Манджари-бхава

Стоит отметить еще один вклад, который внесли Госвами Вриндавана в нашу сампрадаю и не только в нее. Это манджари-бхава. Манджари-бхава – это самое высшее духовное настроение. Упоминания о нем нет ни в каких ведических писаниях. Более того, само это слово манджари в том смысле, в каком его употребляли Госвами Вриндавана, нигде не встречается.

Манджари – это особые гопи, девушки-наперстницы Радхарани, которые любят Ее больше чем Кришну. Они настолько поглощены любовью к Шримати Радхарани, что им нет никакого дела до Кришны. Они пришли сюда как Госвами Вриндавана, чтобы открыть нам самые сокровенные истины.

Однажды Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, который также в своей сварупе является манджари, пришел с группой своих учеников на берег Радха-кунды, и они увидели, как какой-то вайшнав обходит Радха-кунду, делая дандаваты. Ученики стали восхищаться:

– Как он любит Шримати Радхарани! Как он любит Кришну!

Неожиданно Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур их прервал:

– Этот человек любит Шримати Радхарани только потому, что Ее любит Кришна, и поэтому он поклоняется Ей. Мы любим Кришну, потому что Его любит Шримати Радхарани. Если бы Шримати Радхарани не любила Его, мы тоже бы не любили Его.

Такое настроение в манджаре-бхаве. Это настроение служения Шримати Радхарани, радха-дасья. Все Госвами Вриндавана в своей вечной сварупе являются такими служанками Шримати Радхарани. Чтобы понять степень их верности Госпоже своего сердца, стоит вспомнить одну историю.

К Рагхунатху дасу Госвами каждый день приходил человек, который приносил ему пахту. У Рагхунатха даса Госвами, как мы уже говорили, был обет пить в день одну чашечку пахты. Причем, мера того, сколько он пил, определялась размером чашечки, которые во Вриндаване делают из листьев дерева терркадамба. Однажды этот человек подумал: “Бедный бабаджи, пьет только одну чашечку пахты. Ему явно этого мало. Нужно сделать для него чашечку побольше”. И он отправился на поиски листьев, которые были бы больше по размеру. В конце концов, в одной деревне он нашел то, что искал. Обрадованный он собрал листья и на следующий день пришел к Рагхунатху дасу Госвами. Дрожащей рукой, желая угодить садху, он протянул ему новую, более большую чашку, наполненную пахтой.

Рагхунатх дас Госвами подозрительно посмотрел на нее и спросил:

– Откуда ты взял такой большой лист?

– Я нашел дерево терркадамба с такими листьями, оно растет в Сакхистале.

Сакхистал – это деревня Чандравали, соперницы Шримати Радхарани.

Рагхунатха дас Госвами весь покраснел, потом схватил чашку, бросил ее на пол и стал топтать. Человек не понял, что происходит, он был просто в шоке. Когда Рагхунатха дас Госвами немного пришел в себя, он стал кричать на этого человека:

– Как ты смел предложить мне пахту в чашке, сделанной из дерева, которое растет в Сакхистале! Я не хочу ничего общего иметь с этими гопи!

Такова верность, которую культивируют манджари по отношению к Шримати Радхарани. В этой верности и готовности служить Радхарани их любовь к Кришне является такой чистой, что они являются единственными, кто может находиться вместе с Радхой и Кришной, когда Они находятся наедине друг с другом. Даже Лалита и Вишакха, ближайшие подруги Радхарани, не имеют права находиться там.

Шримати Радхарани однажды сказала:

– Когда Я хочу узнать, сержусь Я или радуюсь, то Мне не нужно для этого смотреть в зеркало. Мне нужно посмотреть на моих подруг манджари.

На их лицах все, что чувствует Радхарани. Все, что испытывает Она, они испытывают в сотни тысячи раз сильнее. Если Радхарани грустит, то все манджари погружены в скорбь. Они могут быть вдалеке, они могут даже не знать, что происходит с Ней, но они настолько привязаны к Ней, что чувствуют все, что чувствует она. Поэтому та любовь, которую испытывают манджари, сравнима с любовью Шримати Радхарани. Лалита и Вишакха, другие гопи не достигают этой любви.

Верность – это возвышенное духовное качество. Его очень ценит Кришна. И Госвами Вриндавана учат нас этому своим примером. Мы тоже, смотря на них, должны стремиться культивировать его у себя.

Каждый из Госвами Вриндавана в своей вечной форме является манджари. Янчан Госвами, один из последователей Чайтаньи Махапрабху описал каждую из этих манджари. Каждая из них имеет свой возраст, свою одежду, свое служение в духовном мире. Все это называется экадаша-бхава или одиннадцать настроений.

Интересно задать вопрос: какой смысл в том, что когда называется возраст Рупы Манджари (Рупы Госвами), то говорится, что ей тридцать лет, шесть месяцев и один день? Или когда, например, говорится, что Каустури Манджари (Кришнадас Кавирадж Госвами) носит одежду цвета горного хрусталя? Дело в том, что все эти детали не являются какими-то внешними вещами, они полностью выражают настроение, в котором прибывает та или иная манджари. Например, возраст. Мы знаем, что в разном возрасте люди ведут себя по-разному. Точно также у каждого из нас в нашей вечной духовной форме (сиддха-деха) есть определенный возраст, который обозначает определенное настроение. Поэтому, когда упоминается возраст манджари, то имеется в виду тот внутренний дух, который она несет.

И точно также с одеждой. Одежда – это опять же определенное настроение. Как например, когда Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур дал свой обет повторить в Маяпуре один миллиард Святых Имен, он с утра до вечера повторял джапу, жил в хижине и носил одежду зеленого цвета. Зеленый цвет – это цвет разлуки с Кришной. Это не означает, что мы должны это имитировать и переодеваться во все зеленое. Но на высоких уровнях сознания все имеет значение, даже мельчайшие детали, потому что они определенным образом формируется наше внутреннее сознание.

Манджари-бхава является высшей бхавой, высшим отношением с Господом, которого можно достичь. Все великие ачарьи нашей Гаудия-сампрадаи, начинающейся с Рупы Госвами, имеют эту форму манджари: Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, Бхактивинода Тхакур, Вишванатха Чакраварти Тхакур – все они являются манджари.

Однажды с Вишванатха Чакраварти Тхакуром произошла следующая история. Он жил на Радха-кунде и проповедовал паракию-расу. Он утверждал, что самая высшая раса с Кришной – это паракия, отношения двух возлюбленных, которые не скреплены узами брака. И смарта-брахманы, страшно на него негодовали за такое, как они считали оскорбление Бога. Но они ничего не могли доказать ему. В конце концов, они решили применить последний аргумент – они решили его убить. Они спрятались в кустах в том месте, где он обычно проходил, и стали ждать. Наконец Вишванатха Чакраварти Тхакур появился вдалеке, но тут же исчез, и там, где они заметили его, осталась только маленькая девочка. Она пела, собирала цветы и никуда не торопилась. Смарта-брахманы, ничего не понимая, вышли из засады, подошли к ней и спросили:

– Ты не видела Чакраварти пада?

– Нет.

– А ты кто? Где ты живешь?

Девочка охотно рассказала, что живет в Дьявати, что хозяйка послала ее собирать цветы и теперь ждет ее. И вдруг она превратилась в Вишванатха Чакраварти, который сказал:

– Если вы хотите меня убить, то можете это сделать, но только ответьте на три вопроса.

Где живет Кришна?

– В Нандаграмме, - ответили растерянные брахманы.

– Где живет Радха?

– В Варшане.

– А какая деревня находится между ними?

– Санкет.

– Ну вот, подумайте сами, если бы Радха была замужем за Кришной, а Кришна был бы женат на Радхе, то почему тогда Они тайком встречаются в Санкете? Почему им нужно тайком убегать в эту деревню, которая находится между Нандаграммом и Варшаной?

Брахманы, осознав возвышенное положение Вишванатха Чакраварти, упали ему в ноги и со слезами просили простить их за нанесенное оскорбление.

Манджари в духовном мире совершают очень простое служение. Но главное не то, что они делают, а как они это делают. Настроение любви, в котором они служат, делают их преисполненными необычайного блаженства.

Когда нам скажут, что Каустури Манджари каждый день в духовном мире делает сандаловую пасту и наносит ее на Радху и Кришну, то нам может показаться: как скучно каждый день в вечности делать сандаловую пасту. Но в духовном мире нет скуки, потому что там царит любовь. Эта любовь достигает такой силы и интенсивности, что внешние события перестают значить что-либо сами по себе. Они полностью подчиняются этой энергии любви.

Поэтому, когда Радха видит Кришну, а Кришна видит Радху, или когда манджари делают что-то, это происходит как будто в первый раз. Когда Радха видит Кришну, Она думает: "Я никогда раньше не видела такого красивого юношу! Откуда он взялся?” А Кришна, когда встречает утром Радху, думает: "Откуда она взялась такая красивая?” Как будто ничего и не было до этого.

Так служат манджари в духовном мире. Но когда они приходят сюда как Госвами Вриндавана, то их служение здесь заключается в том, что они проповедуют. Они приходят сюда, чтобы показать высший дух служения, чтобы объяснить нам, как мы можем достичь того же.

Концепция Абсолюта, которая представлена в писаниях Госвами – это самая прекрасная концепция. Если мы возьмем любую религиозную или философскую традицию, то нигде не найдем ничего близкого, что можно было бы сравнить с писаниями Госвами Вриндавана. Красота того, о чем они говорят, совершенно неотразима. Но для того, чтобы нам действительно приблизиться к ней, чтобы войти в ее мир и ощутить на вкус эту манджари-бхаву, нам нужно проповедовать. Такая интересная логическая связь. Для того чтобы ощутить желание служить Господу, которое испытывают манджари, нужно служить Ему, проповедуя Его славу. Кто-то из западных философов сказал, что единственное, что мы не можем, это заставить себя желать. Но метод сознания Кришны дает возможность человеку развить в себе нужное желание. Это ачинтья, непостижимое… Это нужно принять таким, какое оно есть. И приняв это, нужно просто идти к людям и рассказывать им об играх Радхи и Кришны, и тогда удивительный мир манджари-бхавы постепенно раскроется в нашем сердце.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: