double arrow
Содержание образования по специальности «Таможенное дело»

1. Нормативно-правовое регулирование содержания обучения. Законодательство РФ определяет содержание, виды и формы высшего образования, устанавливает общие и специальные требования к содержанию образования, к его качеству, осуществляет через систему органов, управляющих образованием, контроль за содержанием и качеством образования во всех вузах страны.

Каждый абитуриент и студент должен знать, какую форму обучения он вправе избрать, как должен вуз организовать обучение и на какие знания он вправе претендовать.

2. Образовательные уровни. Они установлены Законом РФ «Об образовании». Применительно к получению профессии таможенника эти уровни таковы: высшее профессиональное образование (ст. 24); после вузовское образование, которое может быть получено в аспирантуре и адъюнктуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях (ст. 25).

При этом высшее образование может быть первичным и повторным. Граждане имеют право на бесплатное первичное, но не повторное высшее профессиональное образование.

Традиционные вузы объявляют о подготовке специалистов по специальности «Таможенное дело», не выделяя уровней бакалавра и магистра. Надо полагать, что на практике и с точки зрения требований, предъявляемых в таможенных органах и других учреждениях, высшим образованием является получение квалификации «специалист таможенного дела» после завершения полной (не разделенной на бакалавриат и магистратуру) образовательной подготовки со сдачей государственных экзаменов и получением государственного диплома.




При этом получение второго высшего профессионального образования имеет некоторые особенности по срокам и содержанию, которые также без разделения на бакалавра и магистра устанавливаются вузами в соответствии с законодательством РФ.

3. Формы получения образования. Статья 10 Закона РФ «Об образовании», ст. 6 и 8 Федерального закона «О высшем и после вузовском профессиональном образовании» предусматривают следующие формы получения образования: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная. Допускается экстернат. Однако здесь же указано, что перечни профессий и специальностей, получение которых не допускается в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната, устанавливаются Правительством РФ (в пределах его компетенции). Это значит, что для получения высшего образования допустимы все формы, если они прямо не запрещены Правительством РФ.



На практике широко распространены очная, очно-заочная (вечерняя) и заочная формы. Практикуется получение высшего профессионального образования в форме экстерната, но обычно это ограничено особыми условиями (наличие первого высшего образования, предварительное обучение и пр.).

4. Направления высшего образования. Они должны соответствовать общим требованиям и содержанию образования, установленным ст. 14, 15 Закона РФ «Об образовании». На практике выделяются несколько направлений подготовки в вузах:

а) общая подготовка специалистов таможенного дела широкого профиля, которую можно условно назвать университетско-академической;

б) подготовка таможенников широкого профиля, сориентированных на специфические области профессиональной деятельности, в частности сферу международных отношений, экономику, управление;

в) ведомственная подготовка будущих сотрудников таможенных органов, также предполагающая получение солидного таможенного образования, но сориентированного на работу в ФТС РФ, других правоохранительных системах.

Во всем мире, и в России также, постоянно ведутся споры о том, какой путь подготовки специалистов является более предпочтительным. Эта проблема не решаема, ибо по существу каждое направление имеет свои достоинства и недостатки.

Специалисты широкого профиля в начале обладают недостаточными практическими навыками, тратят определенное время на адаптацию к условиям работы, но вполне способны работать творчески, предлагать нестандартные решения, весьма полезные для обеспечения эффективности деятельности таможенника, могут достаточно легко менять область профессионального труда.

Специалисты, получившие подготовку для работы в определенной сфере, глубже знают ее, лучше владеют иностранными языками, добиваются больших успехов, но труднее адаптируются к новым задачам. Иногда их ожидания оказываются завышенными из-за сложной ситуации на рынке труда в избранной ими области.

Специалисты, получившие образование в ведомственном вузе, как правило, хорошо подготовлены к работе в этом ведомстве, имеют разнообразные навыки практического характера, включая обращение с оружием, навыки самообороны. Им дают неплохую физическую закалку, готовят к преодолению трудностей. В то же время они могут хуже ориентироваться в иных сферах работы, не столь хорошо подготовлены к смене характера труда.

Справедливость этих оценок различных направлений профессиональной подготовки зависит от самого студента (курсанта или слушателя).

В целом все вузы осуществляют подготовку по основным дисциплинам, т.е. основному курсу, содержание которого должен усвоить любой человек, претендующий на диплом специалиста таможенного дела; по дисциплинам специализации, которые включают в себя спецкурсы, иные способы преподавания, на основе которых происходит углубление и дополнение знаний, входящих в основной курс (наиболее распространены специализации: Таможенные платежи и валютный контроль; Товароведение и таможенная экспертиза; Таможенная логистика); по фундаментальным дисциплинам, в частности философии, психологии, социологии, экономике и др., владение которыми необходимо каждому специалисту таможенного дела.

В специализированную профессиональную подготовку таможенников включаются дополнительные дисциплины, отражающие специфику будущей сферы деятельности, например цикл дисциплин, в которых изучается административная и оперативно-розыскная деятельность сотрудников таможни, психология работы с отдельными группами населения, либо дисциплины, посвященные экономике зарубежных государств, зарубежному таможенному праву и др.

Таким образом, каждый соответствующий государственным требованиям вуз в принципе дает подготовку, необходимую специалисту таможенного дела и достаточную для того, чтобы он после получения государственного диплома мог работать в таможенных органах, где используются профессиональные знания.

Различия между направлениями профессионального образования фиксируются главным образом по таким результатам подготовки:

а) больше теоретической глубины и эрудиции - больше практических навыков (идеал состоит в сочетании этих качеств, но достижим он не всегда);

б) равная подготовка к различным видам работы и соответственно к работе на различных должностях - углубленная подготовка к какой-либо одной работе;

в) ориентация на деятельность в государственных органах - ориентация на деятельность в негосударственных органах, коммерческих или некоммерческих;

г) увлечение общетеоретическими гуманитарными дисциплинами - интерес к отраслевым дисциплинам, преимущественно чисто практической направленности;

д) ориентация на научную либо преподавательскую деятельность в сфере таможенного права - ориентация на практическую работу.

Разумеется, преподаватели вуза стремятся обеспечить наиболее оптимальное сочетание приведенных противоречивых целей. Но никогда нельзя достичь положения, при котором все цели образования будут достигнуты в одинаковой степени.

Отсюда противоречие между студентами, преподавателями и практиками. Студенты считают обычно, что они перегружены ненужной информацией; преподаватели полагают, что студенты усваивают мало совершенно необходимой теоретической информации; практики (часто вместе со студентами) жалуются на отрыв образования от практических потребностей и на неподготовленность к практической работе.

Это вечные проблемы. Они обсуждаются едва ли не в каждой стране, где есть высшее образование.

5. Сведения о перечне дисциплин, изучаемых в вузе. Этот перечень определяется государственным образовательным стандартом, а учебный план представляет собой перечень дисциплин, изучаемых в вузе, содержит в себе виды занятий и количество часов. Учебные планы основываются на государственных общеобразовательных программах (ст. 9 Закона РФ «Об образовании») и стандартах (ст. 7), которые, собственно говоря, и устанавливают содержание программ.

Но именно учебные планы определяют содержание подготовки специалистов таможенного дела. Дело в том, что государственный общеобразовательный стандарт устанавливает обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по направлению «Таможенное дело», а для этого вводит распределение изучаемых дисциплин по нескольким циклам: общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин; общепрофессиональных обязательных дисциплин; специальных дисциплин, устанавливаемых вузом по выбору студента; специальных дисциплин, устанавливаемых вузом, а также дополнительные виды подготовки (военное дело и т.п.); факультативные, т.е. необязательные дисциплины.

Государственный общеобразовательный стандарт дает перечень только первого и второго циклов. Перечень дисциплин остальных циклов определяется самим вузом.

Студент должен в итоге знать, что в процессе обучения ему придется освоить группу ведущих дисциплин, т.е. теорию государства и права, конституционное и административное право, таможенное право, гражданское право и гражданский процесс, уголовное право и уголовный процесс, трудовое и хозяйственное право. Это - основа образования. И это должен знать каждый студент. Остальные дисциплины - развитие названных, а оценка их самостоятельности и автономности для процесса образования значения не имеет.

6. О выборе специализации. Эта проблема осложняется перспективой будущего поиска места работы, соответствующего интересам и возможностям студента. Сейчас во многих вузах, особенно новых, рекламируются различные экзотические специализации. Действительно реальными, т.е. имеющими разработанную научно-методическую основу, все-таки следует считать традиционные специализации: Таможенные платежи и валютный контроль; Товароведение и таможенная экспертиза; Таможенная логистика.

На их основе возможна еще более узкая специализация. Выбирая специализацию, студенты должны понимать, что чем уже специализация, тем сложнее реализовать ее на рынке труда. Правда, работодатели могут специализацию просто проигнорировать и оценивать подготовку по основным курсам (наряду, разумеется, с личностью выпускника).

7. Смысл изучения студентом учебного плана. Достаточно полное представление об учебном плане, его содержании и принятой в вузе последовательности преподавания учебных дисциплин поможет студенту правильно воспринимать цели и содержание каждой дисциплины, ее значение для профессиональной подготовки и возможности ее использования на рынке труда.

Существенно важным для ориентации студентов было бы обязательное чтение вводного курса основ профессиональной деятельности. В конечном счете это поможет целеустремленно готовить себя к трудной, но привлекательной профессии специалиста таможенного дела.


[1] Дефиниции – определения понятия.

[2] Конклюдентная форма декларирования – устная форма, без подачи письменной декларации; совершение действий (проход физического лица через специально обозначенное место - «зеленый коридор»), свидетельствующих о том, что в ручной клади и сопровождаемом багаже физического лица не содержится товаров, подлежащих декларированию в письменной форме.

[3] 12 декабря 2008 года в Москве прошло заседание межгосударственного совета стран ЕврАзЭС. На заседании было принято решение о приостановлении членства Узбекистана в ЕврАзЭС по просьбе Президента этой страны Ислама Каримова.

[4] По материалам сайта: bse.sci-lib.com.

[5] По материалам сайта: customs.ru.

[6] При расчетах использовался «советский» курс рубля к доллару — 6/1 и текущий курс — 31/1.

[7] В настоящее время таможенные органы РФ используют официаль­ные бланки документов, утвержденных ФТС России, но исходя из не­которых положений ТК таможенного союза (например, п. 5. ст. 115, п. 7 ст. 116, п. 7 ст. 117 ТК таможенного союза) в самое ближайшее время они должны быть заменены на бланки, утвержденные Комиссией таможен­ного союза.

[8] Кулишер М. Очерк истории русской торговли. М., 1923. С. 69.

[9] Устав таможенный / под ред. С. С. Антонова, Л. В. Добротина. СПб., 1905. С. 146.

[10] Аристов Н. Я. Промышленность Древней Руси. СПб., 1866. С. 207.

[11] Кумыкин П. Н. Практика таможенного дела. М, 1927. С. 23—28.

[12] По материалам сайта: customs.ru.

[13] Аристов Н. Я. Промышленность Древней Руси. СПб., 1866. С. 207.

[14] По материалам сайта: tsouz.ru.

[15] Мовчан И. И., Мовчан Е. И. Таможенные вопросы в деятельности российских предпринимателей : практ. руководство. М., 1996. С. 80.

[16] Кумыкин П. Н. Практика таможенного дела. С. 65.

[17] По материалам сайта: tsouz.ru.






Сейчас читают про: