Функционирование органов государственной власти осуществляется с помощью специального аппарата управления и основано на общественном разделении функций управления и исполнения.
Управление и исполнение — особая сфера обособившейся деятельности. Она характерна для любого организованного общества, а самым эффективным ее институтом в настоящее время является бюрократический.
Термин «бюрократия» (буквально — власть конторских служащих) ввел в политический и научный оборот французский экономист Винсент де Гурие (1712-1759). Бюрократия (от фр. bureau — бюро, канцелярия и гр. kratos — сила, власть) — это иерархическая структура, не обладающая властными полномочиями, специализирующаяся на выполнении определенных управленческих и исполнительных функций в процессе реализации власти теми, кому она принадлежит. Существуют две наиболее широко известные трактовки бюрократии — Карла Маркса (1818-1883) и Макса Вебера (1864-1920), которые рассматривают как позитивные, так и негативные ее стороны.
|
|
У Вебера бюрократия — основная рациональная форма организации власти. Она пришла на смену феодальной аристократии. Потребность общества в рациональном бюрократическом аппарате управления для решения явно выраженных групповых целей М. Вебер связывал с развитием «денежной» экономики, требующей соответствующего регулирования со стороны государственных институтов, количественным увеличением и качественным усложнением решаемых органами власти задач, концентрацией власти, превосходством бюрократии (по своей точности, стабильности, дисциплине, надежности в решении административных задач, а также в деле владения техникой административной работы) над иными формами управления.
Вебер вскрыл сущность рационализма бюрократической системы управления. Бюрократия — тип организации, для которой характерно следующее: четкая управленческая иерархия; жесткие правила и стандарты деятельности; специализация и разделение труда; решение дел компетентными служащими обезличено, беспристрастно, на должном профессиональном уровне, в точном соответствии с законами и другими правилами; владение служащими средствами коммуникаций и оргтехникой; уважение к чести мундира; преданность служебному долгу.
Бюрократия по Веберу есть категория рациональная, средство рационализации управления. Однако бюрократия одновременно и рациональная категория, и социальная.
Лучше всего социальная сторона бюрократии исследована К. Марксом.
Согласно К. Марксу, бюрократия не только является орудием управления, но и особой социальной группой со специфическими взглядами, ценностями и интересами. Не обладая властными полномочиями, чиновники проявляют заинтересованность в расширении сферы своего влияния, использовании политической власти, им не принадлежащей, в собственных интересах.
|
|
По замечанию К. Маркса бюрократия постоянно стремится к овладению самой властью и не ограничивается выполнением чисто инструментальной функции. Бюрократический аппарат включен в процесс политико-административного управления. Если власть реализуется только через управление, то и управление невозможно без власти. Государственные служащие, забыв о беспристрастности, оказывают существенное воздействие на центры власти, широко используют свои возможности в собственных интересах корректировать государственные решения при их разработке, принятии и исполнении. Происходит тесное переплетение, слияние власти и бюрократии, их срастание в единую бюрократическую власть. Все это превращает бюрократический аппарат в самостоятельную политическую силу.
Чиновничество стало прибыльной отраслью. Многие должности в аппарате власти и управления стали предметом купли и продажи. Продается и покупается все — информация, служебные посты, политические убеждения, честь, совесть, достоинство. Широко используются в личных интересах служебная тайна, переписка с населением, ответы на его запросы. Аппарат управления стал формироваться по принципу личных знакомств и обязательств, личной преданности, дружбы, землячества, по связям и протекциям.
Перечисленные специфические условия функционирования системы управления и исполнения и отсутствие действенного контроля за ней со стороны власти и народа делают возможным поставить большую часть общества и институты власти в зависимость от аппарата чиновников. Сам же бюрократический аппарат становится самовластным и автономным в весьма широких пределах. Подобная деформация системы управления представляет собой суть феномена бюрократизма − такого способа функционирования аппарата управления, при котором он обслуживает не столько интересы общества и государства, сколько собственное благополучие. Бюрократизм по К. Марксу заключается, прежде всего, в потере организацией содержательной цели своей деятельности. Бюрократия воспринимает государство как свою коллективную собственность, а государственную службу — как разновидность бизнеса. «Приватизация государства», вхождение во власть, отправление власти, торговля властью составляют суть бюрократизма.
Бюрократизму присущи такие черты, как самоуправство, произвол, волокита, консерватизм, бездушие, крючкотворство, круговая порука, корпоративность, медлительность, неповоротливость, рутинность, запутанность процедур, своекорыстие, мздоимство, склонность аппарата к постоянному росту. С точки зрения организации подобное — очевидная нерациональность. Бюрократизм — профессиональная болезнь управленцев и всех управленческих органов, это поистине страшный враг. И в настоящее время чиновничество порождает различные должностные преступления, способствует размыванию и ослаблению государственной власти.
«Без применения экономических, социальных и политических методов вылечиться от бюрократизма нельзя», — подчеркивал английский историк Джон Актон (1834-1902).
Основные средства борьбы с бюрократизмом:
· дальнейшая демократизация и построение гражданского общества, что будет способствовать развитию самоуправления, максимизации участия граждан в управлении, повышению их политической культуры, организации действенного контроля за аппаратом управления;
· перестройка государственного аппарата в направлении ограничения роста государства (сокращение числа государственных органов, упразднение целых его структур), децентрализация и деконцентрация власти (в том числе и коллективной). Чем меньше властных полномочий общество отдает государству, тем меньше будут его размеры;
|
|
· дальнейшее совершенствование механизма сдержек и противовесов, создание новых гарантий взаимозависимости и взаимоограничения президентской, законодательной, исполнительной и судебной властей; подробное и четкое регулирование процедур принятия управленческих решений;
· перестройка всей системы государственной службы в направлении установления жесткого контроля как за деятельностью, так и за профессиональной пригодностью государственных служащих.
Тест
1.Главой государства может быть:
а) монарх; г) глава правительства;
б) президент; д) Председатель Конституционного Суда
в) глава парламента;
2. Президент Республики Беларусь является главой:
а) государства; в) государства и Правительства;
б) Правительства; г) Парламента.
3. Президент Республики Беларусь не обладает правом:
а) формирования правительства;
б) быть избранным более двух сроков;
в) роспуска Парламента;
г) назначения премьер-министра без согласия Парламента.
4. Парламент является органом:
а) законодательным; в) исполнительным;
б) представительным; г) судебным.
5. Акт Президента Республики Беларусь, имеющий силу за
кона, называется:
а) указом; г) декретом;
б) директивой; д) постановлением.
в) распоряжением;
6. В Республике Беларусь законопроект становится законом
после его:
а) принятия Палатой представителей;
б) одобрения Советом Республики;
в) подписания Президентом;
г) утверждения Правительством.
7. В президентской республике состав правительства определяет:
а) парламент; б) президент.
8. В функции правительства не входит:
а) разработка и реализация основных направлений внутренней и внешней политики;
б) разработка и исполнение госбюджета;
в) обеспечение единой государственной политики во всех
сферах жизнедеятельности общества;
|
|
г) обеспечение прав и свобод граждан, защиты интересов
государства, национальной безопасности и обороноспособности;
д) принятие законов.
9. В парламентской республике правительство несет ответственность перед:
а) президентом;
б) парламентом;
в) президентом и парламентом.
10. Контроль за конституционностью нормативных актов в
Республике Беларусь осуществляет:
а) Президент; в) Правительство;
б) Парламент; г) Конституционный Суд.
11. Бюрократия — это:
а) власть избираемой политической элиты;
б) власть харизматического лидера;
в) власть чиновников;
г) передача власти по наследству.
Вопросы для повторения
1.Перечислите полномочия Главы Государства в Республике Беларусь.
2. Охарактеризуйте Парламент и его структуру.
3. Перечислите полномочия Парламента и охарактеризуйте законодательный процесс.
4. Опишите правительство: его формирование, состав, структуру.
5. Назовите полномочия правительства.
6. Дайте характеристику судебной власти.
7. Дайте определение местной власти.
8. Что называется бюрократией и бюрократизмом?
Литература
1. Василевич, ГЛ. Белорусское государство на рубеже веков / Г.А. Василевич. — Минск, 2006.
2. Благополучие родной земли — дело всех и каждого. Послание Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию // Сов. Белоруссия. — 2009. — 24 апр.
3. Гавриленко, В.Г. Местное управление и самоуправление / В.Г. Гавриленко. — Минск, 2005.
4.Лугвин, СБ. Государственная бюрократия в условиях социальных трансформаций / СБ. Лугвин. — Гомель, 2006.