Методы педагогических исследование – это научно обоснованные способы познания педагогической действительности.
Существует несколько подходов к классификации методов педагогических исследований.
I. В зависимости от области научного знания, в рамках которой выработаны и обоснованы методы исследования, последние делятся на:
1) общетеоретические (анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, индукция, дедукция, сравнение, моделирование);
2) методы, заимствованные из других наук:
-социологические (анкетирование, интервьюирование, рейтинг);
-социально-психологические (социометрия, тестирование, тренинг);
-математические (шкалирование, ранжирование, корреляция);
3) собственно педагогические методы (педагогическое наблюдение, педагогический консилиум, педагогическая беседа, анализ и обобщение передового педагогического опыта, анализ школьной документации, научно-педагогическая экспедиция, педагогический эксперимент).
II. В зависимости от источника научного познания все методы педагогических исследований делят на две группы:
1) Эмпирические методы – это группа методов, которые позволяют получить научные данные в процессе организованной практической, опытной деятельности. Т.е. источником научного познания в данном случае выступают практика, опыт. К данной группе методов относятся: педагогическое наблюдение, педагогическая беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование, метод диагностических контрольных работ и срезов, педагогический консилиум, метод рейтинга и самооценки, шкалирование, педагогический эксперимент, научно-педагогическая экспедиция, работа со школьной документацией и др.
2) Теоретические методы – это группа методов, позволяющих уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного к конкретному знанию, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные. Т.е. источником научного познания в данном случае выступает определенные полученный в ходе исследования эмпирический и теоретический материал, а инструментом – система логических операций с эмпирическими и теоретическими научными данными. К данной группе методов относятся: контент-анализ, сравнительно-исторический анализ, причинно-следственный анализ, моделирование, монографический метод.