Джива Госвами

Нам нужно еще обязательно сказать о Дживе Госвами.

Джива Госвами является олицетворением духа проповеди. Среди всех шести Госвами он считается наиболее последовательным проповедником. Он принял вахту от Рупы и Санатаны Госвами и возглавил всех вайшнавов Вриндавана после их ухода. Именно он упорядочил философское наследие Шри Чайтаньи Махапрабху. Он оставил после себя огромное литературное наследие – более 400 000 санскритских стихов. Современники почитали его как величайшего философа во всей индийской истории. Известно высказывание Шрилы Прабхупады на этот счет: “ вайшнавы значительно превосходят выдающихся философов мира, но Шрила Джива Госвами Прабху – первый среди них”.

Именно Джива Госвами начал организованную проповедь учения Шри Чайтаньи. Он обучил Шриниваса, Нароттаму и Шьямананду основам теологии вайшнавизма и благословил их на проповедь, сказав им знаменитые слова: "Идите и рассказывайте людям обо всем, чтобы это сокровище, которое принес Господь Чайтанья, не оставалось здесь во Вриндаване. Оно принадлежит всему миру”.

Джива Госвами был племянником Рупы и Санатаны Госвами. Его возвышенная природа была видна с самого рождения. Учителя не могли его ничему учить, потому что как только они говорили “а”, он тут же говорил “я”, то есть все то, что должно было прозвучать дальше. В три года он знал уже в совершенстве санскрит. Была лишь одна проблема, которая мешала ему учиться. Он постоянно погружался в воспоминания о Радхе и Кришне, и ничто не могло вывести его из этих воспоминаний.

У него были Божества Кришны и Баларамы. С самого раннего детства он служил им. В 17 лет он решил уйти из дома и придумал для этого предлог, что ему нужно изучать "Веданта-сутру" в Навадвипе. В Навадвипе он встретился с Господом Нитьянандой. Мы рассказывали уже об этом выше. Господь Нитьянанда провел его по Навадвипе и, раскрыв секрет попадания во Вриндаван, дал ему наставления, чтобы он, не мешкая, отправился прямиком во Вриндаван.

Придя во Вриндаван, Джива Госвами стал служить своему дяде Рупе Госвами. Позже тот принял его как своего ученика и дал ему посвящение. Однако до этого с Дживой Госвами случилась одна история.

Однажды к Рупе Госвами пришел один почтенный санньяси Валлабхачарья, которого очень уважали во Вриндаване. Рупа Госвами писал в это время “Бхакти–расамрита-синдху”, и он дал ему свою рукопись, чтобы тот ознакомился с ней. Валлабхачарья стал читать ее и дошел до стиха, в котором Рупа Госвами говорит, что желание мукти (освобождения) подобно пишачье (ведьме), потому что оно лишает человека покоя, и поэтому преданные боятся его и гонят от себя его прочь. Когда Валлабхачарья прочитал этот стих, он нахмурился и сказал Рупе Госвами:

– Ты называешь мукти, которому поклоняются тысячи людей в Индии, пишачьей, ведьмой. Это оскорбление по отношению к мукти. По-моему, ты слишком далеко зашел в своем фанатизме. Я бы советовал тебе изменить этот стих.

И он предложил Рупе Госвами способ, как это можно было сделать.

Джива Госвами обмахивал в это время Рупу Госвами чамарой. Когда он услышал это, то стал пунцовым от обиды за своего духовного учителя. Но Рупа Госвами смиренно ответил:

– Спасибо тебе большое, ты очень правильно все исправил. Если бы не ты, я бы совершил ужасную ошибку.

Некоторое время еще разговор продолжался, после чего Валлабхачарья пошел на Ямуну совершать омовение. На берегу, он выполнил различные ритуалы, после чего вошел в воду и стал омываться. В это время на берег выскочил Джива Госвами и, обращаясь к Валлабхачарье, стал быстро-быстро говорить:

– О великий ачарья, я знаю, что ты – великий ачарья, но, по-моему, ты дал промашку, потому что мой дядя – великий знаток науки бхакти, и он знает, что пишет.

Он стал объяснять растерянному Валлабхачарье, который в это время стоял в Ямуне, и не знал, что ему делать, то ли омываться, то ли слушать Дживу Госвами, что на самом деле Рупа Госвами не оскорбил мукти, потому что он назвал не мукти ведьмой, а назвал ведьмой желание мукти. Именно это желание действительно является ведьмой, – объяснял Джива Госвами, – потому что когда оно входит в сердце человека, то лишает его покоя и не дает ему возможности испытать вкус бхакти-расы.

Валлабхачарья, выслушав скороговорку Дживы Госвами, задумался. После некоторой паузы он сказал:

– Пожалуй, ты прав. Он действительно не оскорбил мукти.

Услышав это, Джива Госвами радостно закричал:

Да, да, да! Об этом я тебе и говорю! И ты все испортил, потому что стих до исправления был гораздо лучше!

Валлабхачарья, чувствуя свою вину, отправился тогда к Рупе Госвами, так и не закончив своего омовения.

У тебя очень мудрый племянник, – сказал он, обращаясь к Рупе Госвами, – потому что он лучше меня понимает бхакти. Он пришел ко мне и все мне объяснил. Я теперь понимаю, что зря тебя поправил. Ты, пожалуйста, исправь все обратно.

Рупа Госвами, смиренно согласился и с этим, но внутри при этом он страшно разгневался. Когда Валлабхачарья ушел, он позвал Дживу Госвами и сказал ему:

– В тебе живет ложное эго, и оно заставляет тебя гордиться собой. До тех пор пока хоть кроха его присутствует в твоем сердце, тебе не место во Вриндаване. Уходи отсюда и не возвращайся до тех пор, пока не избавишься от своего эгоизма.

Джива Госвами, повинуясь своему духовному учителю, отправился в Матхуру. По дороге он думал: "Мой гуру всегда прав. Если он говорит, что в моем сердце живет гордость, значит она действительно там есть, и я должен вытравить ее оттуда”. Целый год он прожил в крокодильей норе недалеко от Матхуры, питаясь изредка лишь тем, что приносили, сжалившись над ним люди, и храня обет молчания. Он превратился просто в скелет. Когда Санатана Госвами увидел его в таком состоянии, он стал плакать. Он побежал к Рупе Госвами и стал обвинять его:

– Ты проповедуешь учение Чайтаньи Махапрабху, но при этом сам отклоняешься от Его учения!

Рупа Госвами удивленно спросил его:

– Но в чем я отклонился? Объясни мне, пожалуйста.

Тогда Санатана Госвами попросил, чтобы он рассказал ему суть учения Чайтаньи Махапрабху.

Рупа Госвами стал излагать ее и, в конце концов, дошел до принципа джива дойа, который говорил о милости ко всем живым существам. Когда он объяснил этот принцип, Санатана Госвами прервал его и спросил:

– А как насчет нашего Дживы? Ко всем живым существам ты проявляешь милость, а наш Джива в это время живет в крокодильей норе, и один скелет остался от него. Позови немедленно его обратно!

Рупа Госвами был вынужден выполнить наставления своего старшего брата.

Некоторые из-за этого случая пытаются осудить Дживу Госвами, утверждая, что ему надлежало быть более смиренным, однако возвышенные вайшнавы понимают, что это была игра, в которой Джива Госвами хотел показать, что, только имея абсолютно чистое сердце, лишенное какой-либо примеси гордости и самомнения, можно находиться во Вриндаване.

Рупа и Санатана Госвами заложили основы практики сознания Кришны, написав свои труды. Джива Госвами стал тем Госвами Вриндавана, который положил начало распространению сознания Кришны. Интересно, что храм Радха-Дамодара, из которого началось распространение сознания Кришны, Джива Госвами построил на Севакундже. Севакунджа – это место, в котором Кришна уединялся со Шримати Радхарани. В Севакундже Кришна служил Шримати Радхарани, исполняя Ее самые сокровенные желания. Таким образом, Севакунджа олицетворяет собой место, в котором Кришна служит своим преданным. И именно в этом месте Джива Госвами построил храм Радха-Дамодара.

Сохранились сведения, что шесть Госвами встречались в Радха-Дамодаре, обсуждая как распространить сознание Кришны. В восточном крыле храма находится комната, где в течение шести лет перед поездкой в США жил Шрила Прабхупада. В эти годы он написал три первых тома своих переводов и комментариев к “Шримад-Бхагаватам”. Вдохновляемый Дживой Госвами и Рупой Госвами, чьи самадхи находятся во дворе храма, он обдумывал свою проповедь на западе и здесь же принял решение отправиться в США.

Рассказывают историю, как Радха-Дамодара появился на свет. Сначала Он пришел во сне к Рупе Госвами и сказал ему:

– Я хочу, чтобы Джива Госвами служил Мне. Я истосковался по его служению.

Рупа Госвами, не понимая, где находится Радха-Дамодара, спросил Его:

– Где Ты?

На что получил ответ:

– Я у тебя в уме.

Проснувшись, он по памяти сделал Божество Радха-Дамодары и передал Его Дживе Госвами, рассказав историю, как Он пришел к нему. Так Джива Госвами стал поклоняться Радха-Дамодаре.

Их сокровенную привязанность друг к другу раскрывает один эпизод. Когда Джива Госвами в первый раз стал подходить к Божеству, Радха-Дамодара заиграл на Своей флейте. Как загипнотизированный Джива Госвами приближался к Радха-Дамодаре, и когда он подошел, Тот прекратил играть. Зачарованный Джива Госвами смотрел на Божество. Неожиданно Радха-Дамодара сказал:

– Что смотришь? Я кушать хочу!

И Джива Госвами бросился готовить для Него. Когда подношение было готово, Джива Госвами принес его и предложил Радха-Дамодаре. Тот на глазах у Дживы Госвами съел все, что он приготовил. Так их общение продолжалось и дальше.

Шрила Прабхупада говорил, что некоторые вайшнавы считают самым высшим местом во Вселенной Радха-кунду, но что же касается меня самого, то я считаю самым высшим местом во Вселенной храм Радха-Дамодары, потому что самадхи Дживы Госвами и Рупы Госвами находятся в нем. Почему Шрила Прабхупада говорил так? Ответ прост. Чтобы проникнуть в сокровенную суть лил Кришны, нам необходимо служить Рупе Госвами, Дживе Госвами и всем другим Госвами Вриндавана, которые из сострадания ко всем обусловленным душам несут миру послание Шри Чайтаньи Махапрабху.

Но что значит, служить Госвами Вриндавана? Это значит следовать их наставлениям и участвовать в проповеди сознания Кришны, прикладывая к этому все свои силы. Но это также означает, что мы должны защищать их учение. От кого? От корыстных желаний, которые живут в сердцах людей, и которые стремятся замутнить чистое послание любви. И эти желания, прежде всего, живут в нашем сердце.

Когда мы проповедуем послание Госвами Вриндавана, мы проповедуем, прежде всего, самим себе, давая самим себе возможность слышать чистые смыслы, чистые ценности, точные и правильные философские объяснения вечных истин. В проповеди, донося до других учение Госвами Вриндавана, мы сталкиваемся с вожделением, жадностью, гневом, которые находятся в их сердцах, и одновременно мы сталкиваемся с теми же анартхами, которыми заполнено наше собственное сердце. И в этом столкновении важно сохранить чистоту учения, важно не позволить корысти, которая правит бал в этом мире, исказить его. Это самый главный наш долг перед Госвами Вриндавана. Он состоит в том, скажем это еще раз, чтобы нести людям их послание и защищать его чистоту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: