000. — № 12.,

Манаев, О. Становление гражданского общества в незави-1Й Беларуси / О. Манаев // Социолог, опыты. 1991-2000. — 0К,2000.,

Парламентаризм в Республике Беларусь: опыт становле-И развития: сб. науч. ст. / под ред. В.А. Божанова. — вк: Ин-т парламентаризма и предпринимательства, 2006.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: