Бюрократия и бюрократизм

Функционирование органов государственной власти осу­ществляется с помощью специального аппарата управления и основано на общественном разделении функций управле­ния и исполнения.

Управление и исполнение — особая сфера обособившейся деятельности. Она характерна для любого организованного общества, а самым эффективным ее институтом в настоящее время является бюрократический.

Термин «бюрократия» (буквально — власть конторских служащих) ввел в политический и научный оборот француз­ский экономист Винсент де Гурие (1712-1759). Бюрокра­тия (от фр. bureau — бюро, канцелярия и гр. kratos — сила, власть) — это иерархическая структура, не обладающая властными полномочиями, специализирующаяся на выпол­нении определенных управленческих и исполнительных функ­ций в процессе реализации власти теми, кому она принадле­жит. Существуют две наиболее широко известные трактовки бюрократии — Карла Маркса (1818-1883) и Макса Вебера (1864-1920), которые рассматривают как позитивные, так и негативные ее стороны.

У Вебера бюрократия — основная рациональная форма организации власти. Она пришла на смену феодальной арис­тократии. Потребность общества в рациональном бюрокра­тическом аппарате управления для решения явно выражен­ных групповых целей М. Вебер связывал с развитием «де­нежной» экономики, требующей соответствующего регули­рования со стороны государственных институтов, количест­венным увеличением и качественным усложнением решае­мых органами власти задач, концентрацией власти, превос­ходством бюрократии (по своей точности, стабильности, дис­циплине, надежности в решении административных задач, а также в деле владения техникой административной работы) над иными формами управления.

Вебер вскрыл сущность рационализма бюрократической системы управления. Бюрократия — тип организации, для которой характерно следующее: четкая управленческая иерар­хия; жесткие правила и стандарты деятельности; специали­зация и разделение труда; решение дел компетентными слу­жащими обезличено, беспристрастно, на должном професси­ональном уровне, в точном соответствии с законами и други­ми правилами; владение служащими средствами коммуни­каций и оргтехникой; уважение к чести мундира; предан­ность служебному долгу.

Бюрократия по Веберу есть категория рациональная, средство рационализации управления. Однако бюрократия одновременно и рациональная категория, и социальная.

Лучше всего социальная сторона бюрократии исследована К. Марксом.

Согласно К. Марксу, бюрократия не только является ору­дием управления, но и особой социальной группой со специ­фическими взглядами, ценностями и интересами. Не обла­дая властными полномочиями, чиновники проявляют заин­тересованность в расширении сферы своего влияния, исполь­зовании политической власти, им не принадлежащей, в соб­ственных интересах.

По замечанию К. Маркса бюрократия постоянно стремит­ся к овладению самой властью и не ограничивается выполне­нием чисто инструментальной функции. Бюрократический аппарат включен в процесс политико-административного управления. Если власть реализуется только через управле­ние, то и управление невозможно без власти. Государствен­ные служащие, забыв о беспристрастности, оказывают су­щественное воздействие на центры власти, широко исполь­зуют свои возможности в собственных интересах корректи­ровать государственные решения при их разработке, приня­тии и исполнении. Происходит тесное переплетение, слия­ние власти и бюрократии, их срастание в единую бюрократи­ческую власть. Все это превращает бюрократический аппа­рат в самостоятельную политическую силу.

Чиновничество стало прибыльной отраслью. Многие долж­ности в аппарате власти и управления стали предметом куп­ли и продажи. Продается и покупается все — информация, служебные посты, политические убеждения, честь, совесть, достоинство. Широко используются в личных интересах слу­жебная тайна, переписка с населением, ответы на его запро­сы. Аппарат управления стал формироваться по принципу личных знакомств и обязательств, личной преданности, дружбы, землячества, по связям и протекциям.

Перечисленные специфические условия функционирова­ния системы управления и исполнения и отсутствие дей­ственного контроля за ней со стороны власти и народа дела­ют возможным поставить большую часть общества и инсти­туты власти в зависимость от аппарата чиновников. Сам же бюрократический аппарат становится самовластным и авто­номным в весьма широких пределах. Подобная деформация системы управления представляет собой суть феномена бю­рократизма − такого способа функционирования аппарата управления, при котором он обслуживает не столько интере­сы общества и государства, сколько собственное благополу­чие. Бюрократизм по К. Марксу заключается, прежде всего, в потере организацией содержательной цели своей деятель­ности. Бюрократия воспринимает государство как свою кол­лективную собственность, а государственную службу — как разновидность бизнеса. «Приватизация государства», вхож­дение во власть, отправление власти, торговля властью со­ставляют суть бюрократизма.

Бюрократизму присущи такие черты, как самоуправство, произвол, волокита, консерватизм, бездушие, крючкотвор­ство, круговая порука, корпоративность, медлительность, неповоротливость, рутинность, запутанность процедур, свое­корыстие, мздоимство, склонность аппарата к постоянному росту. С точки зрения организации подобное — очевидная нерациональность. Бюрократизм — профессиональная бо­лезнь управленцев и всех управленческих органов, это поис­тине страшный враг. И в настоящее время чиновничество по­рождает различные должностные преступления, способству­ет размыванию и ослаблению государственной власти.

«Без применения экономических, социальных и полити­ческих методов вылечиться от бюрократизма нельзя», — подчеркивал английский историк Джон Актон (1834-1902).

Основные средства борьбы с бюрократизмом:

· дальнейшая демократизация и построение граждан­ского общества, что будет способствовать развитию самоуп­равления, максимизации участия граждан в управлении, по­вышению их политической культуры, организации дей­ственного контроля за аппаратом управления;

· перестройка государственного аппарата в направлении ограничения роста государства (сокращение числа государ­ственных органов, упразднение целых его структур), децен­трализация и деконцентрация власти (в том числе и коллек­тивной). Чем меньше властных полномочий общество отдает государству, тем меньше будут его размеры;

· дальнейшее совершенствование механизма сдержек и противовесов, создание новых гарантий взаимозависимости и взаимоограничения президентской, законодательной, исполнительной и судебной властей; подробное и четкое регу­лирование процедур принятия управленческих решений;

· перестройка всей системы государственной службы в направлении установления жесткого контроля как за дея­тельностью, так и за профессиональной пригодностью госу­дарственных служащих.

Тест

1.Главой государства может быть:

а) монарх; г) глава правительства;

б) президент; д) Председатель Конституционного Суда

в) глава парламента;

2. Президент Республики Беларусь является главой:

а) государства; в) государства и Правительства;

б) Правительства; г) Парламента.

3. Президент Республики Беларусь не обладает правом:

а) формирования правительства;

б) быть избранным более двух сроков;

в) роспуска Парламента;

г) назначения премьер-министра без согласия Парла­мента.

4. Парламент является органом:

а) законодательным; в) исполнительным;

б) представительным; г) судебным.

5. Акт Президента Республики Беларусь, имеющий силу за­
кона, называется:

а) указом; г) декретом;

б) директивой; д) постановлением.

в) распоряжением;

6. В Республике Беларусь законопроект становится законом
после его:

а) принятия Палатой представителей;

б) одобрения Советом Республики;

в) подписания Президентом;

г) утверждения Правительством.

7. В президентской республике состав правительства опре­деляет:

а) парламент; б) президент.

8. В функции правительства не входит:

а) разработка и реализация основных направлений внут­ренней и внешней политики;

б) разработка и исполнение госбюджета;

в) обеспечение единой государственной политики во всех
сферах жизнедеятельности общества;

г) обеспечение прав и свобод граждан, защиты интересов
государства, национальной безопасности и обороноспособ­ности;

д) принятие законов.

9. В парламентской республике правительство несет ответ­ственность перед:

а) президентом;

б) парламентом;

в) президентом и парламентом.

10. Контроль за конституционностью нормативных актов в
Республике Беларусь осуществляет:

а) Президент; в) Правительство;

б) Парламент; г) Конституционный Суд.

11. Бюрократия — это:

а) власть избираемой политической элиты;

б) власть харизматического лидера;

в) власть чиновников;

г) передача власти по наследству.

Вопросы для повторения

1.Перечислите полномочия Главы Государства в Республике Беларусь.

2. Охарактеризуйте Парламент и его структуру.

3. Перечислите полномочия Парламента и охарактеризуйте законодательный процесс.

4. Опишите правительство: его формирование, состав, структуру.

5. Назовите полномочия правительства.

6. Дайте характеристику судебной власти.

7. Дайте определение местной власти.

8. Что называется бюрократией и бюрократизмом?

Литература

1. Василевич, ГЛ. Белорусское государство на рубеже веков / Г.А. Василевич. — Минск, 2006.

2. Благополучие родной земли — дело всех и каждого. Посла­ние Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко бело­русскому народу и Национальному собранию // Сов. Белорус­сия. — 2009. — 24 апр.

3. Гавриленко, В.Г. Местное управление и самоуправление / В.Г. Гавриленко. — Минск, 2005.

4.Лугвин, СБ. Государственная бюрократия в условиях со­циальных трансформаций / СБ. Лугвин. — Гомель, 2006.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: