Российский союз мукомольных и крупяных

ПЕРВОЕ РОЖДЕНИЕ СОЮЗА МУКОМОЛОВ
 

Бурное перевооружение мукомольной промышленности России во второй половине XIX века ускорило развитие капитализма в стране. Если до 1861 года (ликвидация крепостничества) число паровых мельниц в России было менее 100, то через 30 лет их стало более 800. Научно-технический прогресс позволил значительно расширить ассортимент и улучшить качество муки, обеспечить достаточные объемы её производства.


В России в 80-90-х годах XIX века создалась благоприятная ситуация для объединения в союз торгово-промышленных организаций мукомольной промышленности, которая была одной из наиболее организованных и развитых. Этому способствовало наличие большого числа производств, выпускающих однотипную продукцию. Кроме этого на объединительные процессы влияли непростые торговые отношения с основными Европейскими странами, жесткая конкурентная среда из-за падения цен на муку и зерно, другие обстоятельства, диктуемые свободным рынком. Самостоятельно выжить в такой ситуации предприятия не могли. Производственная деятельность и развитие требовали объединения усилий предприятий и их координации в масштабе всей страны.

В этих целях мукомольное сообщество в тесном взаимодействии с Царским Правительством стало проводить всероссийские съезды мукомолов. Первый такой съезд состоялся в 1888 году в г. Москве. На нем в числе других обсуждался вопрос о целесообразности создания постоянного аппарата сообщества, который бы работал в периоды между съездами. На II Всероссийском съезде мукомолов в январе 1895 года эту проблему удалось решить. Всероссийское объединение мукомолов, как официально признанный Союз, получило утверждение Высочайшей властью, и в декабре 1896 года на IV съезде был избран постоянно действующий исполнительный орган Союза – Совет съездов мукомолов. На него были возложены функции: по защите общих интересов мукомолов в правительственных и частных учреждениях; заботе о правильной постановке мукомольного дела в России; технического совершенствования; организации выставок различных сортов муки и стремления к выработке определенных марок русской муки, соответствующих требованиям заграничных рынков.

  Совет состоял из представителей от 14 мукомольных районов России, на которые условно была разделена страна. В последствии структура Союза совершенствовалась. Кроме всероссийских съездов периодически проводились съезды мукомолов (собрания) по районам и губерниям страны. Для работы в период между съездами (собраниями) на районном и губернском уровнях создавался небольшой аппарат. В Союз входили практически все товарные мельницы России (по данным переписи 1909 года насчитывалось 1500 крупных и средних предприятий). Членские взносы съезды определяли сами. Однако предприятия платили их согласно решению Министерства финансов России в обязательном порядке. Размер взносов зависел от суточной производительности мельниц, которые подразделялись на 7 категорий. На Съездах и Советах рассматривались самые разные вопросы: о налогах и сборах на мельницы; о кредитах; об изменении законов (о несостоятельности и др.); о страховании; об отмене 1% усушки зерна при перевозке; о зачислении муки в группы, подлежащие срочной отправке; о субсидировании мукомольных школ; о продолжительности рабочего времени; об устройстве пристаней и улучшении водных путей; об устройстве хлебных бирж; о строительстве железнодорожных путей к предприятию; о таможенных пошлинах; об изменении тарифов и условий перевозок зерна и муки; о завозных железнодорожных складах; о законодательстве по экспорту муки, о введении в круг обязанностей русских консулов содействия заграничной торговле мукой; о конъюнктуре цен на зерно и муку; о ценообразовании на уголь и лес; об издании печатного органа и множество других актуальных вопросов.
До 1915 года всероссийские съезды мукомолов проводились каждые 2-3 года. Всего было проведено 12 съездов, которые сыграли исключительно важную роль не только в области мукомольно-крупяной промышленности, но и в развитии многих смежных отраслей.
После 1917 года прежние формы сообщества российских мукомолов были ликвидированы. Лишь в период НЭПа до 1926 года мукомолы провели еще 4 съезда. Подытоживая деятельность российских мукомолов на первом этапе своей истории можно сделать вывод о том, что члены сообщества по аналогии со структурами власти и во взаимодействии с ней строили свою организацию по принципу пирамиды. При этом стратегия организации разрабатывалась наверху, а эффективность в значительной мере достигалась взаимодействием Сообщества (совета, съездов) с властью, чаще всего за счет нужных решений власти, инициируемых сообществом. Вместе с тем, основа рыночных механизмов разрабатывалась и применялась самими товаропроизводителями – мельницами и союзом мукомолов в целом, а губернские и районные съезды решали более мелкие проблемы на своем уровне.
ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ СОЮЗА МУКОМОЛОВ РОССИИ
 

Изменения наступившие в 90-х годах XX века, когда распались прежние экономические связи, возник неорганизованный рынок сырья и продукции, появилась необходимость в кооперации и объединении предприятий для защиты своих интересов и осуществления представительства сообщества мукомолов на всех уровнях власти. Появилось новое содружество мукомольных и крупяных предприятий, которое строилось на опыте мукомольного сообщества в дореволюционной России. В ноябре 1991 года мукомолы страны образовали «Товарищество российских мукомолов». Президентом Товарищества был избран В.И. Ефремов – вице-президент ОАО «ФКК «Росхлебопродукт», бывший заместитель Министра хлебопродуктов РСФСР. Вице-президентами Товарищества были избраны В.А. Бутковский – ректор Института перерабатывающей промышленности и И.П. Косов – бывший начальник Главмуки. Такая форма корпоративной организации устраивала мукомольное сообщество до тех пор, пока не потребовалось привести организационно-правовую форму в соответствие с новым Гражданским кодексом Российской Федерации и ФЗ «О некоммерческих организациях».

 
В мае 2000 года по инициативе руководителей 47 предприятий и организаций отрасли был учрежден и зарегистрирован в установленном порядке Российский Союз мукомольных и крупяных предприятий. Эта дата официально считается днем рождения нового Союза. Первым Президентом Союза избран В.И. Ефремов.
 
В 2001 году Союз возглавил профессор В.А. Бутковский, ректор Международной Промышленной Академии, заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации. С его именем связаны новые крупные шаги в деятельности Союза, особенно в расширении состава, его структурного совершенствования, в области научно-технического прогресса, развития и стабилизации рынка муки и крупы, переподготовки и повышения квалификации кадров, расширения и укрепления связей с регионами и международными организациями, взаимодействия с органами власти, и со смежными союзами. Большая роль в становлении Союза принадлежит И. П. Косову, руководителям ОАО «Росмука» А.И. Гуревичу и Е.Г. Тюрину, руководителям мукомольно-крупяных предприятий Л.Н. Маркиной, А.Ф. Бедареву, В.А. Бурау, С.В. Коломенскому, В.А. Алешину, А.И. Гладкову, Е.В. Стрелкову, а также Я.Л. Грачу, С.Н. Старовойтову и многим другим специалистам отрасли. С мая 2005г. по апрель 2011г. Союз возглавлял А.И. Гуревич – генеральный директор ОАО «Росмука», заслуженный экономист Российской Федерации, а с апреля 2011г. он избран Председателем Правления Союза. С апреля 2011г. Президентом Союза избран С.В. Коломенский - генеральный директор ЗАО "Институт перерабатывающей промышленности", кандидат экономических наук. В настоящее время Союз объединяет мукомольные и крупяные предприятия, перерабатывающие мощности которых составляют более 67% от всех мощностей в стране и является одним из наиболее крупных, авторитетных и динамично развивающихся Союзов российского агропромышленного комплекса. У него хорошие связи с Минсельхозом России, Минэкономразвития России, Минпромнауки России, ТПП РФ, Общественной палатой РФ, АССАГРОС и МПА. Союз является организатором и участником всех наиболее крупных мероприятий и акций, проводимых совместно с другими Союзами АПК. Обладая опытом самоорганизации и самоуправления, сообщество мукомолов легче других отраслей и с наименьшими потерями перенесло переходный период российской экономики. Несмотря на огромную экспансию субсидируемых зарубежными странами иностранных товаров, уровень обеспечения страны собственной мукой и крупой не опускался ниже 95%. Для легкотранспортируемой продукции повседневного спроса – это большое достижение. Более того, продолжая дореволюционные традиции Российского Союза мукомолов, Союз проводит политику экспорта муки и крупы. Правление Союза постоянно отслеживает положение на рынке зерна, муки, крупы и другой продукции, четко реагирует и сигнализирует об изменениях и прогнозах конъюнктуры, новом законодательстве, финансовой и ценовой ситуации. Предметом постоянной заботы Союза является техническое перевооружение предприятий. Падение производства, налоговый пресс оставляют мало средств для обновления основных фондов. Однако ведется и новое строительство, реконструкция мельниц и крупозаводов. Значительное внимание уделяется кадрам. Правление Союза контролирует ход подготовки специалистов высшего и среднего уровней, рабочих всех профессий. Организует различные мероприятия и деловые встречи, создает условия для повышения квалификации руководителей и специалистов. Ведет работу по их поощрению. Из более чем векового опыта сообщества мукомолов следует, что в рыночных условиях только объединенными усилиями можно эффективно решать проблемы отрасли. Поэтому Правление Союза как одну из основных задач считает объединение в Союзе всех мукомольных и крупяных предприятий страны. Владельцам и руководителям предприятий следует понять, что их перспективы зависят, прежде всего, от вступления в свой отраслевой Союз.
 
 
  ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО СОЮЗА МУКОМОЛЬНЫХ И КРУПЯНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.Участие в работе по реализации Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» в части увеличения производства высококачественного продовольственного зерна, государственного регулирования ввода мощностей по переработке зерна, а также регулирования продовольственного рынка. 2.Разработка проекта специального технического регламента «Требования к качеству муки и крупы, их производству, хранению, перевозкам, реализации и утилизации». 3.Разработка и реализация программы по обогащению муки микронутриентами. 4. Усиление работы, направленной на повышение качества продукции, поступающей на хлебопродуктовый рынок. 5.Подготовка национальных стандартов на муку и крупу и методы их испытаний, гармонизированных с действующими стандартами в странах ВТО. 6.Выполнение целевой программы по добровольной сертификации производства продукции на зерноперерабатывающих предприятиях. Совершенствование работы. 7. Продвижение предложений по экспорту муки и крупы, включая предоставление экспортных субсидий и сокращение сроков возмещения экспортерам НДС, упрощения таможенных процедур. 8. Осуществление мероприятий по оперативному регулированию таможенных пошлин, предусматривающих ограничение импорта муки и недефицитных видов крупы. 9. Отстаивание предложений по приоритетной продаже из интервенционного фонда продовольственного зерна мельничным и крупяным предприятиям. 10. Поддержка развития отраслевой науки, машиностроения, технического перевооружения предприятий, повышения квалификации кадров. 11. Продвижение предложений по созданию условий для развития биржевой торговли мукой и крупой. 12. Подготовка предложений по участию мукомольно-крупяных предприятий в государственных инвестиционных программах, а Союза – в соответствующих правительственных Комиссиях и Рабочих группах. 13. Прием в Союз новых членов, создание региональных представительств Союза, проведение съездов, конференций, деловых встреч, совершенствование информационного обеспечения членов Союза. 14. Представление отличившихся юридических и физических лиц к государственным и общественным наградам и почетным званиям, а также к наградам Союза.

Управление Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
является территориальным органом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), стоит на защите интересов государства, населения и каждого гражданина страны, выполняет функции контроля и надзора в сфере ветеринарии (ветнадзор); карантина и защиты растений, использования пестицидов и агрохимикатов, семеноводства сельскохозяйственных растений, государственного надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки (фитосанитарный надзор), а также государственный контроль за сохранением плодородия земли.

Расположение региона во многом определило специфику Управления. На территории Краснодарского края и Республики Адыгея 17 пунктов пропуска через Госграницу РФ (морским, авиа-, железнодорожным, пешеходным и автомобильным транспортом). Прибрежная зона предусматривает контроль 10 морских портов, перевалка грузов через которые составляет до 35% от общего объема перевалки грузов в Российской Федерации морским транспортом. Управление Россельхознадзора является мощным барьером на пути распространения зооантропонозных заболеваний и поступления на территорию края, Адыгеи и в целом России некачественной сельхозпродукции.

Управление контролирует ввоз на территорию РФ животноводческой продукции, сырья, кормов, животных, птиц и водных биоресурсов, а также вывоз данной продукции из Российской Федерации.

Важным направлением деятельности Управления в сфере внутреннего ветеринарного надзора является осуществление контроля за выполнением мероприятий по предупреждению заноса и распространения карантинных и особо опасных болезней животных, контроля в сфере ветеринарии на железнодорожном и автомобильном транспорте при перевозках поднадзорных грузов в пределах России и СНГ, в том числе при ввозе на территорию РФ и использовании импортного поголовья сельскохозяйственных животных. Проводит проверки хозяйствующих субъектов, занимающихся оборотом продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок, лекарственных препаратов для животных. Управление имеет право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, а также о проведении обязательных диагностических исследований и вакцинации животных, проводит мероприятия по надзору за ветеринарной деятельностью юридических и физических лиц.

С июня 2008 года Управление приступило к полномочной деятельности по лицензированию фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных.

Управление контролирует деятельность 19885 организаций Краснодарского края и Республики Адыгея, осуществляющих производство, заготовку, переработку, ввоз, перевозку и вывоз с территории Российской Федерации продукции животного происхождения, а также хранение, использование и реализацию подкарантинной растительной продукции. Выдает импортные карантинные разрешения, оформляет фитосанитарные сертификаты при отправке продукции растительного происхождения на экспорт и карантинные сертификаты при отправке подкарантинной продукции в другие регионы Российской Федерации.

Управление осуществляет контроль за сельскохозяйственными и агросервисными предприятиями края и Адыгеи на предмет защиты растений, безопасности в сфере оборота пестицидов, агрохимикатов и семян.

С 2008 года Управление осуществляет контрольную деятельность за соблюдением выполнения мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли, контроль выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами, отходами производства и потребления.

Общая площадь земельного фонда Краснодарского края и Республики Адыгея составляет около 8328 тысяч гектаров, площадь земель сельскохозяйственного назначения — более 5102 тысячи гектаров или 61% от общей площади земель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: