Взаимодействуя в борьбе за завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении, политические партии образуют партийные системы.
Партийная система есть совокупность относительно стабильных межпартийных отношений и взаимосвязей партий друг с другом, а также с государством и иными политическими институтами в процессе воспроизводства власти и ее осуществления.
Взаимодействие партий друг с другом, государством и обществом создает основу для формирования и функционирования государственных органов власти. Если государственные органы и должностные лица избираются, то в действие вступают партийные силы. Партии стремятся во власть и способны взять на себя управление государством.
Партийная система предполагает существование в стране нескольких партий с учетом их численности, организационного построения, наличия устава, программ, признанных лидеров, активности, боевитости.
Наряду с многопартийностью наличие партийной системы означает, что в стране имеет место участие партий в осуществлении политической власти. В демократических странах государство политически занято партиями и руководимо ими. Президент, парламент и правительство формируются на партийной основе.
|
|
Партийная система, кроме того, характеризуется такими признаками, как существование легальной оппозиции, опора партий на постоянный электорат, наличие противоборства или сотрудничества между партиями в предвыборной борьбе за государственные посты и депутатские мандаты. Победившие на выборах партии отправляют власть. Проигравшие (поражение партий на выборах не является ни социальным позором, ни преступлением) не теряют права бороться на следующих выборах, вновь вести агитацию в свою пользу, оказывать влияние на власть или искать справедливость в судах. Смена партий у власти — один из важных принципов демократии.
На характеристику партийной системы большое влияние оказывают также социально-политические и правовые условия деятельности партий, тип избирательной системы, парламентская или президентская модель демократии, вид политического режима, степень демократизации общества и зрелости общественных отношений, исторические и религиозные традиции и др. Все это определяет реальные возможности доступа партий к власти. Стабильная конкурентная партийная система является основополагающим принципом гражданского общества, неотъемлемым элементом его политической культуры.
В практике политической жизни наибольшее распространение получила типология партийной системы, основанная на чисто количественном критерии — числе партий, борющихся за власть. Согласно такому подходу, все партийные системы делятся на одно-, двух-, многопартийные, а также на их разновидности.
|
|
В однопартийных системах различают деспотические и демократические разновидности. В первом случае однопартийная система характеризуется монополией одной партии на власть. Правящая партия законодательно или фактически обладает значительными преимуществами, которых лишены ее оппоненты. Выборы являются безальтернативными, несостязательными. Соперничающие партии лишаются возможности участвовать в выборах, которые часто вообще не проводятся. До конца XX в. однопартийные системы подобного типа преобладали в странах Африки.
Разновидностью однопартийной системы является партийная система с доминирующей партией (система неконкурирующих партий). При наличии многопартийности и регулярных альтернативных выборов (в этом заключается отличие данной системы от предыдущей), в тот или иной период власть принадлежит только одной из партий. Она находится вне конкуренции. Например, социал-демократическая партия Швеции находилась у власти 44 года подряд, либерально-демократическая партия Японии почти 50 лет. Аналогичная ситуация сложилась в Индии в 50-80-х гг. XX в. и других странах (Сирии, Испании).
Различают также полуторапартийные системы, в которых действует коалиция, состоящая из доминирующей и близкой ей но взглядам, но менее.популярной партии.
Двухпартийная система в условиях многопартийности характеризуется наличием двух доминирующих, равноценных по популярности, конкурирующих только друг с другом партий, способных в одиночку прийти к власти и запустить механизм властвования. Эти две партии, как правило, не идеологизированы, не содержат противоположных политических интересов и целей, не нуждаются в союзе с кем-либо для достижения власти, чередуются у власти. Другие партии ощутимого влияния на политическую Жизнь не оказывают (США, Англия, Канада, Польша, Словения, Чехия, Болгария, Румыния). Разновидностью этой системы является одновременное нахождение у власти двух партий, так называемое разделенное правление, когда законодательная и исполнительная власти контролируются разными партиями, президент представляет одну партию, а парламент — другую, одна из партий господствует в нижней палате парламента, другая — в верхней (например, в 2008 г. в США республиканцы — в палате представителей, демократы — в Сенате).
Различают партийные системы, при которых каждая из двух основных партий (обе не получили на выборах более половины голосов в парламенте) вынуждена идти на блок с партией, позволяющей иметь в нем 50 % плюс один голос.
Многопартийная система предполагает наличие и чередование у власти нескольких партий, когда ни одна из них не может победить в одиночку и не в состоянии править самостоятельно. Партиям необходим союз друг с другом для реализации власти. В результате создаются коалиции в парламенте и коалиционные правительства. Многопартийная система характерна для Франции, Нидерландов, Дании, Бельгии, Австрии.
Ученые и практики расходятся в оценках, какая конкретно система предпочтительнее: с большим числом партий или бипартийная, с доминантной партией или же без нее. Единого стандарта в оценках эффективности тех или иных партийных систем не существует.