Местное управление и самоуправление

Местная власть является воплощением территориально­го разграничения и внутреннего разделения власти.

Территориальными границами местной власти являются отдельные поселения (округа, графства, города, общины, по­селки, районы, области), где компактно проживают город­ские и сельские жители.

На основе внутреннего разделения властей (между регио­нами и центром) выделяют несколько основных систем (мо­делей) управления местными делами.

Для первой модели характерно воплощение местной влас­ти в органах самоуправления (коллективных и индивиду­альных). Главные признаки данных органов местного само­управления — их выборность, известная собственная компе­тентность (полномочность), самостоятельность и независи­мость по отношению к центральной власти, правосубъект­ность, финансовая автономность, управление от лица пред­ставляемого им населения. Центральная власть осуществля­ет над ними иерархический и надзирающий контроль.

Европейская хартия «О местном самоуправлении», при­нятая Советом Европы в 1990 г., подчеркивает, что местное самоуправление — одна из форм народовластия, необходи­мый институт гражданского общества, критерий демокра­тичности государства, важный способ привлечения граждан к прямому участию в управлении. Государство не может опираться только на власть.

Экономической основой органов местного самоуправле­ния является муниципальная (местная) собственность, мест­ный бюджет, местные налоги и сборы, социальной — сред­ний класс. Местное самоуправление предполагает формиро­вание органов власти из непрофессиональных управленцев.

Вторая модель построена по принципу передачи предста­вителям центральной власти на местах достаточно широких полномочий по управлению регионами при сохранении иерар­хической зависимости региональной власти от центральной.

Третья модель предполагает прямое администрирование: вся региональная администрация входит в систему государ­ственной власти, полностью зависит от центра, и все важные решения принимаются им.

В двух последних моделях органы власти формируются сверху, являются органами местного управления, а не само­управления.

В Республике Беларусь используется сочетание всех трех моделей местного самоуправления и управления. Местная власть представляет единство трех властей: представитель­ной, исполнительной и распорядительной, которые имеют такие же полномочия, как и Парламент, и Правительство, и Администрация, но только в пределах подведомственной им территории.

Представительная власть на местах реализуется посред­ством органов общественного самоуправления (Советов депутатов, других органов территориального общественного самоуправления, создаваемых на основе добровольного воле­изъявления граждан), а также через местные референдумы, собрания жителей и другие формы непосредственного участия граждан в государственных и общественных делах.

Всего в республике функционирует 43 758 органов терри­ториального общественного самоуправления, в том числе 1581 местный Совет с 22 639 депутатами. В них представле­ны различные слои населения.

Советы депутатов избираются гражданами сроком на 4 года, являются государственными органами, юридически­ми лицами, основой народовластия, в пределах своей компе­тенции независимы и свободны в принятии тех или иных ре­шений. В республике установлены три территориальных уровня местных Советов: первичный (сельские и поселко­вые, городские (городов районного подчинения) Советы); ба­зовый (районные, городские (городов областного подчине­ния), Минский городской, Советы); областной (областные и Минский городской Советы).

К исключительной компетенции местных Советов отно­сится решение вопросов жизнеобеспечения на местном уровне: утверждение и реализация программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении; установление местных налогов и сборов; управ­ление и распоряжение коммунальной собственностью; на­значение референдумов.

Местное управление осуществляется через исполни­тельные и распорядительные органы: исполкомы и адми­нистрации. Структуре органов управления свойственен вер­тикальный характер построения снизу доверху, региональ­ная власть иерархически зависит от центральной. Вертикаль исполнительной власти функционирует по принципу: рес­публика — область — район — город (поселок, село) и вклю­чает в себя Правительство и 1596 областных, районных, го­родских, поселковых, сельских исполкомов.

В систему распорядительных органов власти входят мест­ные администрации, созданные на территории районов в го­родах, где не избираются районные Советы депутатов. Рас­порядительные органы местной власти подчинены системе президентской вертикали: Президент — Администрация Пре­зидента — областная администрация — районная (город­ская) администрация. Руководители местных исполнитель­ных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от нее Президентом и утверждаются в долж­ности соответствующими местными Советами депутатов.

Решение Советов, исполнительных и распорядительных органов обязательны для исполнения на подведомственной им территории. В своей деятельности они подотчетны, ответ­ственны и подконтрольны вышестоящим инстанциям, а так­же гражданам, проживающим на соответствующей террито­рии. Актуальная задача для местных органов власти — обес­печение устойчивого и комплексного развития регионов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: